Уже месяц российские граждане могут регистрировать торговые марки наравне с организациями и индивидуальными предпринимателями. Соответствующие поправки в ГК РФ вступили в силу 29 июня. IPQuorum подводит первые итоги и разбирается, какое влияние на рынок окажет расширение доступа к средствам индивидуализации.
Зачем самозанятым товарные знаки
По данным ФНС, к концу 2022 года в России насчитывалось 6,56 миллиона самозанятых, то есть в 1,7 раз больше, чем в 2021 году. В 2023 году самозанятые заработали около триллиона рублей. Популярность этого формата работы легко объяснима – дружелюбный налоговый режим, быстрота и удобство коммуникации с налоговыми органами через специальные приложения, отсутствие обязательной отчетности. Встать на учет в качестве самозанятого можно буквально за полторы минуты. «Очевидно, что с ростом количества самозанятых растет и конкуренция между ними и иными участниками гражданского оборота, прежде всего индивидуальными предпринимателями. А значит, возникает необходимость получения самозанятыми дополнительных инструментов продвижения своих товаров и услуг на рынке», – отметила старший юрист юридической фирмы BIRCH LEGAL Анна Лапшина.
К таким инструментам, безусловно, относятся средства индивидуализации, которых у самозанятых до последнего времени быть не могло. Теперь же справедливость восстановлена. «Расширение субъектного состава правообладателей товарных знаков можно рассматривать как положительное и оправданное решение, которое позволит самозанятым гражданам получить новые ресурсы для развития своей деятельности», – отметила юрист.
Однако новое регулирование содержит и риски. В соответствии с поправками регистрировать товарные знаки смогут любые физические лица, вне зависимости от того, есть ли у них статус самозанятых. Однако физические лица, не платящие налог на профессиональный доход, по закону заниматься коммерческой деятельностью не могут. Анна Лапшина полагает, что подобное положение дел может привести к тому, что физические лица будут регистрировать товарные знаки не для того, чтобы их использовать, а для того, чтобы блокировать использование этих или схожих до степени смешения обозначений другими лицами. «Иными словами, рассматриваемое нововведение дает дополнительные возможности для деятельности “патентных троллей”», – отметила юрист.
Поправки в законодательство среди прочего уравняли российских граждан в правах с иностранцами, напомнила старший партнер юридической компании «Гардиум» Ирина Резникова: «В ряде иностранных государств допускается регистрация товарных знаков на физические лица. Таким образом, иностранные граждане могли регистрировать товарные знаки на территории РФ, в то время как у граждан РФ такой возможности не было. Изменения позволили обеспечить правовое равенство в части осуществления исключительных прав».
Наконец, возможность регистрации товарного знака на физическое лицо может помочь основателям компаний, которые хотят обезопасить себя от утраты прав на бренд, например, вследствие конфликта с партнерами, отметил основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов: «Раньше потерять товарный знак можно было из-за того, что потерял статус ИП, либо из-за корпоративного спора, очевидно, что при регистрации товарного знака на основателя компании таких рисков значительно меньше».
Как отреагировал рынок
Старший юрист Nevsky IP Law, патентный поверенный № 2558 Ольга Мельникова рассказала, что в компанию уже начали активно обращаться самозанятые, заинтересованные в регистрации товарного знака. «Кроме того, у нас были клиенты без статуса индивидуального предпринимателя, которые специально ждали даты вступления в силу закона, чтобы подать заявку от своего имени. 30 июня мы уже подали несколько таких заявок», – добавила она.
Наплыв самозанятых зафиксировали и в «Гардиуме». «На данный момент мы можем отметить высокий интерес к регистрации товарных знаков среди самозанятых. «Гардиум» начал получать заявки уже в день вступления закона в силу. Складывается впечатление, что многие самозанятые ждали этого момента и решили зарегистрировать бренд в числе первых», – отметила Ирина Резникова.
По словам партнера патентной компании IPAKS Group Дмитрия Кравцова, на сегодня в работе шесть заявок от самозанятых. «Причем за регистрацией к нам обратились люди из разных сфер деятельности – дизайнеры, таргетолог, свадебный фотограф, профессиональный переводчик и кондитер», – уточнил юрист.
Более 20 заявок в патентное ведомство от самозанятых подготовили в компании ArtLaw, рассказал Руслан Гацалов: «Пока не ознакомился с официальной статистикой, не знаю, сколько было подано заявок в Роспатент от самозанятых. Но на примере нашей компании можно судить о высоком спросе».
Анна Лапшина, в свою очередь, заметила, что с учетом незначительности срока, прошедшего со дня вступления закона в силу, говорить даже о предварительных результатах пока рано – едва ли даже самые первые заявки успели пройти стадию экспертизы по существу. При этом она подтвердила, что интерес к институту товарного знака очень велик как у самозанятых, так и у физических лиц, пока не обзаведшихся этим статусом.
По словам юриста, об итогах можно будет говорить не ранее, чем через год-полтора применения нового закона. Именно тогда станет понятно, какие заявки дошли до стадии выдачи свидетельства на товарный знак, а какие «брошены», например, в связи с необходимостью уплаты довольно существенных пошлин или привлечения квалифицированного юриста-патентного поверенного. «Не менее 3-3,5 лет, на наш взгляд, понадобится, чтобы понять, какая часть из зарегистрированных на физических лиц товарных знаков действительно используется, а какая была зарегистрирована на волне энтузиазма без реальной цели или возможности использования. В этой связи, на наш взгляд, одним из негативных последствий рассматриваемых нововведений будет рост количества процессов, связанных с досрочным прекращением правовой охраны товарных знаков в связи с их неиспользованием», – добавила она.
В каких сферах пригодится товарный знак
Самозанятые активно работают в сфере IT, автосервиса, образования, бьюти-индустрии, строительства, ремонта, развлечений, не говоря уже о таком повсеместно распространенном виде заработка, как сдача в аренду недвижимости. В какой из этих сфер будут востребованы товарные знаки, зависит как от специфики области деятельности, так и от степени открытости сообществ, в которых самозанятый ищет клиентов. Товарные знаки в первую очередь нужны там, где речь идет о продуктах или услугах ежедневного спроса, которые предлагаются широкой аудитории, уверена Анна Лапшина.
Ольга Мельникова уже готова поделиться некоторыми наблюдениями: «По нашей практике это актуально для лиц, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, образования. Также актуально для тех, кто создает онлайн-продукты, и для дизайнеров. Вместе с тем выборку за месяц нельзя назвать большой, поэтому тренды сможем выделить, наверное, ближе к концу года».
Средства индивидуализации будут особенно полезны тем самозанятым, которые торгуют на маркетплейсах, полагает Ирина Резникова: «С помощью товарного знака граждане смогут индивидуализировать товар, использовать обозначение в карточках». Кроме того, по ее мнению, регистрация обозначений пригодится кондитерам, фотографам, блогерам, медийным личностям и репетиторам: товарный знак поможет защитить название курса, имя, псевдоним или даже страницу в социальных сетях.
Зарегистрированный товарный знак наиболее полезен в сферах, связанных с личным приемом или работой по модели «ты и клиент» или «ты и аудитория», полагает Дмитрий Кравцов: «Например, это репетиторы или учителя, преподающие онлайн. Также я бы отметил блогеров со всей их массовостью и разнообразием контента. Парикмахеров, стилистов, мастеров по татуировкам или маникюру. В целом, как я уже говорил ранее, этот механизм наиболее актуален, прост и полезен для тех, кто работает индивидуально».
С ним согласен Руслан Гацалов: «Товарный знак, оформленный на физическое лицо, подойдет для всех направлений творческой индустрии, где работа строится самим основателем компании, без привлечения партнеров и инвесторов, банковских кредитов и субсидий». По словам юриста, зарегистрировать товарный знак на физическое лицо имеет смысл в тех проектах, которые выходят на рынок главным образом за счет сильного бренда основателя.
Товарный знак – трамплин к своей компании
Для многих бизнесов регистрация товарного знака может стать точкой роста, полагает Ольга Мельникова: «Во-первых, самозанятый получает возможность эффективно пресекать нарушения прав, а также самостоятельно защищаться от претензий со стороны третьих лиц. Во-вторых, интенсивное использование бренда приводит к тому, что его можно начать коммерциализировать, например, выдавать лицензии. Таким образом, сильный бренд, защищенный в самом начале пути, может помочь расширить бизнес в дальнейшем».
С ней солидарен Дмитрий Кравцов: «Самозанятость – это отличная возможность решиться и начать свой бизнес. При грамотном ведении дела он будет развиваться, и со временем может потребоваться смена организационно-правовой формы. Но что важно, «раскрученный» бренд останется с владельцем и в дальнейшем».
По его словам, переход к ИП или создание ООО могут потребоваться в тех профессиональных областях, где по мере развития будут нужны новые сотрудники. «Возьмем ту же кондитерскую. Поначалу самозанятый будет справляться сам. Он будет не спать ночами, что-то готовить, выпекать, украшать, чтобы утром это выставить на полки магазина. Но при наличии бренда будет действовать правило: сначала ты работаешь на имя, а потом имя работает на тебя», – резюмировал он.
В то же время Анна Лапшина обратила внимание на то, что самозанятые далеко не всегда стремятся превратиться в индивидуальных предпринимателей или учредить компанию: все-таки режим самозанятых вводился именно как альтернатива привычным ИП и юридическим лицам при этом с облегченным налоговым режимом. По ее словам, скорее нововведение можно рассматривать как элемент поддержки МСП.