Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 июня 2023
Поделиться

Космос в тренде: как образы Юрия Гагарина, Белки и Стрелки стали креативными брендами

Космос в тренде: как образы Юрия Гагарина, Белки и Стрелки стали креативными брендами

Фото Digital IP

В России активно развивается ниша арт-брендов, которые используют в оформлении своей продукции картины знаменитых художников, изображения исторических и научных артефактов, архитектурных шедевров и знаковых достижений человечества. Это перспективное направление для креативного бизнеса, однако, чтобы двигаться в нем, необходимо получить лицензию на использование таких объектов интеллектуальной собственности — у каждого из них есть свой автор или разработчик. 

Вторым в России музеем после Третьяковской галереи, у которого есть лицензионная программа, стал Музей космонавтики. Именно поэтому там была проведена выездная лекция для студентов бесплатного образовательного проекта «ПРО.Креатус», целью которого является изучение юридических аспектов управления, охраны творческих продуктов, основных принципов монетизации интеллектуальной собственности и создание сплоченного сообщества лидеров креативного бизнеса. Он организован Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой информации Digital IP для столичных топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей в креативной сфере. На выездной лекции руководитель отдела по связям с общественностью и маркетинга Музея космонавтики Всеволод Огарков рассказал участникам проекта о коллаборациях с креативными брендами, ценности экспонатов как объектов интеллектуальной собственности и перспективах их использования. 

Космическая популярность

Космос как нечто загадочное, далекое и неизведанное всегда будоражил фантазию людей, а современные достижения в этой сфере ещё больше подогревают интерес к этой теме. Только за прошлый год в интернете зафиксировано 367 182 070 запросов по ней, из которых по 80 000 000 – по словам «звезды» и «Королев». Продукция с космической тематикой уже давно пользуется популярностью и используется ведущими мировыми брендами, такими, как Nike, Puma, Coach, H&M, Стокманн, Chanel, часовая мануфактура «Ракета» и многими другими. 

Говоря об отношении россиян к космической теме, нашумевший фильм «Вызов» с Юлией Пересильд набрал 1 360 000 000 рублей за 19 дней проката и 5 680 580 запросов в рунете за последний месяц. Кроме того, согласно социологическим исследованиям прошлого года, 74% жителей убеждены, что наша страна является одним из лидеров космических разработок, 65% считают успехи в этой сфере предметом национальной гордости, а 55% уверены, что космическая программа стала главнейшим достижением СССР.  

Коллаборации с брендами

В Музее космонавтики хранится вся история отечественной космонавтики – от идей Циолковского до достижений наших дней, которыми не могли не заинтересоваться современные бренды. 

«В 2021 году мы выпустили вместе с Uniqlo капсульную коллекцию футболок UTme! с изображениями космических артефактов: фотографией Стрелки, побывавшей вместе с Белкой в космосе, первого планетохода «Луноход-1» и монумента «Покорителям космоса». Изначально мы хотели использовать коллекцию советских плакатов, но столкнулись с проблемой очистки прав: их авторы известны, однако большинства уже нет в живых. При этом найти их наследников оказалось практически невозможно, а типографии, печатавшие эти плакаты, давно закрыты. Мы обращались в Союз художников, плакатистов, но безрезультатно, и тогда решили взять изображения тех объектов, по которым проблем с правами не будет. «Хозяином» Белки и Стрелки были СССР и Институт медико-биологических проблем, специалисты которого после их естественной смерти сделали чучела животных и передали их музею. Мы также обладаем правами на изображения «Лунохода-1» и, разумеется, монумента «Покорителям космоса», под которым и расположен наш музей», — рассказал Всеволод Огарков.

Еще одним успешным кейсом стал совместный проект с рестораторами братьями Березуцкими, которые использовали био-принтер, представленный в музее, для печати морепродуктов. Несмотря на высокую цену такой продукции, спрос на нее был очень велик, а очередь за искусственно выращенными кальмарами и другими дарами моря выстраивалась на три месяца вперед.

В прошлом году также планировался крупный проект с одной из самых популярных в мире игр PUBG Mobile под названием «Из игры — в музей», в рамках которого ее производители подарили музею макет Спутника-3. Изображение спутника также может использоваться различными брендами по лицензионному договору.

Как происходит лицензирование

Музей не работает с брендами и компаниями напрямую: по словам Всеволода Огаркова, это сложная деятельность, которую лучше делегировать профессионалам: «Нашим лицензиатом является агентство Brand4rent, известное по сотрудничеству с Третьяковской галереей, «Союзмультфильмом» и другими крупными российскими организациями. Они давно на рынке и понимают, что интересно компаниям-производителям и конечному потребителю. Специалисты агентства выбирают наиболее интересные экспонаты музея, мы предоставляем их изображения и список прав, которыми обладаем, после чего они создают гиды по стилю — дизайн-рекомендации, как можно использовать эти объекты в разных стилях: от более дерзких, современных до классических вариаций. Права на эти гиды полностью отчуждаются нам, и мы можем передавать их партнерам. Ведением договоров и финансами полностью занимается агентство, а мы впоследствии получаем роялти с продажи каждой единицы товара с изображением наших экспонатов». 

Генеральный директор Brand4rent Денис Кулаков рассказал, почему агентство заинтересовано в сотрудничестве с Музеем космонавтики:

«Космос — это глобальный тренд. Сегодня в мире реализуется огромное количество лицензионных программ, связанных с этой темой: NASA, большая программа Илона Маска. Музей космонавтики в Москве — один из крупнейших научно-исторических музеев России и один из главных музеев космонавтики мира. Среди его экспонатов представлены образцы ракетно-космической техники, личные вещи космонавтов и конструкторов, архивные документы и коллекции живописи и графики. Мы решили, что совместно сможем сделать множество прекрасных продуктов с интересным дизайном». 

Помимо изображений Белки и Стрелки, среди идей для креативных брендов — работы известных художников космистов из объединения «Амаравелла» в стиле ретрофутуризма, чертежи первого в мире космического архитектора и дизайнера интерьера космических кораблей Галины Балашовой, ранее засекреченные сатирические стенгазеты советского инженера-конструктора Владимира Бугрова, изображающие жизнь различных космических подразделений, живопись Алексея Леонова, который был не только выдающимся космонавтом, но также талантливым художником, и многие другие экспонаты. Правда, самый популярный в России «бренд» Юрия Гагарина и все, что с ним связано полностью принадлежит не музею, а семье легендарного космонавта — его дочерям Елене и Галине, с которыми нужно напрямую договариваться об использовании любых образов.

«Наша основная задача — показать производителям и розничным сетям, что с помощью лицензий на изображения таких объектов они могут расширить ассортимент товара, выйти на новую аудиторию, создать интересный инфоповод для продвижения на рынке и в конечном итоге увеличить количество продаж. Разработав линейку дизайн-решений, мы приходим к клиентам и показываем им, как они будут смотреться на конкретной продукции, объясняем, почему это будет интересно покупателям и какую выгоду принесет компании. Если предложение заинтересовало производителя, мы договариваемся о коммерческих условиях, музей согласовывает их, подписывает договор, и лицензиат начинает разработку продукта. Обычно его производство занимает от трех месяцев до года с момента подписания договора. Программы лицензирования позволяют музеям не только зарабатывать на своих коллекциях, но и реализовывать свою главную миссию: популяризировать культурное и научно-техническое наследие», — уверен Денис Кулаков.

«У нас есть различные виды объектов на постоянном или временном хранении, оказавшиеся в музее в разное время. На выставке «Модель для сборки» представлены экспонаты, которые музей приобрел за последние 6 лет, и они самые «доступные», все права на них переданы нам. Однако в случае необходимости лицензиат музея полностью берет на себя очистку авторских прав, поэтому у брендов, которые хотят использовать изображения более раритетных экспонатов, всегда есть выбор. Некоторые креаторы – например, дизайнеры одежды, приходят к нам просто за вдохновением, с другими рождаются реальные коллаборации. Мы всегда рады новым идеям», — резюмировал Всеволод.    

 

Автор: Наталья МАЛАХОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше