В столице подходит к финалу первый поток проекта «ПРО.Креатус», организованного Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Одним из спикеров бесплатной образовательной программы для топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей стал создатель сети мужских парикмахерских эконом-класса «Супермен» Василий Михайлов. IPQuorum расспросил бизнесмена о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель, можно ли запустить франшизу с нуля и почему так сложно организовать low-cost салоны для женщин.
— Как родилась идея запустить сеть мужских парикмахерских эконом-класса?
— Как ни странно, но все началось с ошибки. Несколько лет назад я запускал таргетированную рекламу для одного из салонов красоты. Там был такой слоган «мужские стрижки всего за 999 рублей». Рассчитано это было исключительно на столицу, но я забыл поставить галочку «показывать только в Москве», и в итоге объявление транслировалось на всю Россию. Прочитав комментарии, которых за пару месяцев набралось более 600, я понял, что большинству наших парней не нужен крутой барбершоп, а нужна качественная и недорогая стрижка. Так появилась идея запустить сеть парикмахерских low-cost салонов. После этого я начал думать над реализацией проекта. По сути, главный вопрос был в том, откуда взять деньги на существование и развитие компании, если стрижка будет стоить не дороже 500 рублей. Обычно самые большие затраты – это аренда, зарплата сотрудников, налоги и кредиты на расходники. Тогда я решил, что можно существенно сэкономить, если убрать администраторов. Вместо них я поставил терминалы наподобие тех, что использует банковский сектор. Помимо экономии, это дает еще и аналитику. Плюс нужно понимать, что мужчины в принципе не очень любят записываться в парикмахерскую, им куда ближе формат «шел мимо-зашел-постригся».
Чтобы снизить расходы на расходники, мы решили оставить 5 базовых стрижек. Уборку доверили специальным роботам-пылесосам. Запустили тест. За первые полгода я открыл шесть парикмахерских в разных локациях и фиксировал, насколько система работает. Дело пошло. Средний чек у нас был 300-350 рублей, сейчас он по объективным причинам вырос до 400. Это не дорого. Затем я понял, что чтобы масшатбироваться мне нужно либо запускать франшизу, либо открывать новые точки самостоятельно. И я выбрал франшизу. Именно так началась история «Супермена».
— Вы сказали о том, что вас подвергли критике за стрижки стоимостью в 999 рублей. Но это, как я понимаю, в регионах, а насколько трудно было конкурировать с модными барбершопами в Москве?
— Одно время это было реально модно. Сходить в барбершоп, выложить за стрижку в среднем полторы тысячи рублей, выпить вискаря. Но потом хайп начал сходить. Дело в том, что мужские стрижки у нас никогда дорого не стоили. Это женщины ходят в салон за эмоциями, мужчинам в основном нужно просто подстричься. Такова статистика. Сейчас у нас очень много клиентов, которые еще недавно ходили в барбершоп, но потом поняли, что если стричься там каждый месяц, то это серьезно бьет по карману, а большой разницы они не видят. Если говорить о регионах, то в целом там стоимость сегодня такая же, как и в Москве. Хотя есть и те, где на 50 рублей дешевле.
— А почему выбрали название – «Супермен»?
— Потому что всем ясно, кто такой супермен. При этом мы создали своего аутентичного персонажа. Если присмотритесь, то увидите, что в качестве прототипа выбран Юрий Гагарин. У нас и дизайн салонов выдержан в стиле советского конструктивизма. Почему? Эта стилистика сразу дает понять, что у нас все по ГОСТу, то есть качественно, но при этом недорого. Кстати, эту идею я почерпнул в одно из статей Артемия Лебедева про дизайн московского метро. Время показало, что мы не ошиблись. Вывеска приносит нам до 50% новых клиентов.
— Не боялись, что вам могут отказать в регистрации товарного знака?
—Такая мысль была, но мы все-таки решили подать заявку и, как видите, ее одобрили.
— Насколько сложно было запустить франшизу?
— Сложности есть в любом деле. Но в истории с франшизой есть важный аспект – помимо того, что ты раскручиваешь свой бренд, ты еще постоянно занимаешься коучингом. Многие из партнеров ничего не знают про наше дело, а значит, наша задача – научить их управлять салоном. Нам приходится проводить большую работу по созданию регламентов, стандартов, организовывать обучение мастеров и так далее. Этот процесс не прекращается ни на минуту. Фактически мы делаем из них предпринимателей. Нам повезло, что первым нашим франчайзи стал один из наших постоянных клиентов. Мы с ним обкатали эту историю, посмотрели, что и как работает. Затем я об этом рассказал в социальных сетях, о нас написали статью в крупном издании, и за два дня у нас появилось 150 заявок. Мы начали открывать новые точки, дорабатывать концепцию. Собственно, мы до сих пор этим занимаемся. Чтобы выстроить бренд, который будет известен по всей стране, нельзя останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах. Нам еще многое предстоит сделать.
— Сколько у вас франчайзи, и что они получают на практике помимо того, что вы учите их работать?
— Сейчас у нас в сети 151 парикмахерская. Это порядка 80 партнеров, так как некоторые держат по несколько точек сразу. Какую поддержку они получают? Мы консультируем по всем вопросам, у нас разработаны регламенты по всем процессам – вплоть до поиска места и ремонта помещения. Само собой, обучаем мастеров. Причем делаем это дистанционно. Этот формат отлично зарекомендовал себя в пандемию, и мы решили его сохранить. Мы выпустили серию обучающих роликов, систему заданий и контроля. Конечно, мы сразу же отсматриваем результаты, показываем, какие ошибки исправить и на какие нюансы обратить внимание. Чтобы получить сертификат, нужно предоставить от 40 до 80 работ, причем качественно выполненных. С этим у нас строго. Кроме того, процесс идет под контролем руководителя, так что не схалтуришь и чужую работу не отошлешь. Зато мы можем обучать людей и в Новосибирске, и в Краснодаре, и в Москве.
Если выполнять все наши рекомендации и указания, то выручка получается хорошей. Это отличный пример для тех, кто еще учел не все нюансы. Они видят, как работают другие партнеры и стараются дотянуться. Мы ведем статистику, где учитываем показатели качества каждой точки. То есть постоянно контролируем процесс в любой парикмахерской в любой точке страны.
— Как удается отслеживать качество предоставляемых услуг? Наверное, одной статистикой тут не обходится?
— Конечно, у нас серьезная система контроля. Мы отслеживаем все отзывы, комментарии клиентов, плюс в каждом салоне стоит камера, которая в режиме реального времени показывает все, что происходит, как мастера работают. Если мы видим систематические проблемы, то наши менеджеры выезжают на точку и проводят детальный аудит. Дальше действуем по договору. Мы показываем, что именно не работает и как это исправить. Затем даем время на устранение недостатков. Если все ок, то продолжаем работать. Если нет, то вплоть до расторжения договора. Но такое было всего пару раз.
Каждый партнер понимает, что влияет на всю нашу сеть и на других франчайзи, а не только на управляющих, а потому все стараются работать качественно.
Плюс у нас не только система кнута, но и поощрений. У нас есть свой знак качества, который дает партнеру определенные привилегии со стороны руководства компании. В первую очередь снижение ставки по франшизе. Это дает возможность партнерам, которые добросовестно и качественно работают, снижать расходы.
— Насколько сильно на вас отразилась история с ковидом?
— Конечно, нас накрыло, как и все страну. Но мы использовали это время для обучения мастеров. Проводили активно вебинары. Когда карантин сняли, то нашим мастерам реально некогда было в туалет сходить, такие стояли очереди. Так что мы быстро восстановили клиентский поток. Людей стало даже больше.