Дизайн открывает перед бизнесом новые возможности для освоения внутреннего и внешнего рынка. Это обсуждалось во время сессии на деловой программе II Московской недели интерьера и дизайна.
Спикеры рассказали, как проект «Фабрика дизайна» помогает наладить диалог между бизнесом и дизайн-сообществом, какого рода стратегии необходимо предпринять российским компаниям, желающим освоить внутренний и внешний рынок, и какие меры поддержки оказывает дизайнерам Правительство Москвы.
Проект «Фабрика дизайна» запущен Агентством креативных индустрий и Союзом Дизайнеров России.
«Фабрика дизайна» как коммуникационная площадка
По итогам первой «Фабрики дизайна», закончившейся осенью 2022 года, было заключено 22 соглашения о сотрудничестве. Тогда в проекте участвовало 76 компаний из 68 регионов России.
В этом году, по словам Виталия Ставицкого, президента Союза Дизайнеров России, их количество выросло до 80 компаний. Все они заинтересованы в сотрудничестве с дизайнерами и поиске уникальных креативных решений для позиционирования бренда на рынке.
— Дизайн становится важнейшим инструментом конкурентной политики компании. Товары, которые разрабатываются в нашей стране, действительно завоевывают новые рынки, — рассказал он. — Сегодня мы видим со стороны бизнеса большой запрос на сотрудничество. Бизнес понимает, что такие проекты, как «Фабрика дизайна», который мы проводим вместе с Правительством Москвы и Агентством креативных индустрий, помогают решать важные задачи, стоящие перед любой компанией.
Коллегу поддержал Александр Лукоянов, основатель и генеральный директор компании «Сетевые Исследования» и руководитель аналитического центра Союза Дизайнеров России:
— «Фабрика» дает возможность провести диалог. У заказчиков есть желание разговаривать. Есть желание понять, что из себя представляют промышленные дизайнеры, чем они могут дополнить наших конструкторов и технарей на производстве.
Спикеры отметили, что масштаб «Фабрики» в этом году сильно увеличился. Если в прошлый раз проект насчитывал около 500 дизайнеров, объединенных в команды из нескольких человек, то теперь их уже 800.
— Хотя изначально «Фабрика дизайна» формировалась как московский проект, так получилось, что она стала всероссийской, — заметил Виталий Ставицкий.
Внешний рынок
Компании смогли отправить задания для дизайнеров по одному из четырех предложенных треков: «Техносуверинитет», «Экспорт», «Быт» и «Устойчивость».
Особое внимание спикеры уделили нюансам разработки решений для освоения внешнего рынка. Заинтересованные в экспорте российские компании отправили на «Фабрику» более 40 заданий.
Об этом рассказал куратор экспортного трека Николай Облапохин.
— У нас есть несколько направлений. Это продукты питания, товары повседневного спроса, мебель, оборудование и бытовая техника. Каждый мы анализируем, для кого делаются эти продукты, как бренд может коммуницировать с этой аудиторией, — поделился он.
По его словам, сегодня многие российские компании переориентировались на Китай, Вьетнам, Ближний Восток и т. д. Если бренд хочет добиться там успеха, он должен выяснить, какие модели потребления существуют на рынках этих стран.
— Мы работаем, например, над кашами быстрого приготовления: это гречка с разными ингредиентами, фруктами и т. д. Как сказал заказчик, приоритетом для него является рынок Китая и Вьетнама. Что мы обнаружили? Гречку там никто не знает, но молодая аудитория — аудитория экспериментаторов — любит новинки. Когда дистрибьюторы попробовали эти каши, они вернулись и сказали: «Классно, давайте нам побольше, только делайте послаще». Получается, то, что нам казалось сладким, для них было недостаточно, — рассказал Николай Облапохин.
Кроме того, эксперт затронул тему восприятия отечественных товаров на внешнем рынке. По его словам, иностранный потребитель воспринимает российскую продукцию как качественную и экологичную. Он отметил, что в странах Европы и Азии многие демонстрируют лояльность к российским производителям.
— Дистрибьюторы из Вьетнама, например, сказали: «Поставьте, пожалуйста, российский флаг на упаковку, потому что у нас любят все из России», — добавил он.
Дизайнер будущего
Член жюри, а также основатель и генеральный директор SmirnovDesign Сергей Смирнов рассказал, что благодаря проекту было сформировано пространство, в котором исполнители и заказчики учатся взаимодействовать друг с другом. Дизайнер должен научиться искать компромисс между требованиями бизнеса и требованиями потребителя: с одной стороны, придумать недорогое решение, с другой — качественное и интересное.
— Одна из больших идей «Фабрики» — создание дизайнеров будущего, дизайнеров-практиков. Как и стабильных подрядчиков и заказчиков, которые также серьезно относятся к промышленному дизайну и повышению конкурентоспособности собственных продуктов, — сказал он.
По мнению Сергея Смирнова, «Фабрика дизайна» может стать для участников «тренировкой в реальном бою». В работе над проектами дизайнерам необходимо учитывать законы физики, особенности материалов и технологий, стратегии конкурентов и современные эстетические тренды. Это непростой и долгий процесс, но все участники «Фабрики дизайна» мотивированы учиться и искать решения, ведь все проекты, созданные здесь, могут быть реализованы бизнесом.
Меры поддержки
О существующем в индустрии запросе на повышение уровня юридической грамотности рассказал Константин Бучнев, заместитель генерального директора АКИ. Для решения этой проблемы в 2022 году АКИ открыло школу интеллектуального права «Креатус». Агентство провело три потока очного обучения, после которых запустило онлайн-курс. Онлайн-курс состоит из 21 лекции. Прослушав их, ученики могут пройти тестирование и получить сертификат об окончании курса. В мае АКИ планирует выложить эту программу на свой сайт и открыть к ней доступ.
13 мая стартовал курс «ПРО.Креатус», в рамках которого руководители бизнеса в сфере креативных индустрий смогут узнать нюансы работы с IP и интеллектуальной собственностью, а также получить поддержку от уже успешных предпринимателей.
— Я думаю, что эти два проекта друг друга дополняют. Участвуя в «Фабрике», параллельно можно участвовать и в «Креатусе». Образование никогда не бывает лишним, особенно в сфере результатов интеллектуальной собственности, которые мы как раз и создаем, — сказал Константин Бучнев. — В начале года мы провели креатон «Дизайн-цех», участники которого разрабатывали оформление сувенирной продукции под заказ партнеров.
Кроме того, Константин Бучнев сообщил, что в ближайшее время у АКИ стартует несколько треков «Фабрики». Художники и дизайнеры будут разрабатывать оформление ресторанов и различных общественных пространств. Так АКИ хочет внедрить дизайн и искусство в повседневную жизнь человека.
Встречу закрыл Александр Лукоянов:
— Очень важно, чтобы все, кто занимается поддержкой дизайна, понимали, что действительно нужно дизайнерам, каким образом к ним подойти и как сделать так, чтобы не навредить. Я убежден, что «Фабрика дизайна» — это проект, который эти моменты учитывает. Он продолжает развиваться и сверять себя с реальностью. В ближайшие годы экономический рост в дизайне будет увеличиваться, а «Фабрика» этому способствует.
На II Московской неделе интерьера и дизайна представили более 650 российских и международных компаний. Мероприятие посетили 253 000 горожан.
За четыре дня в рамках образовательной программы выставки прошло более 100 лекций, мастер-классов и дискуссий. Ведущие представители сферы из России и иностранных государств затронули самые острые вопросы индустрии: проблемы рынка труда, будущее профессионального образования, современные тренды в сфере домашнего интерьера и т. д.
Автор: Маргарита Емелина