Дизайн и мода
15 мая 2023
Поделиться

К северу от бабушкиного сундука: как Александра Гапанович переосмысливает традиции прошлого в современной моде

К северу от бабушкиного сундука: как Александра Гапанович переосмысливает традиции прошлого в современной моде

С 28 по 30 апреля в столице прошли маркеты Московской недели моды. В мероприятии приняли участие 700 брендов из 69 городов России. Свои коллекции на площадках семи столичных торговых центров и на Тверском бульваре разместили Radical Chic, Sasha Gapanovich, Measure, 1377, ZA_ZA, BITTE_RUHE, IT’S PERSONAL, Surovaya, COME AMO, PLNB Jeans, SHIN BRAND, ABZAEVA, FRONT и многие другие российские марки. Проект организован при поддержки Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентства креативных индустрий, благодаря чему аренда торгового места и кассовое обслуживание были предоставлены дизайнерам на безвозмездной основе. 

В этом году в Московской неделе моды принял участие бренд Sasha Gapanovich. В одежде этого бренда раскрывается душа настоящего Русского Севера. Дизайнер Александра Гапанович переосмысляет традиции прошлого через тенденции современности моды. Вещи от Sasha Gapanovich насыщены пронзительной ностальгией, но не теряют своей актуальности. 

Фото предоставлено брендом Gapanovich

— Когда вы впервые заинтересовались модой?

— Мне кажется, что почва была заложена еще в детстве. Моя мама — технолог швейного производства, и я много времени проводила у нее на швейной фабрике. Мы много ходили по цехам. Она мне говорила: «Сходи, повыбирай тряпочки, которые тебе нравятся. Мы тебе из них сошьем какое-нибудь платье, какое тебе понравится». Я выбирала, а мамины подруги шили мне платье из таких кусочков.  

Но осознанное желание стать дизайнером во мне разбудил конкурс, на который я попала в 17-18 лет. В то время я только поступила в училище, и меня направили на наш мурманский фестиваль. В то время он проходил в формате творческого вечера в ночном клубе, на котором собрались единомышленники и устроили такой вот конкурс. 

Когда я впервые увидела, как дизайнеры представляли свои работы, как модели двигались по подиуму, по всему моему телу прошли мурашки. Даже сердце заколотилось! Эти коллекции были из старых, бросовых и переработанных материалов. Вещи создавали из дисков, из мешков, пакетов — из всего, что дизайнер захотел использовать! Мне так это понравилось. Во мне проснулись эмоции, амбиции! Я помню, как подумала: «Я могу и хочу так же». Хочу стать дизайнером одежды, участвовать в таких конкурсах и хорошо делать свою работу. 

После этого конкурса я начала думать об участии в нашем, мурманском, фестивале «НаМОДнение». В то время я чувствовала себя неуверенно как самостоятельная единица, поэтому работала в тандеме. Мы назывались группа «Воздух». Жюри нас раскритиковало. Но я понимала, что это был мой первый опыт, поэтому решила не опускать руки. Критика жюри повлияла на меня очень конструктивно. И на следующий год мы взяли Гран-при с новой коллекцией! Поехали в Москву, чтобы принять участие в конкурсе «Кадры индустрии моды» проекта «Экзерсис», где коллекция заняла четвертое место. 

— Какой была ваша работа над созданием собственного бренда? 

— Хотя дизайном я занималась давно, в 2019 году почувствовала потребность получить дополнительное образование. Мне не хватало глубины, понимания, что именно я хочу транслировать. Поэтому я взяла обучающий курс в онлайн-академии брендинга и дизайна Metrics. Там я разбиралась с ДНК бренда, ценностями, концепцией. Изучала маркетинговые стратегии. Именно там я вошла в состояние творческого потока, погрузилась в процесс. Разобралась в себе, поняла, что именно хочу транслировать аудитории. Я создала коллекцию, которая впоследствии получила грант на участие в неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week. С тех пор мой бренд стал набирать обороты по узнаваемости, получать приглашения в интересные проекты. 

Фото предоставлено брендом Gapanovich

— В описании вашего бренда сказано, что для вас важны темы «связи поколений» и «наследия предков». Как они пришли к вам?

— Для меня прошлое — это огромный источник вдохновения. Его можно и нужно изучать. Это дает мне опору — и в работе, и в жизни вообще. Когда ты знаешь свои корни, бережешь их, несешь в себе и передаешь следующему поколению. Это очень важно. В первую очередь, я говорю о поколениях внутри семьи. Все вещи, которые я создаю, — это мой личный детский опыт. Запах и фактура березового сундука, в который бабушка прятала от нас конфеты. Солома. Трава. Поле. Ситцевые платья. Все, что видела у бабушки в деревне, у родителей своих друзей, я транслирую в своей одежде. В формах, в объемах, в использованных тканей. Я сознательно немного нарушаю фактуру, состариваю ее, чтобы создать ощущение, как будто эту вещь достали из бабушкиного сундука. 

Смешение фактур, смешение актуальных и трендовых вещей с ностальгическими дает мне возможность внедрить традиционный крой в современность. Свою идею я стараюсь преподносить немного завуалированно. Люди все равно считывают элементы чего-то русского и традиционного. В этом, наверное, смысл. Взять за источник вдохновение прошлое, пропустить это через себя и переложить на современное поле. 

Такие мелочи и формируют связь между поколениями. К сожалению, в моей жизни были потери близких людей, которых уже невозможно увидеть и вернуть. С помощью вещей я их вспоминаю. Мне бы очень хотелось, чтобы так же, через вещи, обо мне вспоминали и мои дочки, когда меня не станет. 

Мои покупатели, люди, которым нравится мой бренд, часто говорят: «Это было у моей бабушки. Она использовала такие ткани!», «Это так душевно и тепло!», «Это похоже на искусство».

Фото предоставлено брендом Gapanovich

— Также вы упоминаете «культуру народов Севера». Что именно вас вдохновляет в ней и как вы работаете с первоисточниками?

— Для меня Север — это таинственность и загадочность. Непостижимость, тишина и глубина. Меня всегда может вдохновить какая-то поездка, другая страна, другая культура. Мой Север отражен в многослойности. Я из Мурманска, где очень холодно, и в детстве мы надевали чепец, под чепец — еще чепец, рукавички, рейтузы, колготки, шерстяные носки, перчатки, шарф, пальто, в котором ты упадешь и не встанешь от тяжести. 

— Видела Вашу коллекцию «Наслоения», созданную в коллаборации с Российским этнографическим музеем. В ней вы исследовали саамские костюмы. 

— Для меня это одна из самых любимых работ. Она была создана в рамках проекта с FrontFashion и этнографическим музеем Санкт-Петербурга. Мы познакомились с Ольгой Михайловской и Евгенией Филипповой... Они дали мне возможность принять участие в этой коллаборации наряду с другими дизайнерами. Нас никак не ограничивали в идеях, но при этом очень хотели помочь. 

В Санкт-Петербурге мы изучали архивы, посещали лекции, вдохновлялись экспозицией. Помню, как в самый первый день я зашла в музей, где заметила костюм одного из саамских племен. Это был военный костюм, защитный и глухой. Он состоял из деревянных дощечек, которые заходили друг на друга, как бы наслаиваясь. Получался такой панцирь, через который ты как будто не мог пробиться. Этот костюм стоял у меня перед глазами — и всё. Почему-то я зациклилась именно на нем, хотя вокруг было множество других прекрасных экспонатов. Эти дощечки были еще такие отшлифованные — от времени, от северного ветра, от соли, от воды. Они были такими гладкими, что даже звук при их движении у меня визуализировался. 

Я взяла этот элемент за основу и назвала коллекцию «Наслоения». Эти наслоения я искала везде: культуры, эпохи, традиции, люди. В природе есть те же наслоения, где одно проникает в другое. В итоге получилась коллекция со стегаными, большими вещами, с принтами, которые отсылают к вещам из бабушкиного сундука. 

Эта коллаборация стала знаковой для моего бренда. Через нее со мной познакомилась широкая аудитория. 

— У вас были другие похожие проекты?

— Недавно у меня состоялась еще одна коллаборация с Елецкими кружевами. Это спецпроект VOICE, который выйдет в специальном печатном выпуске журнала 20 мая. 

Взаимодействие с молодыми дизайнерами помогает народным промыслам, таким как Елецкие кружева, интегрироваться в современность, заинтересовывать людей и показывать немного иной взгляд на эти вещи. Дизайнеры могут сделать это частью своего мышления и своей одежды.

— Вы приняли участие в Московской неделе моды. Какие впечатления у вас остались от этой программы? 

— Это уже второй мой маркет на Московской неделе моды. В первый раз я получила колоссальную обратную связь от покупателей. 

Для меня это возможность показать свой бренд, познакомиться с живой аудиторией, пообщаться, рассказать о себе и своих коллекциях. 

Люди, которые впервые знакомятся с моей одеждой на маркете, через общение со мной могут понять и прочувствовать мои идеи, узнать, что я транслирую, потрогать и ощутить вещи, приобрести. Это, конечно, самый идеальный вариант, когда знакомство заканчивается покупкой! Но и общение — тоже очень важно. Оно вдохновляет и дает силы действовать дальше. 

Так что впечатления самые лучшие. Если у меня будет возможность, я обязательно буду участвовать во всех дальнейших проектах Московской недели моды. 

Фото предоставлено брендом Gapanovich

— Чем такие мероприятия, как Московская неделя моды, могут помочь молодым российским дизайнерам?

— Это одно из самых больших, значимых, глобальных и ценных событий, которые происходят в российской fashion-индустрии. Без него не будет развития! Это возможность для дизайнеров презентовать себя. Первая возможность показать свою коллекцию на площадке Московской недели моды стала для меня восторгом и большим потрясением. 

Это очень важно! Я желаю всей команде, которая занимается Московской неделей моды, сил, энергии, не сдаваться и не опускать руки. За вами — множество людей, которые рассчитывают и надеются на вас. 

 

 

Автор: Маргарита ЗАХАРОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше