Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
28 апреля 2023
Поделиться

Средства для бизнеса и выход на экспорт: как государство помогает индустрии дизайна

Средства для бизнеса и выход на экспорт: как государство помогает индустрии дизайна

Фото IPQuorum

В Москве прошел первый Российский форум дизайна и моды, объединивший на одной площадке представителей власти и производственных предприятий. Его организаторами выступил Фонд Росконгресс при поддержке Минпромторга России, Союза Дизайнеров России, а также Университета им. А.Н. Косыгина. Одной из важнейших в рамках программы стала дискуссия, посвященная мерам государственной поддержки индустрии дизайна. 

Встречу модерировала заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Людмила Цой. В ней также приняли участие директор Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вера Хмырова, уполномоченная по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева, директор по поддержке экспорта строительных материалов, легкой промышленности и потребительских товаров ГК «Российский экспортный центр» Максим Чапов и полномочный представитель президента Союза Дизайнеров России по Северо-Западному федеральному округу Александра Бобрецова. 

Спикеры рассказали, какие меры государственной поддержки и необходимые инструменты для бизнеса доступны сегодня представителям индустрии в столице и регионах, как действовать производителям и ритейлерам, желающим выйти на экспорт, и каковы на данный момент планы Правительства РФ и Москвы по развитию отрасли. 

Москва — законодатель модных мер поддержки

Все спикеры сошлись во мнении, что драйвером развития индустрии дизайна и моды в России является столица. Наиболее активную деятельность в этом направлении ведет Агентство креативных индустрий (АКИ) при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Это аналитическая, исследовательская, консультационная работа с брендами, создание инфраструктурных решений, организация премии Russian Creative Awards, собственных секций и деловых программ на Российской креативной неделе, Московской неделе моды и других крупных мероприятиях, а также выплата грантов и субсидий. Именно в Москве появились первые в стране финансовые программы поддержки дизайнерских компаний.

 

Среди них — компенсация затрат до 50% затрат на участие в выставочных мероприятиях: в России до 350 000 рублей и до 700 000 за рубежом; на интернет-продвижение, работу с маркетплейсами, доставку товаров и рекламу в интернете — до 700 000 рублей; на приобретение оборудования — до 1 млн рублей; оплату коммунальных услуг — до 10 млн. Также город выделяет субсидии на обучение сотрудников — до 95% от понесенных затрат на сумму не более 120 000 рублей на сотрудника и не более 10 млн суммарно. Финансовая поддержка оказывается и экспортерам: это компенсация до 100% затрат на вывоз товаров, услуг или результатов интеллектуальной деятельности; грант (экспортный кешбэк) в размере до 10 млн рублей; льготное кредитование и поручительства с субсидируемой процентной ставкой 8% годовых.

— В рамках системной поддержки индустрии моды и дизайна АКИ организует различные программы, стимулирующие развитие креативного бизнеса. Совместно с Союзом Дизайнеров России агентство реализует проект «Фабрика дизайна», на котором молодым специалистам, брендам предлагается разрабатывать креативные решения для реальных заказчиков — российских компаний, лучшие из которых затем идут в производство. Первая «Фабрика» объединила более 500 специалистов в сфере промышленного дизайна и около 100 предприятий, сейчас проходит второй этап проекта. Участники конкурса-креатона «Дизайн-цех» создают сувениры, мерч, одежду и аксессуары для Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Царицыно», а также других культурных пространств и городских организаций. В прошлом месяце стартовала серия fashion-митапов, нацеленных на объединение всех представителей индустрии с городскими властями для решения актуальных задач и развития отрасли, — рассказала Людмила Цой.  

Коллегу поддержала Александра Бобрецова:

— На примере «Фабрики дизайна» мы поняли, как важно создать слаженную и прозрачную систему коммуникации между участниками индустрии и государственными структурами, протестировать новую модель взаимодействия игроков рынка и представителей власти с учетом искусственного интеллекта, современных технологий и тем самым обеспечить новую «сборку» профессионального сообщества. Это также один из эффективных инструментов поддержки отрасли.

Из центра в регионы

Вера Хмырова рассказала о мерах господдержки, направленных на развитие крупного бизнеса, глобальных промышленных производств (больших швейных фабрик, текстильных и трикотажных компаний) и тех программах, которые созданы для субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Для крупного бизнеса это компенсация процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств, 50% льготы на закупку оборудования в лизинг, компенсация 10% стоимости тканей, покупаемой для пошива школьной формы, льготные кредиты по ставке от 3 до 5% на суммы от 50 до 500 млн рублей на реализацию новых проектов. В прошлом году поддержка крупных предприятий легкой промышленности составила 2 млрд рублей. 

По мнению спикера, роль небольших начинающих брендов, которые развиваются не только в крупных городах, но и в регионах, активно участвуют в процессе импортозамещения и могут обеспечить актуальные запросы населения, также не стоит недооценивать:

— На данный момент существует шесть категорий мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства: общие, финансовые, образовательные, рекламные, направленные на развитие дистанционной торговли через интернет-платформы и связанные с международным сотрудничеством. Говоря о финансировании, в прошлом году более 3000 компаний в 80 регионах России получили от государства финансовую помощь в размере 120 млн рублей на продвижение, закупку оборудования и размещение на различных маркетплейсах. По статистике, каждый второй предприниматель в регионах приходит за рекламой, на которую суммарно в 2022 году было выделено 25 млн рублей

Поддержка оказывается на уровне региональных агентств «Мой бизнес». Например, в таком центре Республики Татарстан предприниматели могут получить финансирование на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории РФ в размере до 600 000 рублей. Также представителям креативного бизнеса в регионе доступны услуги по рекламе продукции и услуг по ведению соцсетей, созданию сайтов, фирменного стиля и размещению информации в региональных СМИ. В Ростовской области на базе агентства сформировано Модное сообщество, для которого реализуется отдельная повестка мероприятий. Среди ярких событий — «Модные гастроли» с экспертами питерского Института развития моды Beinopen, Акселератор донских брендов, а также бесплатные ярмарочные фестивали «Наши Маркет». Креативный бизнес Красноярского края может рассчитывать и на региональные гранты до 300 000 рублей для начинающих предпринимателей, которые работают не больше одного года.

Выход на внешние рынки

Государственные программы поддержки индустрии не только помогают модернизировать действующие производства и создавать новые, раскрывать потенциал специалистов и улучшать качество продукции, но также способствуют выходу российских игроков на международную арену. Этим направлением деятельности занимается Российский экспортный центр (Группа РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ)), о задачах которого подробнее рассказал на сессии Максим Чапов:

— Российский экспортный центр, по сути, работает «на стыке» органов государственной власти и бизнеса, что позволяет оперативно реагировать на формируемый отраслью запрос в части поддержки экспорта, предоставляя поддержку как в рамках уже существующего инструментария, так и разрабатывая при необходимости новые инструменты и продукты.

По словам Чапова, для всесторонней нефинансовой поддержки Российский экспортный центр разработал более 100 решений для бизнеса и около 50 финансовых мер поддержки экспорта. В Группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), АО РОСЭКСИМБАНК и АНО «Школа экспорта», что позволяет обеспечить наличие продуктового предложения, которое удовлетворяет потребности экспортеров различного профиля, находящихся на различных этапах экспортного цикла – от идеи до обеспечения получения оплаты за поставленные на экспорт товары и услуги. Предприятия индустрии активно пользуются услугами по поиску партнеров за рубежом, информационно-аналитическим порталом по торговым барьерам и ограничениям, консультационной и информационной поддержкой по вопросам сертификации и защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, представители отрасли еще чаще стали обращаться за консультированием по экспортной интернет-торговле, а также возможностям повышения узнаваемости и продвижения российских брендов и продукции за рубежом в рамках программы «Сделано в России». При обращении в РЭЦ за каждой компанией закрепляется свой персональный менеджер.

— В 2022 году были расширены компетенции Группы РЭЦ. Наряду с основной задачей поддержки экспорта получена возможность поддерживать российских предпринимателей в вопросах импорта продукции, необходимой для обеспечения производства российских товаров и реализации инвестиционных проектов. Принятые решения позволяют бизнесу привлекать специальное финансирование целевым образом на импорт, а также страховать авансовые платежи по импорту, что нивелирует риски и повышает финансовую безопасность компаний, работающих с иностранными поставщиками. Одновременно в 2023 г. вновь стала доступна специальная программа по покрытию части фактически понесенных затрат организаций на участие в любых зарубежных международных выставках. На сегодняшний день Единая сеть продвижения экспорта работает по всей стране. И входящие в нее региональные Центры поддержки экспорта (ЦПЭ), а также территориальные представительства РЭЦ постоянно мониторят ситуацию и готовы оперативно поддерживать экспортные бизнес-процессы. Так, в прошлом году при поддержке ЦПЭ около 3000 компаний заключили экспортные контракты на 1,5 млрд долларов. С 2020 года создано и действуют 82 ЦПЭ в 82 субъектах Российской Федерации. В Москве реализуется своя программа по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к экспортной поддержке; в Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном выделены специалисты на базе центра «Мой бизнес», обладающие компетенциями по консультационной поддержке экспортеров, — отметил Максим Чапов.

В финале сессии спикеры призвали всех участников индустрии моды и дизайна не бояться обращаться к органам исполнительной власти со всеми вопросами, идеями, проблемами и предложениями.

— Мы максимально открыты к диалогу. Не только государство помогает бизнесу, но и бизнес государству. Нам важно работать в команде, — резюмировала Людмила Цой.

 

Автор: Наталья МАЛАХОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше