Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
23 июня 2022
Поделиться

История развития отечественного авторского права

История развития отечественного авторского права

Фото предоставлено Digital IP

Продюсер в медиабизнесе выполняет сложную и многозначную роль. С одной стороны, это предприниматель, организующий всю финансовую и техническую сторону создания аудиовизуального произведения и берущий на себя инициативу начала и ответственность за благополучное окончание его производства. С другой стороны, именно продюсер выбирает или, в крайнем случае, утверждает творческий состав, вступает с авторами и иными творческими работниками в договорные отношения, приобретая у них права на использование результатов интеллектуальной деятельности, и, таким образом, является правообладателем, носителем авторских и исполнительских прав. В авторском материале для IPQuorum юрист Фонда развития современного кинематографа «КИНОПРАЙМ» Ольга Пашкина совместно с патентным поверенным Григорием Протасенко  рассказали о правовом положении продюсера.

Для того чтобы свободно действовать, продюсеру необходимо обладать максимальными правомочиями. История развития отечественного авторского права наглядно демонстрирует, что, хотя Советский Союз, а затем Россия и придерживаются континентальных правовых традиций, интересы лиц, организующих создание и использование аудиовизуальных произведений, не всегда соблюдались.

Так, в соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежало предприятию, осуществившему его съемку (ч. 1 ст. 486), то есть производителем могло быть только юридическое лицо, которое организовывало процесс создания аудиовизуального произведения. Исключение делалось для любительских фильмов, права на которые принадлежали непосредственно их создателям. Кроме того, на практике все студии и телеканалы были государственными организациями.

В условиях плановой государственной экономики иная ситуация была невозможна. Но с развитием рынка государство утратило негласную монополию на производство аудиовизуальных произведений, и на сцену вышли частные предприятия, занимающиеся созданием и распространением экранной продукции. Многочисленные малые предприятия, кооперативы, а затем товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества пробовали свои силы в аудиовизуальном бизнесе.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. ввели понятие «изготовитель кино-, теле- и видеофильма», не указывая на его организационно-правовую форму. Предполагалось, что изготовителем аудиовизуального произведения может быть любой субъект гражданского права, в том числе и гражданин.

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. установил и раскрыл термин «изготовитель аудиовизуального произведения» как «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения» (ст. 4). Напомним, что деятельность по производству аудиовизуальных произведений не является лицензируемой, и, следовательно, любой может взять на себя инициативу по созданию фильма. По поводу второй части формулировки возникает справедливый вопрос: какого рода ответственность возникает у изготовителя в связи с принятием решения о начале съемок? Надо сказать, что аналогичные нормы в законодательствах других стран сформулированы не более корректно. В законодательстве Франции, например, говорится о лице, взявшем на себя инициативу и гарантирующем завершение съемок.

С вступлением в силу 1 января 2008 г. четвертой части ГК РФ из авторского права сомнительные «инициатива и ответственность» исчезли из дефиниции: продюсер, он же изготовитель аудиовизуального произведения это лицо, организовавшее создание такого произведения. Он вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Принятый 22 августа 1996 г. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» первым в российском законодательстве ввел понятие «продюсер фильма» — «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма».

Однако терминология авторского законодательства отличается от формулировок закона о господдержке. Так, в самом понятии даны два различных термина: «фильм» и «аудиовизуальное произведение». «Аудиовизуальное произведение» в соответствии с ГК РФ — это  «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации». «Фильм» в соответствии со ст. 3 Закона о господдержке — это «аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия при помощи соответствующих технических устройств». Несмотря на различные акценты, содержащиеся в этих двух определениях, вполне можно допустить, что фильм и аудиовизуальное произведение соотносятся как часть и целое, а значит, их правовой режим во многом одинаков.

Оба закона допускают, что и изготовителем, и продюсером могут быть как физические, так и юридические лица. По поводу юридических лиц никаких сомнений не возникает хотя бы потому, что ГК РСФСР наделял правами предприятие (т.е. юридическое лицо), осуществившее съемку. Но в связи с появлением возможности у физических лиц становиться изготовителями аудиовизуальных произведений и тем самым осуществлять, как правило, предпринимательскую деятельность (т. е. в соответствии с ГК РФ «самостоятельную, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли...») встает вопрос: считал ли законодатель само собой разумеющимся, что под термином «физическое лицо» имеется в виду индивидуальный предприниматель, поскольку только такое физическое лицо по закону может осуществлять предпринимательскую деятельность, либо же речь идет о гражданине, нанятом на работу соответствующим юридическим лицом, которое фактически обеспечивает производство фильма? Но как тогда понимать правовой статус такого лица в связи с определением в законах круга его полномочий и обязательств, связанных, в первую очередь, с основной частью определения?

Ведь продюсер по замыслу законодателя берет на себя инициативу и ответственность, но в Законе о господдержке — «за финансирование, производство и прокат», а в авторском праве — «организует создание» произведения. Абсолютно ли совпадают эти части определений? Если формально подойти к вопросу, обратившись к толковому словарю русского языка, то глагол «создать» означает «сделать», «выработать», что почти точно соответствует толкованию слова «произвести» — «изготовить», «выработать». Наиболее часто на практике встречаются случаи, когда в создании аудиовизуального произведения участвуют не один, а несколько продюсеров с четким разграничением функций. Один отвечает за привлечение финансовых средств (см. «финансирование» в определении Закона о господдержке), второй занимается подбором творческого и технического состава съемочной группы, а также коллектива исполнителей ролей, третий обеспечивает всю хозяйственную сторону процесса. Не любое физическое лицо может выполнять указанные в первом и третьем случае функции, поскольку именно такая деятельность является предпринимательской, тогда как заключать авторские договоры и принимать авторские права может любой субъект гражданского права, во всяком случае авторское законодательство не устанавливает никаких ограничений в этом смысле. Таким образом, именно определение, данное в Законе о господдержке, некорректно в отношении физических лиц. Связь между продюсерами не организационная, а договорная. Формально следуя определению ГК РФ, можно заключить, что не любой продюсер может считаться изготовителем аудиовизуального произведения. В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23 апреля 2019 г. № 10 подход к функции продюсера возвращен в правоприменительную практику: «Под лицом, организовавшим создание сложного объекта (статья 1240 ГК РФ), понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (например, продюсер)».

Некоторые страны признают продюсера (изготовителя видеограммы) субъектом смежных прав, даже в отечественном законодательстве в течение одного года — с 03.08.1992 г. по 03.08.1993 г., то есть с момента временного введения на территории России Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик до принятия Закона об авторском праве, отменившего соответствующий раздел Основ, — среди обладателей смежных прав значился «создатель видеозаписи», которым вполне можно было бы считать продюсера в современном правовом понимании этого слова. Однако действующее российское законодательство считает носителями смежных прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания.

Изготовитель же аудиовизуального произведения в соответствии с нормами ГК РФ получает на это произведение имущественное право — закон устанавливает в качестве модели отношений между продюсером и авторами, принявшими участие в создании аудиовизуального произведения, договор об отчуждении исключительного права. Приобретая имущественное право, изготовитель имеет возможность по своему усмотрению распоряжаться фильмом, а также получать доход от его использования.

Особые рамки устанавливаются для продюсеров, получивших государственную (бюджетную) поддержку — их возможности распоряжения ограничены обязанностью обеспечить государственные нужды. При создании аудиовизуального произведения в рамках исполнения государственного или муниципального контракта права на такой результат творческой деятельности могут принадлежать как исполнителю контракта (продюсеру), так и заказчику (распорядителю бюджетных средств), а также им совместно. Законодатель отдает приоритет сохранению исключительного права на произведение за исполнителем государственного контракта, устанавливая при этом, что правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд. При этом добросовестный исполнитель обязан довести до сведения своих контрагентов о таком правомочии заказчика и заключать договоры с ними с учетом положений государственного контракта, что фактически означает невозможность выдачи исключительных лицензий партнерам.

Все более точно «проступает» правовой статус продюсера из подзаконных актов: продюсер включен в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в Общероссийский классификатор специальностей по образованию, упомянут в нескольких кодах Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, ведомственными актами Минтруда России утверждены квалификационная характеристика и профессиональный стандарт.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше