Президент подписал закон о запрете использования криптовалют в качестве средства платежа
Президент подписал закон, вводящий запрет на использование цифровых финансовых активов в качестве средства платежа или «денежного суррогата». «Запрещается передавать или принимать цифровые финансовые активы в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров (работ, услуг), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами», - отмечается в документе.
Партнер компании «Пепеляев групп» Николай Солодовников отметил, что ранее федеральный закон «О цифровых финансовых активах» прямо запрещал использование для расчетов именно криптовалюты, теперь же запрет расширен. «С принятием поправок такой запрет распространился и на цифровые права, к которым относятся цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права. Запрет направлен на обеспечение стабильности финансовой системы РФ и на недопущение использования цифровых прав в качестве средства платежа вместо национальной валюты», - отметил он.
Основатель юридической фирмы LFCS Legal Support Юрий Брисов, в свою очередь, посчитал изменения законодательства избыточными. «Наиболее широкая квалификация выделяет: платежные токены (криптовалюты), токены ценные бумаги, утилитарные токены, NFT. 259-ФЗ вводил запрет на оплату только платежными токенами. Это было вполне понятно. Однако закон не вводил запрет на другие токены. Такой запрет и не требовался, потому что в мировой практике токен становится платежным, как только им начинают расплачиваться. Поэтому в России все также понимали, что запрет на оплату распространяется и на остальные токены, перечисленные в законе», - отметил он.
По словам эксперта, закон вряд ли что-то прибавит к существующей практике: «Это как, если бы в законе было указано, что запрет распространяется «на мебель, на которой можно сидеть, например, стул» - законодатель решил бы уточнить, что «еще кровать и диван также под запретом». Поэтому для тех, кто сомневался без подсказки президента, что кровать и диван также являются предметами мебели, на которых можно сидеть, появилась долгожданная ясность. Все остальные продолжат жить, как жили».
Юрий Брисов выразил недоумение в связи настойчивостью российского законодателя в ограничении рынка цифровых финансовых активов. «Казалось бы, показать фигу Западу, Swift-у, Америке - соответствует нашей сегодняшней актуальной повестке. А полное разрешение криптовалюты как раз и было бы таким актом политической борьбы. Но нет, видимо, глубинные страхи ЦБ, которые он транслирует на протяжении последних лет по отношению к технологии Блокчейн, возобладали над всей прочей мотивацией», - отметил он.
В Минэкономразвития предложили взыскивать компенсацию за неправомерную блокировку контента
В Минэкономразвития подготовили законопроект, который позволит взыскивать компенсацию за неправомерную блокировку контента в интернете. Сегодня добиться блокировки можно через суд или обратившись к информационному посреднику. Проблема в том, что заявители не всегда действуют правомерно, иногда жалобы на нарушения интеллектуальных прав не соответствуют действительности, а блокировка – инструмент недобросовестной конкуренции. В подобных ситуациях – когда контент был заблокирован, а интеллектуальные права нарушены не были – потерпевший сможет потребовать компенсации или возмещения убытков. При этом сами платформы будут освобождены от ответственности – спор будет вестись напрямую между пользователями.
Юрист Ассоциации IPChain Михаил Бас отметил, что существующие регламенты платформ в самом деле открывают большое поле для жалоб на фейковые нарушения, которые приводят к реальным убыткам. При этом некоторые площадки уже сегодня по мере сил борются с необоснованными жалобами. «На платформе IPEX, которая представляет собой площадку для сделок с объектами интеллектуальной собственности, этот риск также рассматривался и детально анализировался. В итоге было принято решение о смягчении данного риска в рамках договорных конструкций, которые регулируют отношения между платформой IPEX и пользователем. Предлагаемые поправки должны дать дополнительный положительный эффект, поскольку направлены на обеспечение защиты владельцев сайтов-информационных посредников», - отметил он.
Нейросеть написала о себе научную статью и отправила ее в рецензируемый журнал
Шведская исследовательница Альмира Османович Тунстрем рассказала о том, что алгоритм GPT-3 за два часа сумел написать научную статью о себе самом. Материал состоит из 500 слов и включает ссылки и цитаты. После того как статья была отправлена в реферируемый научный журнал, ИИ даже поучаствовал в решении о том, публиковать ли статью. Его спросили, согласен ли он на публикацию работы и нет ли у него конфликта интересов с кем-то из соавторов. На первый вопрос нейросеть ответила положительно, а на второй отрицательно. Сейчас статья готовится к публикации и уже появилась в международном реестре препринтов.
Роль ИИ в производстве контента постоянно увеличивается, отметила юрист Ассоциации IPChain Елизавета Афанасьева: «Генераторы заголовков, грамматическая проверка текста - все это примеры использования ИИ в создании вербального контента. Многие писатели и журналисты используют ИИ в качестве помощника для автоматизации различных задач и ускорения работы», - сказала она.
Разработчики подобных алгоритмов рассчитывают, что в перспективе тексты, написанные машинами, не будут отличаться от тех, над которыми работал человек, однако, достижимо ли это – большой вопрос. «Профессиональные копирайтеры владеют знаниями в определенных сферах, а также обладают способностью творчески передавать информацию, чувства и эмоции. В ближайшем будущем ИИ будет развиваться и использоваться в качестве помощника при написании текста, но ожидать, что он полностью заменит копирайтеров пока не стоит», - подытожила Елизавета Афанасьева.
Блогеры хотят внести в ГК РФ пользовательский контент
Профсоюз блогеров при Совете Федерации РФ собирается инициировать изменения в ГК РФ – расширить перечень объектов авторских прав, внеся в него «пользовательский контент». Авторы инициативы считают, что подобная конкретизация заставит интернет-площадки серьезнее относиться к творчеству блогеров.
Основатель компании iReg, доктор юридических наук Галина Добрякова скептически смотрит на инициативу: «Законодатель специально сделал перечень открытым, чтобы авторы и правообладатели могли обеспечить себе максимальную защиту без юридических проблем. Например, пост состоит из текста (литературное произведение) и картинки (графическое произведение), сториз - это аудиовизуальное произведения. Все это уже защищено, более того, у блогера есть не только возможность, но и инструмент для блокировки нарушений - Ireg.pro и nris.ru».
По словам эксперта заставлять парламентариев менять закон ради каждого нового типа контента – «жестоко». «Возможно, авторы инициативы хотели вывести контент из-под регулирования лицензионного соглашения социальных сетей, потому что сейчас соцсети получают права на контент, и любой может сделать репост - другой подход сделал бы само существование соцсети невозможным. Но и в этом случае закон - не тот инструмент, которым нужно менять лицензионный договор», - заключила Галина Добрякова.
С полной версией дайджеста LegalTech за июль можно ознакомиться по ссылке.