LegalTech Review: главное за апрель

LegalTech Review: главное за апрель

Московское правительство готово делиться с бизнесом информацией о городской жизни, американские суды могут начать использовать VR-очки, а Госдума ограничила сбор персональных данных у пользователей онлайн-маркетплейсов

Госдума запретила интернет-площадкам требовать избыточные персональные данные

Госдума приняла в третьем чтении поправки в статью 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которым интернет-торговцы, например сайты, агрегаторы, маркетплейсы, не смогут отказывать клиентам в услугах, если те не хотят предоставлять свои персональные данные. Это должно положить конец ситуации, когда у граждан, делающих покупки в интернете, то и дело запрашивают адрес электронной почты, телефон и другие сведения, не нужные для этой операции.

Юрист практики Intellectual Property and IT Law BIRCH LEGAL Анна Лапшина положительно оценила эту законодательную новеллу: «Введение такой нормы в полной мере оправдано, ведь она направлена на соблюдение одного из главных принципов обработки персональных данных — они не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям обработки».

Она напомнила, как часто персональные данные, предоставленные потребителем, используются для назойливых рекламных рассылок или передаются третьим лицам для обработки в маркетинговых и иных целях, не связанных с исполнением договора. Теперь рядовой потребитель сможет отказаться предоставлять избыточные данные и все же получить нужный товар или услугу.

А вот норма, согласно которой продавец по требованию потребителя обязан сообщить (в том числе устно), почему без предоставления персональных данных сделка невозможна, кажется юристу неудачной. «Во-первых, факт предоставления такой информации в устной форме крайне сложно доказать, что создает условия для злоупотребления со стороны недобросовестных потребителей. Во-вторых, постоянное предоставление такой информации по запросам потребителей может привести к несоразмерному увеличению нагрузки на продавца, особенно когда речь идет о торговых онлайн-площадках, где ежедневно заключаются тысячи договоров», — отметила Анна Лапшина.

По ее словам, разумнее было бы обязать продавцов публиковать соответствующие сведения на своих сайтах — по аналогии с требованиями п. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных», обязывающего оператора персональных данных опубликовать документ о политике обработки персональных данных.

В России могут ввести принудительное лицензирование музыкального контента

Российские власти готовят законопроект, расширяющий действие механизма принудительной лицензии на объекты авторских прав: кино, сериалы, музыку. Как известно, в патентном праве лицензия на изобретение может быть выдана в принудительном режиме в том случае, когда правообладатель не хочет или не способен добросовестно использовать изобретение на рыночных основаниях: например, устанавливает заградительные цены, не позволяющие насытить рынок необходимой продукцией. Теперь этот механизм предлагается применять и в отношении объектов авторских прав — аудиовизуального контента, доступ к которому закрыт компаниями из недружественных стран.

Инициативу уже поддержала Ассоциация Музыкальной Индустрии, объединяющая российские лейблы, продюсерские центры, дистрибьюторов. Исполнительный директор Ассоциации Дмитрий Коннов отметил, что мера вполне релевантна ситуации: «На наш взгляд, правительство должно думать прежде всего о простых россиянах — необходимо обеспечить для них доступ ко всему объему мирового культурного контента — и о российском музыкальном бизнесе, а только потом уже, если это будет уместно, переживать о чаяниях иностранных мейджоров».

Генеральный директор «Студии CОЮЗ» Александр Бочков полагает, что в концепции принудительного лицензирования контента есть рациональное зерно. «Идея принудительного лицензирования имеет право на существование, но многое будет зависеть от действий игроков рынка с двух сторон. От их желания оставаться в правовом поле и вести диалог. И если игроки будут вести себя корректно, это позволит избежать и репутационных рисков, и других проблем в бизнесе», - отметил он.

Москва предоставит бизнесу городские данные для обучения искусственного интеллекта

Департамент информационных технологий Москвы готов поделиться с бизнесом большими данными, необходимыми для обучения нейросетей. Такое заявление сделал глава ведомства Эдуард Лысенко. По его словам, это должно помочь разработке новых эффективных технологий для городского хозяйства.

Датасеты, которыми смогут воспользоваться предприниматели, содержат данные о состоянии воздуха, воды, почвы, дорог, дворов, контейнерных площадок, о спортивных и культурных событиях. Чтобы их получить, компании нужно описать свой проект в заявке на сайте mos.ru.

Советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш напомнил, что проект — часть экспериментального правового режима, введенного в Москве для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта 2020 года сроком на пять лет. «Мы поддерживаем легальное использование данных. Однако тут есть важный момент:  необходимо учитывать интересы субъектов, чьи данные будут использоваться. Датасеты должны быть полностью обезличены и надежно защищены от возможных утечек», — отметил он.

Эксперт подчеркнул, что компании — разработчики систем искусственного интеллекта должны учитывать базовые этические принципы работы с ИИ, принятые в мировом сообществе. «Используемые ими решения должны соответствовать нормам российского права, быть надежно защищенными, понятными и прозрачными для горожан», — добавил он.

В американских судах могут начать использовать VR-очки

Американский адвокат Кен Падовиц предложил использовать в ходе судебного разбирательства технологию виртуальной реальности (VR). Его подзащитного Бенджамина Сигела обвинили в попытке наезда на соседа. Эксперт, вызванный в суд, заявил, что действие было непреднамеренным. Адвокат, чтобы усилить позицию защиты, ходатайствует, чтобы присяжные посмотрели видеозапись с помощью VR-очков. По словам Падовица, это позволило бы увидеть ситуацию глазами обвиняемого. Судья высказал опасение, что присяжные могут смотреть на нее по-разному, из-за того что их головы в очках виртуальной реальности могут быть повернуты под разным углом. Окончательного решения о возможности использования очков суд пока не принял.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян положительно оценила начинание. «Суд присяжных — это суд факта, и возможность увидеть картину события глазами обвиняемого несомненно позволяет дать ему более точную оценку. Но не стоит забывать и о рисках. В конце концов, стокгольмский синдром никто не отменял. Глядя на ситуацию глазами обвиняемого, я могу начать испытывать к нему невольное сочувствие», — отметила юрист.

С полной версией дайджеста LegalTech за апрель можно ознакомиться по ссылке.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?