Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
01 июня 2022
Поделиться

Made in где? Какие иностранные марки не то, чем кажутся

Времена, когда товары иностранного производства были в дефиците, прошли, а привычка воспринимать иностранную этикетку как знак качества осталась. Но далеко не все бренды с иностранными именами оказываются теми, за кого себя выдают. Рассказываем, кто из иностранцев на деле имеет российские корни, а заодно выясняем, как российскому предпринимателю выйти на иностранный рынок.

Made in где? Какие иностранные марки не то, чем кажутся

Иллюстрация: Онлайн Патент

Бытовая техника

Дорогие чудеса техники «немецкого» бренда Bork, чья годовая выручка составляет несколько сотен миллионов долларов, мало того что производятся в КНР, так еще и по заказу российского юридического лица. В конце 2009 года Федеральная антимонопольная служба России с подачи французской группы SEB обратилась к фирме Bork с претензией, суть которой заключалась в следующем: обозначение на упаковке «Bork Germany» вводит потребителя в заблуждение, что товар произведен в Германии, что не соответствует действительности. При этом опрос ВЦИОМ показал, что 87% россиян считали бренд немецким. Результатом разбирательства стало мировое соглашение между Bork и ФАС, дело было закрыто в начале 2010 года.

Кстати, сам бренд щепетильно относится к соблюдению своих прав. Например, компания доказала, что фирма Zelmer, принадлежащая BSH Hausgeräte (бренды Bosch и Siemens), копировала дизайн ее соковыжималок. По решению суда на Zelmer был наложен штраф в 8 млн рублей, а продавать такие соковыжималки в России компании запретили.

Японский бренд AKAI объявил о банкротстве в 2004 году. Торговую марку перекупила китайская компания Grande Group of Hong Kong, которая с тех пор выдает лицензию на производство электроники и бытовой техники с этим именем разным производителям. В 2001 году эксклюзивным дистрибьютором аудио- и видеотехники этой марки в России стала компания «Автоаудиоцентр», работавшая по соглашению с дочкой Grande Group. В 2002 году Роспатент аннулировал регистрацию китайского товарного знака по причине его неиспользования на территории России в течение пяти лет. Тогда же российская компания «Акай Юниверсал» зарегистрировала на себя освободившийся товарный знак практически во всех товарных классах, имеющих отношение к бытовой технике и электронике.

ROLSEN позиционирует себя как корейский бренд, но является целиком и полностью российским. Его создали и зарегистрировали в 1995 году Сергей Белоусов и Илья Зубарев. Техника этой марки собирается на заводе во Фрязино, комплектующие поступают из Юго-Восточной Азии. Руководство вложило большие средства в производство, опытно-конструкторские и научно-исследовательские разработки. В 1995 году именно ROLSEN начала первой в России производить телевизоры под марками Toshiba, LG, Daewoo и Philips. В 1999 году фирма вышла на рынок под собственным брендом, и уже в 2001 году она выпускала 1 млн телевизоров в год. В 2003 году ROLSEN значительно расширила ассортимент своей продуктовой линейки — от бытовой кухонной техники до кабелей и адаптеров. Кроме того, компания выкупила марку «Рубин» и завод «Видеофон» в Воронеже и начала сборку телевизоров из китайских комплектующих.

Стоит упомянуть, что Белоусов и Зубарев в 2012 году создали единственный в мире фонд для инвестиций в квантовые технологии.

Обувь и одежда 

Успешный бренд с итальянским именем Carlo Pazolini был придуман в России в 1991 году. Основатель марки, Илья Резник, занимался поставкой из Италии качественной обуви по доступной цене, а в 1995 году решил открыть сеть магазинов под брендом Carlo Pazolini. Затем он выкупил три обувные фабрики и начал производство в России. К 2006 году бренд вышел на международный рынок и поставлял товар в США и страны ближнего зарубежья. В 2010-х его прибыль в Америке превысила российскую — Carlo Pazolini приносила владельцам более 1,3 млн евро в год. На гребне успеха в 2013 году фирма насчитывала 200 магазинов в России и около 50 торговых точек в Европе и США. Бизнес подкосил кризис 2014 года: закрылась американская сеть, в Европе осталось десять магазинов. Фирма не смогла выполнить обязательства по кредиту, и в марте 2016 года Альфа-Банк обратился в Арбитражный суд Москвы, требуя признать Carlo Pazolini банкротом. В августе Высокий суд Лондона начал слушания об аресте Ильи Резника. Процедура банкротства завершилась в феврале 2021 года.

Сеть магазинов OGGI была зарегистрирована в 1998 году и принадлежит компании из Санкт-Петербурга «Август-Плюс». Марку в середине 90-х создали предприниматель Дмитрий Гарбузов и его компаньон Дмитрий Ермаков. Как и многие бизнесмены того времени, они начали с перепродажи молодежной одежды европейских брендов, а получив достаточный капитал, открыли собственное производство. Изначально одежда создавалась на петербургских фабриках, затем производство перенесли в Китай. Первые бутики, появившиеся в двух столицах, произвели фурор. Под брендом OGGI отшивалась доступная по цене современная качественная одежда, по покрою и стилю не уступающая европейским аналогам. 

Это была верная стратегия: уже к концу 2000-х фирменная сеть насчитывала сотни магазинов в России и странах СНГ. Однако, выходя на международный рынок, компании пришлось сменить название, потому что в Европе уже существует одноименная сеть магазинов. Так появился бренд OODJI. Ребрендинг произошел в 2011 году, с тех пор были открыты магазины в Польше, Словакии, Чехии и других странах Восточной Европы. Сегодня бренд зарегистрирован в более чем 100 странах и предлагает повседневную и классическую одежду. 

Как зарегистрировать компанию за рубежом?

Если компания процветает в России, ее владельцы нередко задумываются о выходе на международную арену. Существуют разные варианты регистрации бизнеса за границей. Какой из них предпочесть? 

Можно вести деятельность за рубежом через офшорные компании — юридические лица с ограниченной ответственностью (LLC), зарегистрированные на офшорных территориях: это могут быть государства или отдельные регионы. Как правило, в офшорных зонах не взимается налог на прибыль. Кроме того, регистрация в таких зонах предполагает финансовую конфиденциальность и более надежную защиту активов. 

Зачастую российские технологические компании, планирующие продавать свою инновационную продукцию за рубежом, сталкиваются с трудностями. Это может быть, в частности, нежелание иностранцев приобретать российские товары и заключать контракты с российскими юридическими лицами, отказ иностранных банков в кредитовании компаний, имеющих российские корни. Все это приводит к тому, что наши предприниматели стремятся скрыть происхождение своих продуктов и бизнеса, поэтому они регистрируют иностранные компании.

Очевидно, что целью этих действий является выход на мировой рынок технологий, где для успешного запуска своего дела очень важна грамотная защита интеллектуальной собственности. В этом процессе необходимо будет соблюдать требования национального законодательства страны регистрации новой компании, что, как правило, предполагает подачу базовых заявок на патенты (и другие объекты интеллектуальных прав) именно в этой стране. Такая подача обеспечивает и соблюдение первоначальной цели по исключению связей с Россией - ни в одном из патентных документов не будет фигурировать информация о российском патентном ведомстве. Правда, при этом следует внимательно следить за корректностью передачи прав из страны в страну, чтобы, в свою очередь, не нарушить российские законодательные ограничения, обусловленные требованиями национальной безопасности.

Приятный бонус - свежеиспеченная иностранная компания может существенно сократить стоимость подготовки патентных заявок, обратившись за оказанием первоначального пакета услуг к российским патентным поверенным. Русскоязычным инженерам и разработчикам будет намного проще взаимодействовать с российскими патентными поверенными, а стоимость часа квалифицированного юриста в России ниже, чем в США или в Евросоюзе. При этом подача заявки будет проходить уже с сопровождением национальных патентных поверенных в той стране, которая была выбрана для регистрации иностранного юр. лица.

Отличие мидшорных компаний в том, что при такой форме регистрации необходимо платить налоги. Впрочем, налоговые ставки в мидшорных зонах, как правило, низкие. Эти государства соответствуют международным стандартам прозрачности, имеют открытый реестр компаний, стабильный финансовый и банковский сектор. Мидшорная компания — оптимальный вариант для тех, кто активно работает с партнерами по всему миру, но при этом инвестирует в недвижимость и заинтересован в виде на жительство или гражданстве страны, где регистрируется бизнес. При этом право собственности на недвижимость в этих государствах позволяет беспрепятственно посещать их даже в условиях карантина или полного локдауна.

Третий вариант — оншорные компании. Их регистрируют в развитых странах с высокими налогами без упрощенного налогообложения для новичков-нерезидентов. Основным преимуществом оншорной компании является финансовая конфиденциальность: она распространяется законодательно на ее собственность, должностных лиц и директоров. Конечно, такой вариант априори предполагает доверительное отношение партнеров: все понимают, что требования в этом случае так же высоки, как и налоги, а регуляторы и банки придирчиво изучают деятельность фирмы, требуя и подтверждения присутствия, и наличия офиса, и трудоустройства местных граждан, а иногда и включения их в число топ-менеджеров и акционеров. Не каждый бизнесмен может соответствовать таким требованиям. С оншорными странами у России имеется Соглашение об избежании двойного налогообложения, которое подразумевает обмен налоговой информацией с ФНС России.

Поправка на реальность

Разумеется, все это хорошо работает в теории. В реальности, а учитывая еще и нынешнюю напряженность на международной арене, существуют определенные сложности. Впрочем, еще весной 2020 года Минфин РФ пересмотрел соглашения об избежании двойного налогообложения с наиболее популярными у российских предпринимателей офшорными территориями — Кипром, Нидерландами, Мальтой и Люксембургом. Новые соглашения предлагали повышение налогов на дивиденды и проценты до 15%. И все страны, за исключением Нидерландов, согласились с этими условиями. Но в целом, несмотря на повышение налогов, Россия сохраняла для себя возможности выхода на международные рынки капитала, а с другой стороны, в рамках «программы деофшоризации» делала создание сложных схем по выводу капитала из страны менее привлекательным.

Для крупных бизнес-структур существуют так называемые САРы — специальные административные районы с возможностью для бизнеса применять на их территориях международное право и пользоваться налоговыми льготами, аналогичными тем, что предлагали низконалоговые юрисдикции. Они были созданы в 2018 году, а в феврале 2022 года президент Владимир Путин подписал закон, корректирующий режим САР и снимающий угрозу попадания России в «серый» налоговый список Евросоюза. Теперь для получения налоговых льгот будет необходимо подтверждать реальность перевода бизнеса на территорию этих районов и ведение там экономической деятельности.

Учитывая строгие ограничения на вывод капиталов, введенные главным финансовым регулятором после начала СВО и ужесточения американских и европейских санкций, крупный бизнес может перерегистрироваться в САР, вступить в зону «русских офшоров» и решить проблему ограничений. С другой стороны, как демонстрирует реальность, они могут временно отказываться от выплаты дивидендов (как это сделали «Северсталь» и НЛМК), накапливать капитал на счетах и ожидать снятия валютных ограничений.

 

Автор: Андрей Сорокин

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше