Компании, стремящиеся сэкономить на юридической аналитике, чаще других терпят ущерб от последствий рисковых ситуаций. Важно заранее грамотно юридически сформулировать сценарии развития бизнеса, утверждает директор по развитию юридических технологий Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин: «Структура трудовых отношений начала кардинально меняться с наступлением пандемии. Наиболее релевантными стали удаленный график, аутсорсинг и аутстаффинг, а также другие более гибкие условия для стационарных работников. Но не все индустрии были готовы к такой гибкости. Например, локдаун привел к недоступности и впоследствии к потере спроса на театры, кинотеатры и различные парковые развлечения. Креативная сфера не получила господдержки, и работодатели остались без средств к дальнейшему развитию бизнеса. Руководители не были к такому готовы, в том числе на уровне трудовых отношений, потому что эпидемия пришла внезапно. Что в этой ситуации должен был сделать, например, театр? Поувольнять всех людей с компенсацией, которой у него нет, или просто признать себя банкротом и распустить всех сотрудников? Конечно, нет. Компаниям теперь приходится осмысливать новый опыт, заранее прорабатывать все юридические вопросы, закладывать риски, чтобы быть во всеоружии при наступлении критических ситуаций».
Фото предоставлено Антоном Прониным, директором по развитию юридических технологий Кластера информационных технологий Фонда «Сколково»
Рынок продолжает стремительно перестраиваться, а вместе с ним меняются и перспективные направления юридического дела. По мнению Антона Пронина, юридическая аналитика помимо трудовой сферы будет в ближайшее время особенно востребована в IT-отрасли и креативных индустриях: «С ростом отечественного IT-сектора возрастает потребность в профильных юристах. Компании нуждаются в профессиональном сопровождении по вопросам интеллектуальной собственности на всем цикле разработки продукта — от идеи до финального выпуска и коммерциализации. Не обойтись без профильных специалистов и при заключении лицензионных договоров, причем это актуально даже для проработанных юридических процедур по внесению российских программных решений в госреестры. Наряду с юридической упаковкой интеллектуальной собственности актуальны также вопросы заключения сделок, в частности по слиянию и поглощению. Для компетентной проработки юридических аспектов, оформления разного рода бизнес-отношений важно участие юристов».
Самое распространенное заблуждение среди начинающих предпринимателей — что им помощь профессионального юриста ни к чему и на ней можно сэкономить, замечает руководитель компании ArtLaw Руслан Гацалов: «Такая позиция может привести не только к финансовым убыткам, но и к полной потере бизнеса. И хотя предприниматели начали осознавать, что самостоятельно уследить за стремительно меняющимся законодательством практически невозможно, а незнание закона не освобождает от ответственности, привлечение грамотных юристов остается на достаточно низком уровне. При этом сегодня с уверенностью можно сказать, что юридическая служба необходима как для развития, так и для обеспечения безопасности организации».
Руководитель компании ArtLaw Руслан Гацалов. Фото IPQuorum
Обычно новые компании не закладывают в бюджет ни юриспруденцию в целом, ни защиту и управление интеллектуальной собственностью в частности. А ведь грамотное управление правами на результаты интеллектуальной деятельности существенно увеличивает капитализацию бизнеса. И в нынешних условиях, когда даже ближайшее экономическое будущее непонятно, сокращать издержки на юридическую поддержку не стоит, полагает Гацалов: «Сейчас наблюдается рост регистрации средств индивидуализации, который вызван массовым уходом зарубежных компаний и вынесением судебных решений против “недружественных” стран. То есть фактически российские предприниматели пытаются зарегистрировать товарные знаки, схожие до степени смешения с товарными знаками мировых гигантов, чтобы увеличить свою узнаваемость на рынке. Будь у предпринимателей в штате юрист, они бы понимали, что Роспатент не даст им зарегистрировать такие обозначения, а значит, деньги будут потрачены впустую. В законе четко прописано: тождественные или сходные обозначения не охраняются. Кроме того, патентный поверенный мог бы помочь развивающемуся бизнесу не только не допустить ошибку, но также и зарегистрировать свое оригинальное средство индивидуализации».
Cооснователь и генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина. Фото IPQuorum
В условиях быстро меняющейся нормативной и правовой базы бизнес будет нуждаться в юридической поддержке особенно остро, уверена сооснователь и генеральный директор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина: «Импортозамещение ведет к появлению новых локальных брендов. Конкуренция местных предприятий, оперирующих на российском рынке, будет возрастать. Как следствие, возрастет количество новых товарных знаков и нарушений, связанных с использованием чужих товарных знаков. Также импортозамещение неизбежно влечет копирование существующих технологий и устройств, в том числе защищенных действующими патентами третьих лиц (возможно, из числа компаний, переставших осуществлять активную деятельность на российском рынке). Производители импортозамещающей продукции будут нуждаться в контроле патентной чистоты своих товаров, а по мере повышения уникальности разработок — также и в их патентной защите».
Меры государственной поддержки, направленные на стимулирование накопления интеллектуального капитала на территории Российской Федерации, в том числе за счет налоговых льгот, также будут положительно влиять на рост количества зарегистрированных объектов интеллектуальных прав. «Следствие — опять же рост числа возможных нарушений и споров, требующих юридической поддержки», — предупреждает Акиншина.
Для того чтобы продолжать вести бизнес, искать новые возможности и привлекать к работе партнеров, у которых уже есть какие-то наработки, товарные знаки или свое программное обеспечение (ПО), с контрагентами необходимо заключать грамотные договоры и соблюдать права друг друга, отмечает адвокат, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Birch Legal (ранее — Eversheds Sutherland в России) Екатерина Тиллинг: «Когда мы говорим о лицензировании ПО, как и прежде, возникает вопрос объема лицензируемых прав. Здесь тоже важно не ошибиться, чтобы не передать больше, чем хотелось бы, чтобы получить тот объем прав, на который рассчитывал».
Юридическая помощь необходима и при решении вопросов, связанных с ограничением деятельности компаний, применением положений о форс-мажоре, отсрочке, рассрочке, а в условиях турбулентности такие ситуации возникают особенно часто. «Если есть факт нарушения, на него необходимо реагировать, с ним необходимо работать. Потому что, если вдруг со ссылкой на сегодняшнюю ситуацию, именно на конкретные обстоятельства будет вынесено судебное решение, то, когда ситуация изменится, есть такой процессуальный инструмент, как возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам. И если права нарушаются, надо свои права обязательно защищать всеми возможными и существующими способами, предусмотренными действующим законодательством», — резюмирует Тиллинг.
Фото предоставлено Екатериной Тиллинг, руководителем практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Birch Legal
Жизнеспособность многих деловых проектов будет зависеть не только от финансов и готовности предпринимателя в случае нештатных ситуаций вкладывать деньги, но и от грамотного, заранее предусмотренного юридического сопровождения. Эксперты отмечают, что принимать решение необходимо с холодной головой, а такие задачи, как правовой аудит, обеспечение соблюдения норм законодательства, договорную, претензионную и судебную работу стоит делегировать компетентным специалистам.
Автор: Мария Гусева, Ксения Позднякова