Торговая марка по-китайски: как выйти на рынок Поднебесной и сохранить свой бренд

Торговая марка по-китайски: как выйти на рынок Поднебесной и сохранить свой бренд

Иллюстрация: Онлайн Патент

Санкции со стороны европейских стран и США привели к сокращению экспорта из России в западном направлении. Многие российские предприниматели оперативно переориентируются на китайский рынок и ищут новые каналы продвижения. За последние четыре месяца товарооборот России и Китая увеличился на 25%, и в ближайшей перспективе он будет только расти, а Поднебесная станет нашим главным торговым партнером. 

Для того, чтобы выйти на китайский рынок, необходимо заблаговременно задуматься о защите своего бренда с помощью регистрации товарного знака. Это позволит сохранить бренд и не допустить контрафакта своей продукции. 

Как Tesla опоздала с регистрацией

В китайском законодательстве об интеллектуальных правах действует принцип паритета: кто первый подал заявку на регистрацию товарного знака, тот и является его владельцем, и неважно, кто его придумал или начал первым использовать. Поэтому предпринимателю или компании так важно подать заявку заранее — промедление может обойтись очень дорого. Такая история произошла с популярной американской компанией Tesla. 

В 2006 году китайский предприниматель Чжань Баошень подал заявку на регистрацию товарного знака «Тесла» на латинице и на китайском. Через три года он получил права на использование этого бренда в автомобильной отрасли. Соответственно, когда представители компании Tesla собрались выйти на китайский рынок, то обнаружили, что в Поднебесной права на их бренд принадлежат местному бизнесмену. Тяжба продолжалась несколько лет — Tesla предлагала выкупить торговую марку, но Чжань Баошень отказывал. И только в 2014 году американскому производителю электрокаров все же удалось договориться с предприимчивым китайским гражданином. Торговую марку он при этом передал безвозмездно, а вот несколько доменов с именем компании — уже на «коммерческих условиях». Точная сумма сделки не разглашается, однако известно, что первоначально речь шла о 300 000 долларов. 

Не Abibasом единым 

Про китайский Abibas вместо Adidas или Fuma вместо Puma слышали все. Но не стоит думать, что подделывают в Китае только всемирно известные бренды. Скопировать могут и продукцию локальной компании, если она пользуется успехом у потребителей. Собираясь выходить в 2019 году на китайский рынок, российские агрохолдинги столкнулись с проблемами при регистрации товарных знаков: выяснилось, что заявку уже подала местная компания. 

Дело в том, что разрешение на поставку российской молочной продукции в КНР было получено уже в декабря 2018 года. Узнав об этом, китайская компания поспешила зарегистрировать на себя сразу несколько брендов российских молокозаводов в качестве товарных знаков. Формально она никак не нарушила этим местное законодательство, отметил директор по развитию электронной торговли (РЭЦ) Алексей Мурзенок, — просто оказалась расторопнее российских коллег. 

Контрафактная продукция российских товаров встречается и в местных китайских магазинах, и на небольших интернет-площадках, где не требуется обязательная сертификация. Чаще всего подделывают то, что дешевле произвести в Китае: хлебобулочные изделия, шоколад, алкоголь. Причем эти подделки очень сложно отличить от оригинала — подражатели копируют все, вплоть до фирменной упаковки. Владельцы оригинальной продукции могут отсудить немалые суммы у нарушителей, но только если им удастся доказать свое исключительное право на продукт. Для этого нужно иметь свидетельство о регистрации на китайском рынке товарного знака или патента. 

В 2021 году оборот контрафакта в Китае значительно снизился. В судах страны было рассмотрено более полумиллиона дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности, в том числе о нарушении прав на товарные знаки. Однако широкая торговля поддельной продукцией в Поднебесной продолжается, поэтому стоит позаботиться о регистрации товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности перед выходом на китайский рынок.

WeChat в помощь

Московский экспортный центр в апреле запустил программу поддержки столичных пищевых предприятий при выходе на китайский рынок через популярную торговую платформу WeChat. Московские предприятия смогут получить помощь при размещении на этой площадке специальных карточек своих брендов. Кроме того, им расскажут, как пройти сертификацию продукции, регистрацию товарного знака, организовать продвижение и доставку продукта.

Маркетплейс WeChat появился на базе одноименного мессенджера WeChat, где можно обмениваться сообщениями и медиафайлами, создавать личные и бизнес-аккаунты. Через маркетплейс можно реализовать продукцию, продвигать товары и услуги, получать за них оплату. Перед нами целая экосистема сервисов. 

Формально WeChat, как и многие российские торговые интернет-площадки, не требует наличия товарного знака. Однако на деле регистрация товарного знака важна для ведения бизнес-деятельности как онлайн, так и офлайн — это помогает избежать претензий и судебных исков от правообладателей. А такие претензии могут возникнуть, если название или логотип вашего бренда слишком похожи на чужой товарный знак, о чем вы можете даже не подозревать. Правообладатель вправе запретить вам пользоваться этими обозначениями и потребовать выплатить компенсацию. В этом случае вам придется уйти с виртуальной витрины, провести полный ребрендинг, а значит , потерять время, деньги и клиентов. Поэтому, прежде чем выставить товар на маркетплейсе, нужно позаботиться о регистрации своего бренда в качестве товарного знака.

Как зарегистрировать товарный знак в Китае

Регистрацией товарных знаков и регулированием интеллектуальных прав в Поднебесной занимается Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (China National Intellectual Property Administration) — ведомство, аналогичное Роспатенту. Также можно зарегистрировать товарный знак по Мадридской системе —- такой вариант имеет смысл для компаний, которые планируют реализовывать свою продукцию сразу в нескольких государствах, и при этом не считают критичными риски, связанные с зависимостью мадридских регистраций в разных странах от статуса базового товарного знака.

Товарный знак в Китае действует в течение десяти лет с возможностью последующего продления. Сама процедура получения исключительных прав может затянуться на два года, так что рекомендуем заняться регистрацией торговой марки в Поднебесной еще до начала продаж.

Зарегистрировать товарный знак в Китае можно на имя любого юридического или физического лица. Согласно закону «О товарных знаках» (ст.18 ГК РФ) иностранные граждане или компании, которые подают в патентное ведомство государства заявку на регистрацию, должны делать это через агентов — юридические фирмы или патентных поверенных. Очень важно, чтобы такие агенты обладали необходимыми знаниями в области законодательства о товарных знаках, поскольку процедура регистрации товарного знака в Китае достаточно сложна. Квалифицированные специалисты «Онлайн Патент» имеют большой опыт работы на китайском рынке и помогут вам оформить все необходимые документы для регистрации товарного знака в Поднебесной.

 

Автор: Оксана Недвигина

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?