LegalTech Review: главное за март

LegalTech Review: главное за март

Санкционное давление и неблагоприятная внешнеполитическая конъюнктура не лучшим образом сказываются на экономике. Однако кризис открывает и новые возможности: российские социальные сети пытаются воспроизвести бизнес-инструментарий заблокированных площадок, стриминги переориентируются на российский контент, и даже международные стандарты продолжают имплементироваться в российские программы развития искусственного интеллекта. О том, как право, технологии и бизнес адаптируются к новым реалиям, – в обзоре LegalTech.

Российские стриминги остались без новых релизов

«Яндекс.Музыка» и «ВКонтакте» испытывают сложности с доступом к некоторым новым релизам зарубежных музыкантов. Между тем каталоги, загруженные на платформы ранее, пока доступны в полном объеме. Какие именно релизы недоступны, площадки не уточняют, однако напоминают, что несколько крупных лейблов, среди которых Universal, Warner и Sony Music, публично заявляли о том, что приостанавливают работу в России.

Учредитель музыкального издательства PANCHER Андрей Чеснов полагает, что в сложившихся обстоятельствах России необходимо выработать концепцию взаимоотношения с западными правообладателями, которая позволила бы не скатиться в пиратские нулевые и защитить отечественный репертуар, а также принять четкие правила работы для зарубежных сервисов: «Не сомневаюсь, что западные сервисы со временем захотят вернуться. Что же касается обычных потребителей контента, в ближайшей перспективе поиск музыкальных новинок не будет для них проблемой, ведь существует огромное количество стриминговых сервисов, в том числе и бесплатных».

По словам эксперта, с трудностями при добавлении нового контента скорее столкнутся крупные игроки, однако их можно будет преодолеть с помощью независимых российских лейблов, подписывающих контракты с западными музыкантами напрямую, а также возможных партнерских программ НЦА, ВК, СберЗвука или «Яндекс.Музыки» с сервисами из стран, не вводивших санкции.

Введены новые ГОСТы в сфере больших данных и искусственного интеллекта

Росстандарт ввел в действие два новых ГОСТа для сфер искусственного интеллекта и больших данных. Стандарт «Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 2. Варианты использования и производные требования» описывает 52 варианта использования больших данных. Кроме того, в документе приводятся технические проблемы, которые удалось выявить на основе анализа технологии. Стандарт «Оценка качества систем искусственного интеллекта. Общие положения» описывает общий порядок и принципы оценки систем искусственного интеллекта, требования к входным и выходным данным, которые используются при тестировании таких систем.

Юрист Ассоциации IPChain Елизавета Афанасьева подчеркивает, что принятие ГОСТов — продолжение работы по локализации и адаптации международных стандартов к отечественным реалиям: «Стандарты способствуют развитию творческих индустрий, так как доступ российских разработчиков систем искусственного интеллекта к специальным образом подготовленным наборам данных важное условие развития отрасли».

Эксперт пояснила, что, если организация будет следовать соответствующим стандартам, ее системы и сервисы будут интероперабельными, то есть совместимыми с другими. «Благодаря этому участники индустрии могут совместно использовать данные, на их основе выстраивать более эффективные решения и проводить аналитику», — заключила Елизавета Афанасьева.

«ВКонтакте» поддержит предпринимателей, работающих с площадкой

На фоне западных санкций и блокировки Instagram VK пытается поддержать бизнес, работающий с площадкой. Сегодня это больше 2 млн предпринимателей. Для этого создан общественный совет, куда вошли сами бизнесмены и представители общественной организации «Опора России». Задача консультативного органа — помочь малым и средним предприятиям адаптироваться к новым реалиям, собрать инициативы и предложения, подготовить комплексную отраслевую экспертизу механизмов продажи в онлайне.

Руководитель группы SMM компании «Онлайн Патент» Григорий Кучерук отмечает, что в качестве инструмента бизнес-коммуникации «ВКонтакте» существенно отличается от Instagram. Если интерфейс сервиса признанной экстремистской компании Meta довольно прост для восприятия и потому позволяет достигнуть серьезной вовлеченности пользователей, то «ВКонтакте» скорее напоминает суперприложение — полноценную экосистему, удовлетворяющую потребности от заказа еды и такси до поиска работы или знакомств. Это приводит к распылению внимания пользователей.

В то же время в VK есть такой полезный формат, как «Сообщество». «В нем доступно большое количество функций, среди них добавление товаров с возможностью создать свой интернет-магазин и даже внешний сайт, много интерактивных виджетов, в том числе от сторонних разработчиков, внутренняя система рассылок, полноценный видеохостинг и даже платформа для подкастов. При должной, но несомненно более сложной настройке этот парк инструментов позволит сделать коммуникацию с аудиторией разнообразнее и найти подход к ее сегментам, недоступным в Instagram», отметил Григорий Кучерук.

Наконец, VK отличается от Instagram с точки зрения аудитории. Присутствие большого количества западных звезд привлекает людей, владеющих иностранными языками, как считается, более платежеспособных. Часть из этих людей перешла в Telegram, часть остается в Instagram под VPN. Впрочем, эту проблему можно решить с помощью более тонкой настройки инструментов.

Немаловажно, что «ВКонтакте» располагает эффективными встроенными инструментами борьбы с контрафактом и другими нарушениями интеллектуальных прав. «На платформе существуют достаточно комплексные правила защиты товарных знаков и их правообладателей, а также нормы, применимые к защите прав уникального контента — фотографий, мемов, текстов и иных объектов авторского права. Эти меры достаточно эффективно работали на протяжении предыдущих лет функционирования платформы», — заключил эксперт.

Принудительные лицензии на изобретения из зарубежных стран будут выдаваться по нулевой ставке

Премьер-министр Михаил Мишустин ввел нулевую ставку компенсации за использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов из недружественных стран. Ранее принудительное лицензирование подразумевало выплату рыночной компенсации.

Партнер Nevsky IP Law Николай Зайченко сомневается, что мера соответствует нормам гражданского законодательства: «Статья 1360 ГК РФ устанавливает необходимость выплаты соразмерной компенсации — может ли “ноль‌” быть чему-то соразмерен? Очевидно, что законодатель закладывал такую логику: оплатим столько, сколько бы заплатили в обычных рыночных условиях. Эта норма не предполагает безвозмездного использования — для таких случаев в ГК РФ предусмотрены другие положения».

Кроме того, по мнению эксперта, определение компенсации, предложенное правительством, может противоречить международным соглашениям. Он напомнил, что согласно статье 2 Парижской конвенции для патентообладателей из других стран должен действовать национальный режим: «Национальный режим подразумевает, что для иностранных правообладателей должны действовать те же правила, что и для отечественных. Соответственно, если компенсация для отечественных правообладателей внутри страны предусмотрена, то ее следует предоставить и иностранцам».

С полной версией дайджеста LegalTech за март можно ознакомиться по ссылке.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?