Новый подход России базируется на международном принципе исчерпания права. Согласно ему, после того как оригинальный товар, маркированный товарным знаком, введен в гражданский оборот хотя бы в одной стране, дальнейшая перепродажа может быть свободной. Раньше правительство придерживалось национального принципа исчерпания права, в соответствии с которым перепродавать можно лишь тот товар, который ввезен в страну официальным поставщиком.
Во исполнение правительственного решения Минпромторг обязан составить перечень товаров, в отношении которых не будут применяться статьи 1359 и 1487 ГК РФ. Речь идет о подпунктах, в которых формулируется национальный принцип исчерпания права на изделия, в составе которых есть изобретения, полезные модели, промышленные образцы, либо оригинальные товары с защищенной айдентикой.
Между тем эксперты отмечают, что текст правительственного документа сформулирован так, что не либерализует существующий порядок, а, наоборот, ликвидирует имевшиеся свободы. Статья 1487 ГК РФ звучит так: «Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия». Если следовать букве новоиспеченного нормативно-правового акта, отныне в России может быть криминализирована даже перепродажа товара, купленного внутри страны у официального поставщика.
Фото: IPQuorum
Председатель правления, директор некоммерческого партнерства «Сообщество пользователей авторских и смежных прав» Анатолий Семенов считает, что постановление правительства не отвечает заявленным целям, а в ряде случаев может даже повредить российским национальным интересам: «Минпромторг всегда был системным противникам параллельного импорта. Однако по странному совпадению именно этому ведомству было поручено его разрешить».
Юрист сообщил, что постановление правительства безусловно требует дальнейшей коррекции, «поскольку там вместо отмены защиты отменяются ограничения этой защиты и вместо международного принципа исчерпания прав отменяется даже существующий сейчас национальный принцип, благодаря которому разрешено перепродавать оригинальные товары, купленные хотя бы внутри РФ».
Эксперт особо отметил, что, отменяя действие норм ГК РФ, авторы инициативы забыли отменить связанные с ними положения уголовного, административного, таможенного и антимонопольного законодательства. По его словам, после мнимой отмены статей 1359 и 1487 ГК РФ к ответственности можно будет привлечь за любое действие с оригинальным товаром, даже купленным в РФ у правообладателя.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян согласна с тем, что формулировки документа выглядят двусмысленно: «Действие пунктов ГК РФ отменяется, но при этом не звучит правильная фраза о том, что появляется право на свободное обращение товаров, если они введены в оборот где-либо еще. Сейчас документ в самом деле может быть прочитан в том смысле, что отменен даже национальный принцип исчерпания права».
Между тем главная проблема, по словам эксперта, не в двусмысленности формулировки, а в том, что правительство вообще не имеет права вносить изменения в ГК РФ. «Правительство может выступить с законодательной инициативой, а менять Гражданский кодекс могут только депутаты. Для того чтобы перейти к международному принципу, из статьи 1487 достаточно убрать слова “на территории Российской Федерации”. Поскольку же правительство фактически превышает свои полномочия, теоретически у параллельных импортеров могут возникнуть проблемы в судах», — отметила она.
Елена Авакян убеждена, что решение о легализации параллельного импорта назрело давно, однако, по ее словам, необходимо учесть интересы тех компаний, которые из России не ушли. «Если речь не о бумаге для распечатки ультразвуковых исследований для той же фармацевтики, параллельный импорт — это серьезный вопрос. Не факт, что “серый” экспортер, зачастую созданный за два месяца до ввоза, сможет обеспечить необходимые условия хранения и перевозки лекарств или вакцин», — отметила правовед.
Фото: IPQuorum
За взвешенную позицию в отношении параллельного импорта выступил и президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Если правообладатель производит продукт на территории РФ или предоставил право пользоваться своим товарным знаком другим компаниям, то необходимо защищать его монополию на средства индивидуализации. В отношении других товаров вполне можно перейти к международному принципу исчерпания прав».
При формировании списка товаров, разрешенных к ввозу, Минпромторгу было бы целесообразно руководствоваться принципом «Не навреди», уверена заместитель председателя ООГО «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» Ирина Яковлева: «Нельзя ухудшать экономическое положение российских хозяйствующих субъектов, которые выступают правообладателями по действующим лицензионным соглашениям с зарубежными партнерами. Подчеркну, речь именно о действующих соглашениях, о тех, которые исполняются, не находятся в стадии расторжения или приостановки».
Фото: IPQuorum
Эксперт предложила составить список таких компаний-лицензиатов и охраняемых объектов, которыми они распоряжаются, и учитывать его при формировании перечня товаров, для которых будет введен международный принцип исчерпания права.
Автор: Антон Котенев