Подведены итоги Международной образовательной конференции Distant & Digital

Подведены итоги Международной образовательной конференции Distant & Digital

Фото: IPQuorum

Крупнейшая в СНГ Международная образовательная конференция Distant & Digital завершилась в Москве. Основными темами традиционно стали интеллектуальная собственность, цифровая трансформация и новейшие юридические технологии. Событие объединило более 200 экспертов, представителей креативной экономики.

Деловую программу составили четыре трека: «Создавай», Управляй», «Защищай», LegalTech. Все они был посвящены различным аспектам реальной экономики, включая вопросы оборота интеллектуальных прав, судебные и внесудебные цифровые инструменты защиты интеллектуальной собственности, а также тренды в области юридических технологий.

Участники пленарной сессии «Права потребителя интеллектуального продукта» определили, как сделать из простого потребителя контента грамотного субъекта правоотношений. Своими наблюдениями поделился председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов: «Взаимодействуя с миром вещей, мы обычно не читаем договоры, но знаем понаслышке и интуитивно понимаем наши права и обязанности из Федерального закона “О защите прав потребителей”. Однако в интернете, экосистемах и метавселенной нет подобных защитных механизмов, их предстоит выработать».

На пленарной сессии «Базы данных vs данные без баз» участники распутывали клубок противоречий между владельцами социальных сетей, классифайдов, датасетов и специалистами по big data. Эксперты сошлись на том, что регулирование должно служить формированию успешной коммерческой модели оборота данных. «Такое мощное средство обработки информации, как ИИ, в конечном счете всегда нацелено на коммерциализацию данных. Именно поэтому сейчас приоритет не расширение перечня оснований свободного использования, а выработка общих правил использования коммерческого», — отметил председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский.

Трек «Создавай» был посвящен начальным стадиям жизненного цикла креативного продукта. Обсуждались оптимальные стратегии правового оформления творческого производства. В ходе дискуссии «Правовые проблемы творческого “присвоения” территории: стрит-арт, паблик-арт, акционизм» член правления Союза креативных кластеров Майя Свистухина напомнила, что паблик-арт подпадает под категорию либо декоративно-монументальной композиции, либо малой архитектурной формы. В первом случае предполагается длительная процедура согласования, во втором накладывается ограничение — постройка не должна иметь фундамента и подземных коммуникаций. Все это входит в противоречие с направлением искусства такого типа, основанного на спонтанной коммуникации с городом и его жителями.

Как наиболее эффективно распорядиться интеллектуальными правами на творческий продукт? На этом вопросе фокусировался трек «Управляй». Ведь без учета успешных практик трудно выбрать оптимальную модель монетизации контента, выявить, оценить и систематизировать нематериальные активы компаний.

«Кто такие сегодня информационные посредники: право имеют или соблюдают?» — на этой сессии выступил президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, отметив, что законодателю необходимо защитить права пользователей и бизнеса, которые работают с платформами: «В генетике платформ изначально лежит стремление к монополизации. Если ты не схватил и не удержал клиента, пользователя, трафик, ты не платформа. Удержи всех внутри своей экосистемы, управляй потоками и данными! Это уже не посредник, а другая экономическая сущность».

Дискуссии трека «Защищай» строились вокруг стратегий судебной, досудебной или технической защиты результатов интеллектуальной деятельности. Один из вопросов касался так называемого параллельного творчества. Возможна ли ситуация, при которой два человека независимо друг от друга пришли к какой-то идее и выразили ее схожими средствами, например, в романе или картине? И на чью сторону встанет суд? Эта проблема обсуждалась на мастер-классе заместителя генерального директора правового бюро «Омега» и доцента Научно-образовательного центра Digital IP Константина Леонтьева.

По словам эксперта, характерный пример параллельного творчества — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг и вышедшая в России вслед за ним книга Дмитрия Емца «Таня Гроттер»: «Российский суд действовал по схоластическим принципам: здесь мальчик, а здесь девочка, здесь Гарри, а здесь Таня, Гарри летает на метле, а Таня на драконе. А вот подход нидерландского суда основан одновременно на авторском праве и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Для него было достаточно общей похожести и того, что “Таня” вышла сразу вслед за “Гарри”, паразитируя на его коммерческом успехе».

В треке LegalTech прошла серия дискуссий и мастер-классов, посвященных автоматизации юридических процессов, трансформации юридической функции и переосмыслению роли юриста в условиях цифровой экономики и удаленной работы. Один из ключевых вопросов в повестке правовых инноваций — кадровый, отметил директор по корпоративным инновациям и глава практики юридических технологий (LegalTech) Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин: «Сильнейший драйвер цифровой трансформации личность руководителя цифровой трансформации, его желание развиваться, расти, ментальные изменения этого человека».

Особое место занял конкурс юридических стартапов LegalTech Most Creative. В финал вышли пять проектов. Среди них сервис Cosmovisa, позволяющий оспорить операцию через чарджбэк, сервис финансирования судебных споров PLATFORMA, решение для потокового скоринга и управления дебиторской задолженностью UR-LI, маркетплейс бракоразводных услуг SPLIT FAMILY и разработанный KPMG сервис Privacy Automation Tool, который позволяет автоматизировать работу с персональными данными в компании.

Новые партнерства и реальные сделки стали еще одной традицией конференции Distant & Digital. На этот раз было подписано соглашение о сотрудничестве между Центром интеллектуальной собственности «Сколково» (ЦИС «Сколково») и Национальной ассоциацией трансфера технологий (НАТТ). Со стороны «Сколково» документ подписал управляющий партнер ЦИС Антон Пушков, а со стороны НАТТ ― исполнительный директор Ассоциации Алексей Филимонов. Партнеры объединят свои информационные и экспертные ресурсы для совместных образовательных и просветительских проектов, пропаганды изобретательства и прикладной науки.

Статус киберспорта, правовые проблемы франчайзинга, дискуссии о статусе общеизвестного товарного знака, трансформация юридической функции и возросшая роль информационных посредников — проблемные узлы, затронутые на D&D, будут обсуждаться и на дальнейших конференциях и форумах под брендами Distant & Digital и IPQuorum.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?