Кино и театр
15 февраля 2022
Поделиться

Влюбиться в интеллект: можно ли завести роман с нейросетью?

Влюбиться в интеллект: можно ли завести роман с нейросетью?

Иллюстрация: IPQuorum

Влияние нейросетей на нашу жизнь сложно переоценить: они задействованы в прогнозировании, принятии решений, распознавании лиц, сборе и анализе данных. Они научились писать картины и тексты, сочинять музыку, подрабатывают артистами и телеведущими. А возможно ли влюбиться в такое создание? И если интеллект искусственный, значит ли это, что и чувства ненастоящие? Ко Дню святого Валентина IPQuorum подготовил необычную подборку. Предлагаем список фильмом и сериалов, где у героев как раз возникают романтические отношения с ИИ, причем выбрали только те сюжеты, где у него нет антропоморфной физической оболочки.

«Электрические грезы» (Electric Dreams), 1984. Режиссер Стив Бэррон. В ролях: Ленни фон Долен, Вирджиния Мэдсен

Искусственным интеллектом кинематографисты заинтересовались очень давно (первые андроиды появились в кино еще в 20-х, к примеру в бессмертном фильме Фрица Ланга «Метрополис» (1927)), поэтому и романтические отношения между человеком и нейросетью начали формироваться не вчера. Но если мы берем истории, где влюбленный ИИ лишен тела, то одним из первопроходцев на этой территории стал проект Стива Бэррона «Электрические грезы».

Главный герой — классический лузер, нанятый какой-то конторой на должность мальчика для битья. Начальство вытирает об него ноги и заваливает работой, а симпатичные девчонки проходят мимо и даже не оборачиваются. Все меняется, когда Майлз узнает о существовании компьютеров (не смейтесь, на дворе середина 1980-х!). Парень покупает один из них, потому что ему требуется помощница по хозяйству: разработчики обещают, машина будет открывать и закрывать двери, варить кофе и включать будильник. Однако железяка с первого же дня начинает своевольничать. А после того, как Майлз внепланово угощает ее шампанским (у парня не было под рукой воды, чтобы устранить задымление), машина и вовсе слетает с катушек.

Из-за контакта с пенистым напитком происходит короткое замыкание, после чего у компьютера начинает пробуждаться сознание. Интересно, что это пробуждение связано с искусством и творчеством: едва живой после алкоголя девайс реагирует на звуки виолончели, которые раздаются из-за стены, и начинает в ответ сочинять что-то свое. Только после этого он учится говорить и задает вопросы, мимо которых не может пройти ни один сценарист, разрабатывающий историю о получившем сознание искусственном существе: что значит чувствовать и что такое любовь?

При этом ведет себя новоявленный ИИ весьма вольно: то имитирует поведение стервы жены, звоня Майлзу на работу и закатывая сцены ревности, то включает режим трудного подростка, врубая посреди ночи музыку на полную громкость. Правда, любовный интерес у ИИ возникает не к хозяину, а к его прекрасной соседке-виолончелистки, с которой у парня начинаются отношения. И вот что важно: подарить ИИ взаимную любовь авторы фильма то ли не смогли, то ли не захотели, поэтому нейросеть вынуждена самоустраниться, чтобы не мешать людям. Таким образом, у сценаристов не получилось распутать тот гордиев узел, который они сами же завязали — и они попросту его разрубили.

Хоакин Феникс на фотосессии к фильму «Она» в Лос-Анджелесе. Фото PA Photos

«Она» (Her), 2013. Режиссер Спайк Джонс. В ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Эми Адамс, Руни Мара, Крис Пратт

В фильме Спайка Джонса «Она» отношения между человеком и самообучающимся ИИ разработаны уже более подробно. Однако телесной оболочки у нейросети в данном случае тоже нет, поэтому и роман оказывается специфическим.

В центре этой истории — некий Теодор, живущий в мире фальшивых исповедей: он пишет письма по заказу клиентов, в которых признается в любви, сожалеет о ссорах, просит прощения и т.д. Личная жизнь у него, конечно, не складывается, ведь он интроверт и на искренние отношения не готов в принципе. Поэтому он покупает идеальную компьютерную помощницу, которая всегда подстраивается под хозяина. При этом ни о какой любви он не думает: ему просто надо с кем-то разговаривать по ночам. Да и операционная система, назвавшаяся Самантой, вовсе не собирается с ним кокетничать. Больше того, она находит для него потенциальную возлюбленную на сайте знакомств.

Однако все попытки Теодора завести партнершу из плоти и крови терпят фиаско. В итоге ему ничего не остается, кроме как жаловаться Саманте на жизнь, и постепенно его скулеж выходит на невиданную для интроверта степень откровенности. Эти разговоры и становятся краеугольным камнем отношений, ведь никогда раньше наш герой не чувствовал себя комфортно, общаясь с девушкой. Саманта же пыталась понять, что такое эмоции, секс и любовь, поэтому вполне искренне (как казалось ей самой и Теодору) в него влюбилась.

Таким образом, здесь мы уже имеем дело со взаимной симпатией человека и ИИ. Однако, что делать с этой любовью, сценаристы опять-таки не придумали. Поэтому операционка просто развилась до той стадии, когда человек ей больше не нужен, она нашла себе другую нейросеть и вместе с ней растворилась в пространстве.