Государства делают очередной ход в шахматной партии с платформами: в России иностранных IT-гигантов обязали с 1 января открыть российские представительства, а в Германии Google начал выплачивать СМИ авторские вознаграждения за использование материалов. Тем временем Китай создает комитет по метавселенным, а Юрий Лоза получает от Первого канала миллион рублей за незаконное использование песни «Плот». Все сюжеты на пересечении права, технологий и бизнеса — в новом номере LegalTech Review.
Определен список иностранных платформ, которым придется открыть представительства в России
Роскомнадзор определил список компаний, которым придется открыть российское представительство в соответствии с новым законом «о приземлении» иностранных цифровых платформ. В него вошли 13 организаций: Google, Apple, Meta (бывший Facebook), Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, LikeMe, Viber, Discord, Pinterest, Spotify и Twitch. С 1 января этим платформам и сервисам нужно будет открыть офисы в России.
Согласно принятому в июле закону «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации» (Федеральный закон № 236-ФЗ) представительства должны открыть все компании с суточной аудиторией больше 500 000 человек. Иностранные платформы также обязали создать формы обратной связи с российскими пользователями, завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора, установить на своих сайтах счетчики посещаемости и ограничить доступ к информации, нарушающей российский закон.
Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов отметил, что локализация компаний необходима для того, чтобы подчинить их российской юрисдикции и тем самым ускорить рассмотрение споров: «Сейчас для того, чтобы просто известить иностранное лицо, у суда уходит полгода. В соответствии с Гаагской конвенцией это зачастую требует коммуникации через различного рода уполномоченные госорганы иностранных государств (Конвенция о вручении за границей судебных или внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.). Понятно, что в случае интернет-споров такая скорость коммуникации обессмысливает все разбирательство».
По словам Анатолия Семенова, российские законодательные новеллы вписываются в общий мировой тренд противостояния государств и глобальных коммуникационных корпораций. Наиболее ярко это противостояние проявляется в Китае, где западные технологические компании идут на многочисленные уступки правительству, чтобы сохранить за собой огромный рынок: «Государства понимают, что дела у них совсем плохи и они проигрывают конкуренцию корпорациям. Поэтому они пытаются принудить их к сотрудничеству при помощи публичного права под угрозой лишения доступа к рынку. По сути, это чисто американская практика — определять, нужно ли предоставлять доступ к своему рынку в качестве санкций или поощрений. Просто теперь она применяется всеми».
О мягком принуждении со стороны государства, как правило, свидетельствует появление термина «комплаенс» в повестке GR-департаментов компаний, добавил эксперт: «Обычно в таких случаях говорят о ФАС, хотя вопросами комплаенса по сути пропитаны все соглашения стран с ВТО, в том числе Протокол присоединения России к Марракешскому соглашению».
Google начал платить СМИ в Германии
В Германии Google начал платить СМИ авторские вознаграждения за использование их материалов в агрегаторе контента. Это связано с тем, что Германия имплементировала нормы Европейской директивы об авторском праве на Едином цифровом рынке, усиливающие позиции правообладателей в диалоге с платформами. Контракты с Google уже заключили журнал Der Spiegel, газета Die Zeit, портал Golem, медиахолдинги Handelsblatt Media Group, Der Tagesspiegel и Ströer. Они будут получать от интернет-гиганта вознаграждение за использование своей интеллектуальной собственности.
Юрист «ФБК Legal», патентный поверенный Николай Ужегов отметил, что ключевую роль в разрешении спора между платформами и СМИ в Германии сыграл законодатель: «Это позитивный сигнал для журналистов по всему миру. Однако успех в борьбе за вознаграждение был достигнут благодаря внесению изменений в немецкое законодательство путем закрепления за издательствами исключительных прав на размещение своих пресс-материалов. Готовы ли законодатели иных стран на внесение таких изменений в законодательство об авторском праве — большой вопрос».
Музыкант Юрий Лоза отсудил миллион рублей у Первого канала
Мосгорсуд удовлетворил иск композитора и музыканта Юрия Лозы к Первому каналу. Юрий Лоза обвинил телеканал в нарушении авторских прав на композицию «Плот», которая была исполнена в эфире программы «Голос». Юрий Лоза требовал запретить использовать его произведение и выплатить ему компенсацию в 4 млн рублей. Требования были удовлетворены частично — размер компенсации составил миллион рублей.
В иске подчеркивалось, что произведение не просто незаконно использовали, но и «существенно испортили, создав неприемлемую для автора версию оригинала». Кроме того, музыканта задело, что ведущие позволяли себе «непристойную иронию» в его адрес и распространяли о нем ложную информацию, унижающую его честь, достоинство и деловую репутацию.
Первый канал занимает уникальную стабильную позицию, построенную на основании своеобразного толкования закона, пояснила генеральный директор компании IPCodex Наталья Полианчик: «Они считают, что все охраняемые законом объекты, которые становятся частью эфира Первого канала, “растворяются” в этом эфирном потоке и теряют право на защиту как отдельные объекты интеллектуальной собственности».
По мнению юриста, канал опирается на положения статьи 1330 ГК РФ, наделяющие организации эфирного и кабельного вещания исключительным правом на передачи, правомерно передаваемые или переданные по кабелю или в эфир. «Однако Первый канал игнорирует существенное условие закона: использование телерадиокомпаниями в составе эфира чужих результатов интеллектуальной деятельности может быть признано законным только после получения разрешения всех правообладателей. В данном случае Первый канал пытается установить свои собственные правила, с которыми не согласны авторы. Время и судебная практика покажут, кто прав».
Гендиректор IPCodex предположила, что в дальнейшем Первый канал будет осторожнее работать с произведениями тех авторов, которые обращались в суд. В отношении же остальных творцов политика останется прежней.
В Китае создали комитет по метавселенным
В ноябре в Китае создали комитет по метавселенным (Metaverse Industry Committee). Если ранее китайские власти скептически относились к новым цифровым экосистемам, задействующим технологии погружения, то не так давно их риторика изменилась. Если раньше китайское руководство считало инвестиции в метавселенные безрассудством, то сегодня воспринимает развитие технологии как вполне легитимный ресурс экономического роста: главное, чтобы из иллюзорных вселенных деньги перетекали в реальный мир.
Концепция метавселенной оказалась в фокусе общественного интереса после того, как основатель Facebook Марк Цукерберг объявил о переименовании управляющей компании в Meta и анонсировал разработку соответствующих технологий. Идея метавселенной основана на развитии существующих тенденций цифровой среды к формированию экосистем со своей валютой, виртуальными предметами, которые можно «переносить» из одной игры в другую, возможностью посмотреть сериал внутри компьютерной игры, активным использованием VR/AR. Подобная система, по мысли визионеров, может напоминать виртуальные миры, которые изображались в фантастических произведениях. О метавселенных высказался и российский президент Владимир Путин. Он подчеркнул, что, развивая подобные решения, не следует забывать о вопросах кибербезопасности.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Елена Авакян полагает, что в долгосрочной перспективе развитие метавселенных может привести к печальным последствиям для большей части человечества: «Погружение человека в цифровую метавселенную выводит его за рамки собственно человеческой жизни. Из совокупности души и тела он превращается в потребителя исключительно цифрового контента. Но каким бы прекрасным ни был этот цифровой контент, какой бы глубины и достоверности ни имел, это в любом случае замена, жвачка, а жвачкой питаться невозможно».
По словам Елены Авакян, уже сегодня люди, пристрастившиеся к «цифровому наркотику», толком не едят, не общаются и не стремятся к размножению, и в этом смысле появление полноценных метавселенных может стать относительно гуманным способом сокращения населения планеты: для элит останутся радости аналогового мира, для малообеспеченных и психологически неустойчивых масс — цифровой суррогат.
Возможен и оптимистический сценарий, при котором человечество продемонстрирует резистентность к цифровым иллюзиям. Правда, тогда перенаселение планеты и борьба за ресурсы могут вылиться в большую войну, на фоне которой эскапистская антиутопия метавселенной покажется не такой уж мрачной.
С полной версией LegalTech Review за ноябрь можно ознакомиться по ссылке.