Юридические аспекты метавселенной

Юридические аспекты метавселенной

Иллюстрация: IPQuorum

Статья была первоначально подготовлена юристами Buzko Krasnov, которые консультируют по российскому и американскому праву. Оригинал статьи доступен по ссылке. 

NFT, DAO, а теперь еще и мета... метавселенные? Поговорим о том, что это такое и почему юристы (и не только) скоро будут изучать законы не существующих в реальной жизни миров.

Для тех, кто не в курсе, «‎метавселенная»‎ – это новый buzzword в долине. Как только Facebook объявил о переименовании в Meta и своих планах построить метавселенную, аналогичные заявления посыпались со всех сторон. Возможно, это новый тренд и гонка за доминирование в виртуальном мире, а может, через год на смену придет новый модный термин.

Метавселенную проще показать, чем описать словами. Для этого рекомендуем фильм «Первому игроку приготовиться». В этом фильме виртуальным миром руководит одна корпорация. Как будет в реальности (и будет ли вообще), можно только догадываться, но представляется, что появятся, скорее, несколько виртуальных миров, которые будут интероперабельны между собой.

Статистические данные, представленные на изображении ниже, свидетельствуют, что за последние 10 лет количество времени, проводимого людьми за экраном (screen time), выросло в разы. Мы уже очень сильно зависим от наших компьютеров и мобильных устройств и, скорее всего, с легкостью примем появление в нашей жизни новых «игрушек» под названием «метавселенные». 


Фото: https://www.buzko.legal/content-ru/yuridicheskie-aspekty-metavselennoy#

Как юристы, которые ежедневно работают со стартапами и новыми технологиями, мы часто фантазируем о юридических последствиях тех или иных новых феноменов. Что дальше и попробуем сделать.‍

Что такое метавселенная

Сперва мы постараемся коротко объяснить, что же такое метавселенные, а также показать, что на самом деле это понятие не является чем-то отдаленным от нашего мира, чем-то сверхновым. В свою очередь, это поможет понять, что и как необходимо регулировать применительно к метавселенным.

Слово «метавселенная» образовано от греч. приставки μετά- («между», «после», «через») и слова «вселенная» (что иначе означает «мир»). Получается, метавселенной можно дать такую краткую дефиницию, как «мир между мирами». Представьте, что вы завтра купите специальное устройство, которое позволит вам переместиться в некий отдельный мир со своими правилами и в целом со своей обособленной системой абсолютно всего. И, естественно, вы сможете вернуться обратно, да еще и захватив с собой что-то из такого мира (метавселенной).

Звучит фантастически, правда? Да, описанное пока что существует лишь в фильмах. Поэтому сейчас под метавселенными мы можем понимать некие отдельные системы (условно – миры), у которых имеются свои пользователи и свой порядок (правила, экономика, цифровое имущество и так далее). Самый же главный признак таких систем – это их интероперабельность. О нем подробнее в следующих разделах статьи.

Несмотря на сперва кажущуюся абсурдность вопроса, ученые проводят целые исследования на тему реальности существования нашего мира, предполагая, что мы все можем жить в некой симуляции. С некоторыми исследованиями на эту тему, изложенными коротко и простым языком, можно ознакомиться здесь.

«Вероятность того, что мы не живем в компьютерной симуляции, равна одному на миллиарды» 

Илон Маск

Если у вас еще не сложилось понимания того, что такое метавселенная, попробуйте сравнить ее с игрой. Часто игры имеют свой обособленный мир, иногда даже похожий на наш реальный, в котором игрок может передвигаться, зарабатывать игровые деньги, получать цифровое имущество и взаимодействовать с другими игроками. Чем вам не отдельный самостоятельный мир? Конечно, это он и есть, но тем не менее он еще не дотягивает до уровня метавселенной.

Метавселенные очень похожи на игры, социальные сети и интернет в целом. Поэтому вопрос регулирования этого феномена не придется здесь исследовать без каких-либо исходных данных, так как нормативная база для этого уже имеется. 

Про отличия метавселенных и социальных сетей также будет сказано далее. Здесь же мы хотим познакомить вас с эффектом наблюдателя и опытом Юнга. Суть эффекта наблюдателя заключается в том, что при наблюдении за объектом его поведение (свойства) начинает меняться. В попытках объяснить это явление физики разделились на два лагеря:

  1. Первые говорят, что поведение объекта меняется из-за того, что человек с помощью измерительных приборов воздействует на этот объект;
  2. Вторые же считают, что сознание человека, то есть сам факт наблюдения, меняет поведение объекта. Это объясняется на квантовом уровне тем, что объект до момента наблюдения находится в «суперпозиции», то есть в неопределенной позиции. Допустим, он может одновременно быть и черным, и белым. После того как объект стал наблюдаемым, он фиксирует свое последнее состояние. Например, остается черным. Все это можно рассматривать и через призму теории о мультивселенных. В последнем случае наблюдаемый объект станет черным для наблюдателя лишь в одной из возможных реальностей.

Сказанное звучит очень сложно и непонятно. Кроме того, сейчас нет единого мнения по раскрытому выше поводу. Однако, учитывая наличие серьезных исследований на тему реальности нашего мира и высказываний, например, того же Илона Маска, нам представляется довольно четкой связь между вопросом реальности существования нашей вселенной и метавселенными, которые люди хотят развивать.

Эффект наблюдателя очень похож на механизм, который используется в играх. Так, виртуальный мир для отдельного игрока формируется (рендерится) тогда, когда игрок смотрит на него. Это необходимо для экономии ресурсов компьютера. Такой механизм сравним с тем, что происходит с фотонами в опыте Юнга. Если мы не наблюдаем за фотонами, они имеют волновую функцию, а если наблюдаем, то траектория их движения становится похожей на пейнтбольные шарики.

Получается, метавселенные ничем не отличаются от игр? Ответим на этот вопрос в следующем разделе.

Чем метавселенная отличается от социальной сети или компьютерных игр?

Если исходить из терминологического значения, метавселенная должна быть похожей на отдельный мир, но при этом связанный с другими мирами. Напомним, это не параллельная вселенная, это мир между мирами.

Можно сказать, что в один ряд с метавселенной можно поставить социальные сети, онлайн-игры и интернет в целом. Действительно, что-то общее у перечисленного с метавселенными есть. В первую очередь это огромное сообщество и взаимодействие его членов друг с другом в рамках одной социальной сети или игры. Однако у последних нет самого главного – интероперабельности (совместимости).

Так, в метавселенных отдельные элементы одного мира могут быть использованы в другом. Допустим, возможность передачи скинов из метавселенной Counter-Strike в метавселенную Fortnite. Это был примитивный пример, а вот вам более интересный и фантастический – возможность проглотить красную таблетку и отключиться от Матрицы (метавселенной), чтобы выйти в реальный мир.

Сейчас этого нет ни в играх, ни в социальных сетях. Можете ли вы хотя бы передать подарок из «ВКонтакте» в Facebook? Нет, даже сообщение нельзя отправить из одной социальной сети в другую.

Таким образом, основное отличие метавселенных – это наличие тесной связи между их структурными звеньями – вселенными, когда элементы из одной вселенной могут использоваться во второй. Такая связь может быть представлена в нескольких вариациях:

  • метавселенная имеет связь с реальным миром;
  • метавселенная имеет связь с другими метавселенными;
  • метавселенная связана как с другими метавселенными, так и с реальным миром одновременно.

Вообще, сейчас нет настоящих метавселенных. Все, что существует, – это лишь проекты, которые имеют огромную аудиторию, например, (кино)вселенная Marvel, онлайн-игры (они имеют наибольшую схожесть с метавселенными) и криптопроекты из области метавселенных (как они сами заявляют о себе).

Виды метавселенных

Можно сделать предположение о том, что узконаправленных метавселенных не будет. Любой проект из этой области будет объединять в себе следующие функции:

  • развлечения, новый вид игр – пожалуй, самое первое, что появится в нашей жизни и обретет широкую популярность, если будут разрешены некоторые юридические вопросы (о них ниже);
  • цифровая репутация – появится и будет использоваться не сразу;
  • удаленная работа (имитация присутствия);
  • знакомства, общение;
  • регулирование экономических отношений (здесь существует также большое количество не разрешенных в юриспруденции вопросов, особенно если объектом таких отношений выступает криптовалюта).

Отдельно можно выделить вспомогательные метавселенные. Например, метавселенную для разрешения споров между пользователями других метавселенных. Подробнее о них будет сказано ниже, в разделе про правовые аспекты метавселенных.

GTA Role Play

Одним из интересных проектов в области метавселенных можно назвать GTA Role Play (GTA RP). GTA RP – это неофициальный мод (у каждого проекта в этой области он может быть своим) для игры Grand Theft Auto (GTA) с элементами реальной жизни, в которой игроки отыгрывают различные роли: от бездомного до губернатора.

Мод известен еще со времен GTA San Andreas под названием SA:MP. Недавно обрели популярность и моды для GTA V. Их механика осталась прежней, но функциональные возможности улучшились.

Самое интересное, что никто не говорит о GTA RP как о метавселенной, хотя эта игра максимально приближена по своей сути к последней. Игровые серверы в действительности похожи на отдельные миры, каждый из которых имеет:

  • администрацию сервера, которая следит за соблюдением правил сервера игроками и выполняет иные технические функции;
  • собственную экономику (игроки определяют, по какой цене продавать имущество, власти устанавливают процентную ставку налогов);
  • органы публичной власти, в которых работают игроки (мэрия, министерства, армия, полиция, секретные службы или службы безопасности, больницы);
  • частно-правовые организации;
  • различные профессии: фермера, таксиста, грузчика и прочих;
  • мафии, банды.

Для некоторых людей это вторая, но иногда первая по значению жизнь, в которой они могут быть кем захотят. Речь идет не только о погоне за материальными ценностями. Игроки здесь общаются, находят друзей, кто-то даже женится, как минимум в рамках игры.

Теперь представьте, что в такой игре валюта будет не просто «фантиками», а токеном (в идеале стейблкоином), допустим, на эфире. В этом случае игру по-настоящему можно будет назвать метавселенной. Вы просто играете в виртуальном мире и зарабатываете активы, которые можно тратить как в игре, так и в реальной жизни, – вот та минимальная связь между мирами, о которой мы говорили выше. При этом игроки будут действительно вовлечены в жизнь виртуального мира, а не только будут фармить токены. Если развить эту идею, можно применять различные метрики репутации, например, кредитоспособность: отношение человека к кредитам в метавселенной будет также отражаться и на кредитоспособности в реальной жизни, и это вполне логично, поскольку и там, и тут человек использует реальные активы (токены).

Однако здесь возникает довольно серьезная проблема – интерес к реальной жизни. Если развить GTA RP в метавселенную, как в фильме «Первому игроку приготовиться», мы можем потерять огромное количество людей в этом нереальном мире, потому что они быстро потеряют интерес к жизни вне игры. Это не может не вызывать опасений со стороны общества и государства, поэтому в будущем вполне мыслимы ограничения по максимальному количеству времени, которое можно будет проводить в метавселенной.

Метавселенные и криптовалюты

В криптомире метавселенные представлены в виде игр и различных сетей, сервисов для метавселенных.

Криптоигры

Decentraland – игра, в которой игроки могут покупать земельные участки и эксплуатировать их в целях получения выгоды (например, можно построить казино). Игра администрируется ДАО.

Star Atlas – метавселенная с тремя фракциями (цивилизациями), которые ведут борьбу за территории, ресурсы, политическое господство. Игроки за помощь своей фракции получают награды, в том числе в виде токенов. Игра разрабатывается на движке Unreal Engine 5.

Эта игра напоминает космические симуляторы Elite Dangerous или все еще разрабатываемый Star Citizen. Эти игры имеют полностью открытый мир, где каждая звезда (планета) является реальным игровым объектом, до которого можно долететь на своем корабле, если на это хватит топлива. Whitepaper Star Atlas в своем гайде говорит об этом же.

Illuvium – RPG с открытым миром и auto-battler в одном лице. Игроки сражаются за токены.

Можно ли эти игры назвать метавселенными? В перспективе – да. Сейчас – вряд ли, как минимум потому, что не все из них еще выпущены. Эти игры имеют связь с реальным миром посредством использования внутри них токенов, которые имеют ценность и в нашем мире, но есть вероятность, что дальше этого разработчики подобных игр не пойдут. Для того чтобы назвать игру метавселенной, она должна собрать вокруг себя огромное сообщество, которое будет вовлечено в судьбу игрового мира, а не просто будет играть с целью получения токенов.

Уже сейчас мы видим большое количество правовых вопросов, которые обязательно будут обсуждаться и станут одной из проблем на пути развития и широкого распространения подобных игровых проектов и метавселенных в целом. Далее мы опишем некоторые из них.‍

Правовые аспекты метавселенных
Регулирование отношений в метавселенной

С одной стороны, метавселенные регулировать просто. Это возможно с помощью правил / пользовательских соглашений / terms of use. Такие правила, по сути, ничем не отличаются от тех правил, которые мы сейчас принимаем перед тем, как запустить какую-либо игру или зарегистрироваться на каком-либо сайте.

Сложности возникнут тогда, когда государственные органы заметят новое явление и решат провести расследование на предмет соблюдения организаторами метавселенной применимых законов и соответствия метавселенных публичным интересам.

Может ли государство влиять на метавселенные

Да, может. Если метавселенные (их администраторы) нарушают публичные интересы: интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды.

Самый простой пример: метавселенные должны будут соблюдать законодательство о персональных данных. В противном случае они могут быть заблокированы, а администраторы – оштрафованы.

Ограничения на метавселенные со стороны государства

Если метавселенные обретут популярность, ограничения однозначно появятся.

Например, может быть установлено ограничение по максимальному количеству времени, которое разрешено проводить в метавселенной. К примеру, в Китае уже существуют ограничения количества времени, проводимого в видеоиграх, для несовершеннолетних: по часу в пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Подобное ограничение связано с опасением развития игровой зависимости. Для метавселенных это еще более актуально: нереальный мир может быть гораздо интереснее реального.

Также на метавселенные может быть распространено действие трудового законодательства, как минимум в части режима рабочего времени. Например, законодатель может запретить «работать» в метавселенной, допустим, более 40 часов в неделю.

Вполне возможны и ограничения на авторизацию в метавселенной. Для ее прохождения могут быть необходимы предоставление паспортных или иных данных либо авторизация через государственные порталы, например, «Госуслуги». В противном случае интероперабельность может не быть обеспечена.

Обязательно появятся и требования к самим администраторам метавселенных.

Кто сможет создать метавселенную и нужно ли будет получать лицензию оператора метавселенной

Вероятно, метавселенные будут приравнены к азартным играм, либо будут подпадать под схожее регулирование, либо же такое регулирование будет покрываться существующим законодательством в области регулирования рынка криптовалют.

Соответственно, могут появиться «операторы метавселенных» и отдельные требования к ним, а сама их деятельность может стать лицензируемой.

Могут ли законы реального мира применяться в метавселенной

Ответить на этот вопрос нам поможет концепция «магического круга»:

«Действия, которые происходят в виртуальном мире, являются предметом регулирования законов реального мира, если пользователь, исполняющий данное действие, разумно понимал или должен был понимать, что такое действие будет иметь последствия в реальном мире»

Б.Т. Дюранске

Объясним на примере. Убивать запрещено под угрозой наказания в соответствии с Уголовным кодексом, и все это прекрасно знают. В то же время во многих играх имеется возможность убивать персонажей, но за это никто не несет никакой ответственности в реальном мире. Это максимально логично, ведь убийство в игре – это убийство нереального персонажа, закон реального мира здесь не действует.

Второй пример. Игрок GTA RP, чтобы быстрее развить своего персонажа, задонатил реальные деньги и приобрел игровую валюту, затем приобрел в игре дом. Другой игрок захотел приобрести дом у первого и пообещал расплатиться с ним через неделю. Первый поверил и передал дом второму, но денег он так и не получил. Здесь уже сложнее.

С одной стороны, действия в виртуальном мире имеют последствия в реальном: игрок потратил реальные деньги на приобретение дома, но в итоге остался и без денег, и без дома.

Как разрешить ситуацию? Во-первых, необходимо смотреть правила игры. Скорее всего, администрация согласно таким правилам полностью снимает с себя ответственность за подобные случаи, и игроки сами должны следить за сохранностью своего игрового имущества. Во-вторых, однако, правилами могут быть предусмотрены механизмы разрешения подобных ситуаций, которые рассматриваются администрацией по жалобе игроков. В-третьих, если администрация не отреагирует на жалобу игрока, иск о возврате игрового имущества не будет удовлетворен, так как требования, связанные с участием в играх, не подлежат судебной защите (п. 1 ст. 1062 ГК РФ).

Ситуация может кардинальным образом поменяться, если описанное произойдет в игре, где единственной валютой являются токены. В такой игре граница «магического круга», отделяющая реальное от нереального, становится едва заметной, поскольку игроки взаимодействуют с активами, имеющими ценность в реальном мире.

Также вспомните здесь и про публичные интересы. Вероятнее всего, появится отдельное регулирование метавселенных на законодательном уровне. Более того, не все государства спокойно реагируют на крипту: метавселенные с ее использованием (а таких будет большинство) первые попадут под прицел государственных органов.

Когда могут появиться первые законы, регулирующие метавселенные

Первое время не будет отдельных правил, метавселенные и их деятельность будут регулироваться на базе уже существующих законов и разъяснений регулирующих органов, которые будут появляться по мере развития метавселенных.

Если говорить про метавселенные с криптой, то к ним в первую очередь будет применим федеральный закон «О цифровых финансовых активах». В остальной части они будут регулироваться нормами Гражданского кодекса, федеральных законов «Об информации и информационных системах» и «О персональных данных».

Сами метавселенные до появления специального регулирования, скорее всего, будут рассматриваться как программы для ЭВМ по аналогии с играми (хотя, если углубиться в вопрос, игры неправильно называть программами для ЭВМ).

Как создать первую метавселенную и не попасть под действие законов

Такая возможность имеется в рамках «регуляторных песочниц». Главная идея таких «песочниц» заключается в том, что, как правило, на определенной территории и в ограниченный срок (по дефолту до трех лет) действуют особые правила (специальное регулирование), упрощающие или дающие в принципе возможность развивать те или иные товары и услуги в сферах применения цифровых инноваций (с использованием таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, распределенный реестр, нейротехнологии, квантовые технологии, и прочих по перечню, определяемому Правительством РФ и Банком России).

Будет ли деликтное право распространяться на метавселенные

Уже сейчас за оскорбления в социальных сетях можно привлечь к ответственности. С метавселенными здесь может быть несколько вариантов:

  • Метавселенные по природе приравниваются к играм, следовательно, оскорбление в метавселенной является оскорблением персонажа метавселенной – деликта нет;
  • Метавселенные рассматриваются исключительно в связке с реальным миром (интероперабельность), если законами или правилами метавселенной не установлены какие-либо исключения. В таком случае оскорбление в метавселенной будет являться деликтом, если иное не будет установлено законами или правилами. При таком понимании все равно необходимо учитывать, что в правилах нельзя указывать условия, противоречащие публичным интересам.

Кроме того, есть вероятность появления новых видов деликтов, таких как причинение ущерба в рамках метавселенной: причинение вреда цифровому имуществу, репутации.

Кто будет разрешать споры, связанные с метавселенными

Можно выделить 3 категории споров:

  1. Спор между игроком (назовем его так для простоты) и администратором метавселенной;
  2. Спор между игроками метавселенной;
  3. Спор между администраторами разных метавселенных.

Первые (игрок – администратор) будут разрешаться довольно просто в соответствии с правилами метавселенной, а если стороны не придут к согласию, то в суде реального мира.

Со вторыми (игрок – игрок) все гораздо интереснее, снова может быть несколько вариантов развития событий:

  1. Спор не выходит за границы «магического круга», то есть не посягает на права лица в реальном мире, в том числе не затрагивает публичные интересы. Такой спор должен разрешаться в соответствии с правилами метавселенной. Например, могут быть предусмотрены суды внутри метавселенной (новый вид арбитража или просто способ разрешения спора, предусмотренный правилами, словно в какой-то игре), а значит, там будут и свои судьи, и свои юристы. К слову, это уже существует, например, в той же GTA RP: игроки могут (i) пожаловаться администрации, а также (ii) подать иск в рамках игрового процесса.
  2. Спор выходит за границы «магического круга»: по аналогии с реальным миром суд внутри метавселенной может быть судом первой инстанции, а суд в реальном мире – судом высшей инстанции.

В третьем случае (администрация – администрация) споры могут рассматриваться по аналогии со спорами игроков:

  1. Сперва в суде метавселенной с возможностью обжаловать решение такого суда в суде реального мира (вариант кажется допустимым, если суд метавселенной будет признан на законодательном уровне, например, в качестве нового вида арбитража);
  2. Либо сразу в суде реального мира.

Суды метавселенных также могут базироваться в одной специально созданной для целей правосудия метавселенной. Это будет отдельный независимый мир, задача которого – разрешать споры. Игроки в нем, по сути, будут просто работать (занимать судейские и прочие должности) и получать за свой труд оплату в виде денег, токенов или репутации, которая будет цениться в реальном мире среди юристов (например, это будут баллы для поступления на юридический факультет или для получения статуса адвоката, судьи и так далее).

Как будут исполняться решения судов, связанные с метавселенными

Если спор рассматривается в рамках метавселенной, после его рассмотрения решение исполняется администрацией.

Если спор рассматривается в реальном суде, исполнением решения также занимается администрация метавселенной, поскольку только она имеет для этого необходимые технические возможности.

Также администрация свои полномочия по исполнению решений может делегировать некоему исполнительному органу внутри метавселенной, в котором могут работать или пользователи метавселенной, или сотрудники администрации.

Единые стандарты метавселенных

Для интероперабельности необходимы будут единые стандарты метавселенных, например, как токены ERC-721 в крипте. Продвинуться в топ смогут те метавселенные, которые будут иметь наибольшее количество интероперабельных функций (в первую очередь с реальным миром, а потом и с другими метавселенными).

В связи с этим конкуренция метавселенных либо будет практически отсутствовать, либо будет выражаться в договоренностях одних администраторов с другими в отношении введения единых стандартов, которые позволят передать предметы из одного мира в другой или вовсе переносить своего персонажа. Таким образом, может появиться несколько конкурирующих групп метавселенных, каждая из которых имеет интероперабельность лишь внутри такой группы.

Персональные данные в метавселенной

Пожалуй, самое главное, что получает администратор метавселенной, – это персональные данные ее пользователей. Можно сравнить это с тем, как если бы в нашем реальном мире был свой администратор, который знает о нас абсолютно все, каждый наш шаг.

Что делать с такими данными? Все то же, что делают с ними и сейчас: использовать для рекламы, продавать банкам и иным лицам. Не зря же Facebook (теперь уже Meta), так любящий собирать персональные данные, решил выбрать для себя метавселенные основным направлением деятельности.

Поэтому персональные данные – один из основных аспектов, наряду с криптой, которые будут волновать регулирующие органы.

Метавселенные – это лишь фантазия

Да, все это звучит слишком странно и абсурдно. Возможно, это действительно так. Но кто знает? Вероятно, фантазии писателей и режиссеров когда-нибудь воплотятся в жизнь.

В любом случае, даже если не будет таких метавселенных, как показывают в фильмах, минимальные их версии однозначно появятся (они уже есть и разрабатываются). Это будут сперва просто игры, в которых валютой будет крипта и в которых можно будет передавать игровые предметы с помощью продажи NFT.

По этой причине ко всему, что мы описывали выше, через несколько лет нам так или иначе придется вернуться. Только на этот раз мы уже будем не фантазировать, а решать конкретные практические проблемы создателей метавселенных, которые неожиданно заблокирует Роскомнадзор.


Авторы: Василий Агатеев, Роман Бузько
Источник: https://www.buzko.legal/content-ru/yuridicheskie-aspekty-metavselennoy#

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

РЦИС в Индонезии: как «цифра» запускает оборот интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

Всероссийская платформа Artists и Федерация креативных индустрий стали партнерами

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
02 октября 2024

Творчество под защитой: как дизайнерам сохранить и приумножить интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
01 октября 2024

РЦИС в Пскове: инфраструктура, кредиты, образовательные программы