Сыграть на опережение: как защитить свой бизнес в соцсетях

Сыграть на опережение: как защитить свой бизнес в соцсетях

Иллюстрация: IPQuorum

Крупнейшая социальная сеть России давно перестала быть исключительно средством общения: ее активно применяют как инструмент развития бизнеса. В соцсети «ВКонтакте» ежедневно появляются сообщества различных компаний, которые стремятся усилить взаимодействие с имеющимися и потенциальными клиентами. Вместе с компаниями в соцсеть приходят и пираты, в результате чего под угрозой оказывается не только традиционный аудиовизуальный и текстовый контент, но и поддоменные имена, логотипы, названия сообществ. О том, как защитить контент и нейминговые элементы, IPQuorum рассказали владельцы сообществ и эксперты в области защиты интеллектуальной собственности.

Администраторы популярных пабликов «ВКонтакте», полностью состоящих из авторского контента, часто используют комбинации инструментов для борьбы с пиратами, сказал администратор сообщества «Лентач» с ником Тарас Сычев. Речь идет об иллюстрациях: паблик либо адаптирует существующие фотошаблоны, либо создает свои. На выходе получается уникальный продукт.

«Конечно же, можно поставить вотермарк или, как делаем мы, создать узнаваемый дизайн, – объясняет представитель «Лентача». – Мы решили, что элементы наших мемов будут определенного цвета, а текст написан определенным шрифтом. Теперь люди узнают нас на любых площадках по нашему собственному почерку».

Однако уникальный стиль не спасает «Лентач» от нелегального копирования контента. Пока у соцсетей не появились инструменты противодействия пиратам, бороться с недобросовестными пользователями было гораздо сложнее. По словам Сычева, несколько популярных сообществ «ВКонтакте» набрали по сотне тысяч подписчиков только за счет контента «Лентача». «К примеру, один паблик просто перерисовывал наши мемы, и нас иногда даже обвиняли в воровстве идей, – вспоминает Сычев. – Другой брал наши старые мемы по нужным темам и выдавал за свои. Мы оставались уязвимы до тех пор, пока «ВКонтакте» 1 июня 2018 года не запустила алгоритм защиты авторов «Немезида».

Администратор «Лентача» считает допустимым разовое заимствование авторского контента, поскольку воспринимает это как распространение уникального стиля: «Пользователь увидит эту картинку, потом зайдет на «Лентач» и поймет, кто эти картинки делает. А вот когда воруют весь контент подчистую, становится неприятно. Так, например, в конце апреля мы узнали, что кто-то создал наш клон в «Инстаграме», куда копирует все посты. У нарушителя в два раза больше подписчиков, чем у нас, и есть реклама. Пробовали жаловаться, но безуспешно – администрация проигнорировала жалобу».

Админы «Лентача» нередко пишут нарушителям напрямую. По словам Сычева, иногда прямого обсуждения бывает достаточно, чтобы решить проблему, но этот способ оказывается эффективным далеко не всегда. Когда нарушители не идут навстречу и игнорируют просьбы об удалении скопированного контента, владельцы «Лентача» предпочитают не обращать на это внимания.

Интерес для злоумышленников представляет не только авторский контент, но и элементы нейминга пабликов, включая логотипы, названия групп, поддоменные имена (URL-адреса сообществ). Действия недобросовестных лиц по регистрации групп с совпадающими или сходными названиями / поддоменными именами могут быть направлены на достижение одной из двух целей:

  • заработать на «паразитном» трафике, генерируемом за счет ошибок пользователей, путающих группы; при этом трафик может конвертироваться в продажи товаров, аналогичных продаваемым на базе оригинальной группы, или в заработок на партнерских программах, не имеющих особого отношения к сфере деятельности группы-прообраза;
  • продать права на группу с совпадающим или сходным названием / поддоменным именем (например, Abibas вместо Adidas) администраторам оригинального сообщества.

Правда, в отличие от ситуации с контентом, который защищен по умолчанию в силу факта его создания, регистрация определенных названий групп и поддоменных имен в соцсети «ВКонтакте» никаких правовых последствий не влечет. Фактически поддоменное имя и название группы лишь служат способом навигации пользователей на площадке «ВКонтакте» и сами по себе, без регистрации в качестве товарных знаков, интеллектуальными правами не охраняются, объясняет генеральный директор Online Patent, патентный поверенный РФ № 1733 Алина Акиншина. Поэтому создатель оригинальной группы, несмотря на дату ее создания, фактически ничем не защищен.

Как следствие, предприниматели, не побеспокоившиеся о своевременной правовой охране своих пабликов, вполне могут стать жертвами «обратного захвата», то есть намеренной регистрации товарного знака с целью отнять права на паблик у его владельца. «Если вы раскрутили свой бренд, создали под него группу, но не зарегистрировали в качестве товарного знака, то можно ожидать незваных гостей, – предупреждает Алина Акиншина. – Недобросовестный конкурент может потребовать у администрации соцсети передать ему управление или заблокировать ваши ресурсы на основании свидетельства на товарный знак. С точки зрения закона нарушитель – это вы, ведь вы используете чужой товарный знак без разрешения».

В такую ситуацию нередко попадают SMM-специалисты и блогеры, раскручивающие информационные группы. Яркий пример тому – конфликт блогера Станислава Смагина и администрации Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Смагин создал «ВКонтакте» сообщество о ВДНХ и за несколько лет нарастил его популярность, доведя до 75 000 общее количество подписчиков сообщества. ВДНХ, обратив внимание на созданный паблик, направила требование о передаче ей как правообладателю товарного знака прав администрирования группы. В результате соцсеть заблокировала права блогера на администрирование группы. Справедливости ради необходимо отметить, что ситуация со Смагиным осложнялась тем, что он был работником ВДНХ, а следовательно, мог раскручивать паблик в рамках своих трудовых обязанностей. В таком разрезе говорить о каких-либо правах Смагина на паблик не приходится, а ВДНХ более чем обоснованно вернула себе права администрирования собственной официальной группы.

Однако если опустить детали, проблема сводится к тому, что по незнанию вы вполне можете создать группу с названием или коротким адресом, которые совпадают с чужим товарным знаком, и таким образом случайно нарушить чужие интеллектуальные права. Поэтому, раскручивая информационную группу, нужно заранее позаботиться о юридической чистоте использования ее названия (и поддоменного имени). В противном случае через пару лет уже популярный паблик может вполне законно (но не очень справедливо) перейти в чужие руки.

Для того чтобы обезопасить себя, Алина Акиншина советует играть на опережение и прежде всего регистрировать ключевые элементы индивидуализации, используемые в группе (название, поддоменное имя, логотип) в качестве товарных знаков. Определить такие элементы можно с помощью бесплатного сервиса SMM-Броня. Переходя же к регистрации товарных знаков, нужно будет обязательно позаботиться о наличии статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица – регистрация товарного знака, в отличие от группы «ВКонтакте», невозможна на имя физического лица. 

Что же делать в той ситуации, если непоправимое уже случилось: группа создана, раскручена, но о регистрации товарного знака своевременно никто не позаботился, а теперь в ваш адрес поступила претензия о нарушении чужих исключительных прав? В первую очередь нужно успокоиться и внимательно проанализировать происходящее.

«Если просто зарегистрировать группу ВК с похожим на чей-то товарный знак URL-адресом (поддоменным именем) – это, как правило, еще не нарушение, – поясняет Алина Акиншина. – А вот если эту группу начинают использовать для продвижения тех же товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак (это определяется указанными в свидетельстве классами Международной классификации товаров и услуг, МКТУ), то это уже будет считаться нарушением и грозит нарушителю судом и выплатой компенсации».

Специфика ситуации в том, что одновременно могут сосуществовать несколько десятков очень сходных или даже одинаковых товарных знаков, права на которые принадлежат разным правообладателям, – просто зарегистрированы эти товарные знаки будут для разных классов МКТУ. Соответственно, если товарный знак зарегистрирован для услуг салонов красоты, то использование совпадающего с таким знаком короткого URL-адреса (или названия) для продвижения ресторана не будет считаться нарушением, подчеркивает Акиншина. Более того, для деятельности ресторанов можно будет зарегистрировать отдельный товарный знак.

Если деятельность, которая продвигается на базе группы, и классы регистрации товарного знака совпадают, скорее всего, действительно имеет место нарушение товарного знака. Такое нарушение будет иметь место в том числе при незначительных отличиях товарного знака и названия группы. Действие товарного знака распространяется на все похожие (сходные до степени смешения) названия – так, товарный знак «мойбренд» будет распространяться на случаи использования в форме «мой-бренд», «м0йбренд» и т. д.

При этом наличие свидетельства о регистрации товарного знака заметно упрощает процедуру защиты исключительных прав правообладателя. Вероятно, владельцу товарного знака даже не придется идти в суд: достаточно будет обратиться в техподдержку соцсети. Скорее всего, после выяснения всех обстоятельств будет принято решение о запрете использования соответствующих средств индивидуализации или даже передаче прав администрирования сообщества, полагает Акиншина. Как следствие, паблик могут передать владельцу товарного знака или обязать действующего администратора сменить название, адрес и убрать все упоминания, совпадающие с чужим товарным знаком.

Чтобы избежать всех описанных неприятностей, достаточно следовать простому чек-листу. Если вы только планируете создать собственную группу:

  1. Проверьте выбранное название и поддоменное имя на предмет нарушения чужих товарных знаков. Это можно сделать с помощью сервисов проверки товарных знаков – на сайте Роспатента или в онлайн-поиске на сайте onlinepatent.ru.
  2. Если при проверке выявлены сходные товарные знаки по тем же направлениям деятельности – стоит задуматься о смене названия. Если же никаких совпадений не найдено – зарегистрируйте собственный товарный знак (или несколько) для ключевых элементов индивидуализации группы. Выделить такие элементы поможет сервис SMM-Броня.
  3. Став правообладателем товарных знаков, вы получаете не только защиту от претензий, но и возможность самостоятельно пресекать использование ваших товарных знаков в названиях чужих групп, хештегах или рекламных объявлениях. Добиться устранения нарушения можно, обратившись в поддержку соцсети либо в суд.

В том случае, если группа у вас уже есть, порядок действий примерно тот же, только этап проверки можно пропустить. При наличии готового раскрученного паблика за его название стоит бороться даже в том случае, если имеются мешающие товарные знаки. В конечном счете это всегда лишь вопрос объема затрат на прохождение процедуры регистрации, формирование договоренностей с правообладателями товарных знаков и иные необходимые действия. Безусловно, за исключением тех случаев, когда ваша группа фактически нарушает чужие права и сосуществование брендов в принципе невозможно.

 

Автор: Алла Смирнова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?