Дизайн и мода
22 августа 2020
Поделиться

Игра на переодевание: нарушает ли косплей авторские права?

Игра на переодевание: нарушает ли косплей авторские права?

Иллюстрация: IPQuorum

Субкультура косплея в некоторых странах становится высокодоходной частью шоу-бизнеса, а его деятели обретают популярность не меньше, чем у голливудских кинозвезд. Косплей (от англ. costume play) – это костюмированная пародия на персонажей комиксов, компьютерных игр, кинематографа и литературы, которая заключается в копировании их одежды, особенностей внешности, атрибутов и мимики. В правовых аспектах воссоздания образов персонажей, а также отличиях зарубежной и российской практики, разбирался ipquorum.ru.

Наиболее полно и цивилизованно с юридической точки зрения косплей-индустрия сложилась в США. Однако так было не всегда – разумеется, тому предшествовали судебные споры. Так, например, в 2011 году компания SCG Power Rangers, владеющая правами на телевизионный сериал «Могучие рейнджеры», подала иск против интернет-магазина карнавальных костюмов MyPartyShirt.com, принадлежащего компании Underdog Endeavors Inc. Магазину было предъявлено обвинение в продаже униформы главных героев сериала без соответствующей лицензии. Американское законодательство об авторском праве позволяет защищать только элементы костюма, если они «концептуально неотделимы» от персонажа, что в деле с «Могучими рейнджерами» было признано экспертизой. Судебный процесс не был завершен – сторонам удалось договориться о сумме компенсации до официального решения суда.

После этого дела американское косплей-движение негласно разделилась на два вида: коммерческий и фанатский. К первому относятся: обычные люди, покупающие костюмы только на Хэллоуин или для тематических вечеринок; гики, которые регулярно участвуют в косплей-фестивалях в качестве хобби, не зарабатывая на этом; блогеры, обменивающиеся косплей-контентом, а также те, кто делает костюмы персонажей известных франшиз, которые не используются для продажи или монетизации. К коммерческому виду относятся независимые студии по производству интернет-контента, блогеры, модели, а также компании, выпускающие и продающие костюмы – все они, как правило, работают по лицензионному соглашению, заключенному с правообладателем. К последним относится Джессика Нигри – самая популярная косплей-блогер на планете (3,8 млн подписчиков в Instagram). Купив лицензию на использование популярных персонажей (часто это женские воплощения «мужских» образов – Еж Соник, Пикачу, Коннор Кенуэй из Assassin’s Creed и т. п.), она создает новые образы, защищенные авторским правом, а также производит уникальные костюмы, которые, по американскому патентному законодательству, защищены как полезная модель.

Субкультура косплея, как ни странно, прижилась и в России. Еще в 2001 году появился первый тематический сайт, а в 2002-м отечественные косплееры впервые представили свое творчество на Всероссийском фестивале японской анимации в Воронеже. За минувший год в российских городах прошло более ста косплей-фестивалей, объединяющих несколько десятков тысяч участников. Российские косплееры стали инфлюенсерами в социальных сетях и научились монетизировать свою деятельность несколькими способами: продажи фото- и видеоконтента, добровольные пожертвования подписчиков в Instagram, ВКонтакте и на краудфандинговой онлайн-платформе Patreon, размещение рекламы на страницах и реже – производство костюмов на заказ.

Четкую границу между фанатской деятельностью и коммерческим производством косплей-контента в России провела блогер Ирина Мейер, являющаяся самым популярным на сегодня деятелем отечественного косплея (более 650 тыс. подписчиков в Instagram). Ирина рассказала ipquorum.ru, что при масштабах ее деятельности без заключения лицензионных соглашений с правообладателями не обойтись: «Безусловно, мой видео- и фотоконтент – это бизнес, поэтому я приобрела лицензии на использование образов известных супергероев. Ни о каком фан-арте с моей стороны здесь не может быть и речи, потому что мои поклонники уже давно создают в соцсетях фан-группы в честь меня, то есть вполне возможно, что скоро они уже меня будут косплеить».

Тем не менее о правовых отношениях в этой сложной и необычной индустрии, кажется, задумываются не все. Косплей-модель и блогер Anastasia Komori (100 тыс. подписчиков в Instagram) уверена, что даже несмотря на то, что многие косплей-блогеры монетизируют свой контент, они все равно остаются фанатами и потребителями известных франшиз и поэтому не нарушают авторских прав, работая без лицензии: «Большинство издательств в России и во многих зарубежных странах, наоборот, поддерживают своих фанатов, которые занимаются фан-артом и косплеем, поэтому проблем с авторским правом не возникает. Кроме того, издатели комиксов и видеоигр нанимают косплееров для воплощения в жизнь своих персонажей», – сказала блогер в разговоре с ipquorum.ru.

Владелец «КАТКОВ И ПАРТНЁРЫ», член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности Павел Катков в разговоре с ipquorum.ru отметил, что если следовать букве российского закона, то даже некоммерческое использование персонажа, защищенного авторским правом, может быть признано нарушением: «Российское законодательство защищает образ, персонаж художественного произведения как объект интеллектуальной собственности. Использование без получения дохода может быть предметом искового производства для гражданского арбитражного процесса. Но для уголовного или административного процесса важен факт получения дохода». При этом в России еще не было судебных процессов, в котором владельцы прав на персонаж предъявляли бы претензии косплей-деятелю: «Правообладатели исходных объектов часто сквозь пальцы смотрят на косплей-индустрию, относя данное явление к фанатскому движению, подогревающему основные продажи продукта – например, компьютерной игры», – добавил Павел Катков.

Юрист считает, что у звезд быстроразвивающейся российской косплей-индустрии могут появиться трудности, «когда они столкнутся с правообладателями на одном рынке и начнут мешать им. В отдельных ситуациях их может спасти норма части 4 ГК РФ о пародии, но конечно, при условии, что пародия действительно имела место, а в остальных случаях придется получать лицензию на все используемые персонажи», – подчеркнул Павел Катков.

 

Автор: Антон Откидач

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше