6 декабря 2024 года в Москве открывается для публики третья ярмарка современного искусства |catalog| от Ассоциации галерей (АГА). Площадкой вновь стала историческая типография Ивана Сытина на Пятницкой улице, известная также как Первая образцовая типография.
В первые несколько часов на превью 5 декабря было продано более 70 лотов. Стоимость лотов на ярмарке начинается от 30 тысяч до 4 500 000 рублей. В конце дня превью галереи совершили более 300 сделок, многие из которых — молодыми коллекционерами, которые только начали свою коллекцию современного искусства. По итогам первого дня превью на стенде молодых художников Fresh Talents, который реализуется уже в третий раз при поддержке компании «Мясной дом Бородина», было продано более 40 работ, в том числе в музейные коллекции.
Организатором ярмарки выступила Ассоциация галерей (АГА). Инициаторы проекта — галеристы Александр Шаров, Алина Крюкова, Дмитрий Ханкин и основатель ЦСИ Винзавод Софья Троценко.
О проекте
Ярмарка современного искусства |catalog| основана профессиональным сообществом с целью развития российского арт-рынка. Проект предлагает новый демократичный подход к экспонированию: все галереи участвуют на равных условиях, а места распределяются жеребьевкой. Весной галереи представляют хедлайнеров, а зимой — новых авторов. В зимнем выпуске ярмарки все участники должны представить минимум одного молодого художника на своем стенде.
В ярмарке участвуют все члены-галереи АГА, остальные приглашаются экспертным советом, в который входят учредители ярмарки. С момента запуска в 2023 году |catalog| стал важной платформой для диалога между художниками, коллекционерами и арт-дилерами. Ярмарка способствует развитию российской арт-сцены, расширяя аудиторию современного искусства и устанавливая новые стандарты на арт-рынке. К участию приглашаются галереи из разных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Владивостока, Нижнего Новгорода и других.
|catalog| поддерживает несколько направлений деятельности Ассоциаций галерей, главное из которых — развитие российского арт-рынка. Являясь важнейшими институциями современного искусства, ярмарки стимулируют рост рынка не только количеством, но и благодаря регулярности проведения: |catalog| проходит дважды в год в Москве (весна и зима).
Ассоциация галерей выступает за построения профессиональных и долгосрочных отношений участников арт-рынка и инициирует программу аккредитации арт-дилеров. Профессионалы могут получить аккредитацию по приглашению членов Ассоциации и инициаторов ярмарки, а также оставить заявку на аккредитацию на официальном сайте Ассоциации галерей и ярмарки |catalog|. Аккредитация позволит систематизировать и повысить профессиональные стандарты работы, создать прозрачную и эффективную платформу для участников арт-рынка. Получить дополнительную информацию о программе и ознакомится с «Памяткой арт-дилера» можно на официальном сайте Ассоциации галерей.
Также в рамках своей работы по повышению прозрачности арт-рынка Ассоциация галерей к открытию ярмарки представила разработанный ведущими экспертами документ о принципах ценообразования, пригласив к его обсуждению главных игроков. С документом можно ознакомиться на сайте АГА. Все дни ярмарки станут площадкой, следующей декларируемым принципам прозрачности. Проект дополнит документы, которые были приняты в рамках предыдущих выпусков |catalog|.
Партнеры
Партнером ярмарки современного искусства |catalog| выступает ОАО «РЖД». Патроном третьего выпуска ярмарки современного искусства стала девелоперская компания Vesper. Партнерами также выступят компания «ДОМ.РФ», крупнейший промоутер и продюсер мероприятий в России «МТС Live», электронная библиотека «Яндекс Книги» и сервис для умных покупок «Яндекс Пэй». К старту |catalog| сервис «Яндекс Книги» выпустил специальный аудиогид, рассказывающий про все проекты ярмарки. Партнером спецпроекта Fresh Talents, который в этом выпуске реализуется совместно с художниками Школы Родченко, в третий раз выступила компания «Мясной дом Бородина». Гастрономическим партнером ярмарки стал холдинг gt. Официальная вода ярмарки — edis.
Галереи и художники
В зимнем выпуске ярмарки участвуют 55 галерей со всей России. Свои стенды на двух этажах типографии представили как члены АГА, так и другие проекты: Art Object Gallery, ART&BRUT Gallery, ARTSTORY, ASKERI GALLERY, Atelier CHOUTKO, FINEART GALLERY, FUTURO Gallery, HSE ART GALLERY, Lumiere Gallery, PENNLAB Gallery, Pogodina Gallery, pop/off/art, Postrigay Gallery, Ruarts Gallery, Syntax Gallery, Totibadze Gallery, XL Галерея, «Восточная галерея», галерея «Арка», КультПроект, Гридчинхолл, Е.К.АртБюро, КРОКИН галерея, ЛУЧ, ПиранезиLAB, Центр визуальной культуры Béton, БИЗОN, a—s—t—r—a, 11.12 GALLERY, TRIUMPH, Set Projects, Agency.ArtRu, Elohovskiy Gallery, 159F Gallery, SHIFT, Anna Nova, Grabar Gallery, Deep List, Iragui Projects, ОБЪЕДИНЕНИЕ, MYTH, Тираж 1/1, Center of contemporary art No.9, Jessica Gallery, SISTEMA GALLERY, сцена/szena, Flor et Lavr Gallery, Serẽne Gallery, VLADEY, Галерея K35, Beriozka Gallery, ПАЛЬТО, OVCHARENKO, галерея ВЫСОТА и студия «Непокоренные».
Галереи представляют работы более 200 художников, в числе которых София Акимова, Никита Алексеев, Анастасия Артемова, Иван Белов, Дун Бинсинь, Владимир Дубосарский, Владимир Куприянов, Кирилл Гатаван, Борис Игнатович, Дмитрий Жуков, Анна Кондратьева, Игорь Макаревич, Вера Мартынова, Михаил Прехнер, Саша Нестёркина, Миша Никатин, Надя Лихогруд, Алексей Лука, Николай Онищенко и Александра Паперно, Яков Хорев, Александра Пацаманюк, Полина Рукавичкина, Лидия Русскова-Хасая, Аркадий Шайхет, Ольга Солдатова, Ольга Чернышева, Алиса Смородина, Иван Симонов, Александр Родченко, Пахом, Саша Пучкова, Евгения Эварт, Яна Серобабина, Ма Юйгэ, Цяо Ицзянь, Чэнь Вэй, Сюй Юэян, Ван Сянцзе, Ирина Корина, Кирилл Кто, Petro и другие.
Образовательная программа
Лекторий ярмарки |catalog| 2024 — это три дня разнообразной образовательной программы. В рамках профессионального дня Ассоциации галерей публике будут представлены результаты последнего года работы по развитию рынка, включая новые документы по ценообразованию и коллекционированию тиражного печатного искусства. Уже традиционно ярмарка стала практической лабораторией для экспертного диалога о механизмах работы арт-рынка и ценообразования, культуры коллекционирования, профессиональных стандартах взаимодействия и развитии региональных арт-сцен. Среди спикеров — основатель и владелец и галереи pop/off/art Сергей Попов, художник, основатель экспериментальной лаборатории художественной печати России «ПиранезиLAB» Алексей Веселовский, коллекционер, основатель и главный куратор Галереи Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская и другие.
Публичная программа выстроена вокруг двух тем. «Искусство +» становится платформой по разработке новых методологий междисциплинарности и взаимоусиливающих партнерств на стыке искусства, философии, архитектуры, моды и культурного наследия. «Новая реальность» стала пространством для артикуляции и переосмысления профессионального опыта в изменяющемся мире. Галеристы, кураторы и коллекционеры обсудят стратегии выхода на новые международные рынки и планы будущих коллабораций с зарубежными коллегами, а также новые форматы культурного посредничества при формировании бренда художника и его продвижения на арт-рынке.
Слушатели, активные участники арт-рынка, будут приглашены к коллективному обмену опытом и видением проблем сферы через интерактивные форматы коммуникации внутри сессий.
В апрельском выпуске на ярмарке |catalog| была инициирована маршрутная карта коллекционера, где сначала в рамках лекции Алексея Веселовского разбирался опыт и специфика коллекционирования тиражной графики. Работа экспертов членов Ассоциации галерей выросла в маршрутную карту арт-рынка — комплекс материалов, посвященных ценообразованию, профессиональной этике и коллекционированию тиражного искусства. В декабрьском выпуске продолжится образовательная линия для коллекционеров — лекция от основателя и директора Галереи Люмьер Натальи Григорьевой-Литвинской по фотографическому искусству. В новых выпусках планируется продолжение маршрутной карты и исследование вопросов коллекционирования других тиражных видов искусства: скульптуры, диджитал-арт и другие.
Специальные проекты
С самого первого выпуска программу ярмарки сопровождает проект поддержки молодых художников Fresh Talents. В рамках третьего выпуска в декабре 2024 года в проекте принимают участие художники Школы Родченко. В этом выпуске проект вновь реализуется при поддержке компании «Мясной дом Бородина». Специальный проект Fresh Talents носит образовательный характер и направлен на получение молодыми художниками практического опыта интеграции в арт-рынок. Посетителям и коллекционерам он дает возможность увидеть и купить работы авторов, которые только переступили порог арт-рынка и еще не попали в пул профессиональных галерей. Также в состав третьего выпуска FRESH TALENTS включены работы не только студентов, но и выпускников Школы, которые уже успели стать резидентами галерей, — Игоря Самолета, Егора Федоричева, Ланы Морозовой. По итогам первого дня превью на стенде Fresh Talents было продано более 40 работ, в том числе в музейные коллекции.
Проект начался за несколько месяцев до ярмарки с отбора работ, дальнейшего взаимодействия с куратором в процессе формирования проекта стенда, изучения логики ценообразования, разбора и подписания юридический документов, монтажа стенда и первого опыта общения с коллекционерами, закупщиками музеев, кураторами и галеристами. Результатом проекта становятся не только продажи со стенда, но и попадание в музейные коллекции и подписание контрактов с ключевыми галереями, что открывает доступ к ведущим ярмаркам страны и профессиональному продюсированию карьеры. Куратором выступает Анна Зайцева, заместитель директора по выставочной деятельности МАММ, с которой был запущен проект Fresh Talents в декабре 2023 года.
В апреле 2024 года |catalog| и edis объявили о стратегическом партнерстве с целью поддержки молодых художников. Тогда бутылки edis украсила работа «Палм Принц» Ильи Кутобоя. Эта лимитированная серия стала предметом «охоты» для многих ценителей искусства. К декабрьской ярмарке edis выпустит ее дополнительный тираж. Новую серию бутылок, также созданную в соавторстве с художником, покажут в апреле 2025 года. Бренд выберет автора из числа новых имен, представленных галереями в рамках третьего выпуска ярмарки |catalog|. Художник получит грант от edis, а его произведение выйдет за пределы мастерских, выставок и частных коллекций.
Проект CINEMATICA отвечает за музыкальную программу ярмарки, куратором которой стал композитор Глеб Андрианов. Он составил для каждого дня музыкальные плейлисты, а также представил специальный проект «Невидимые стены» совместно с композитором Дмитрием Мазуровым. Их композиция, написанная для третьего выпуска |catalog| будет открывать и закрывать каждый день ярмарки.
Концепцию и визуальный код ярмарки разрабатывала команда newnow. Первый |catalog| прошел в стенах исторического здания Первой образцовой типографии. Новая ярмарка — это новый слой в истории, архивация момента во времени. Каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме.