17 июля выдающемуся композитору Алексею Рыбникову исполнилось 76 лет. На счету народного артиста России - симфоническая, хоровая, камерная музыка, более 150 работ для кинематографа, среди которых "Приключения Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен", "Вам и не снилось...". В интервью ФАН глава Союза композиторов России рассказывает о новой работе - опере-драме "Le Prince André. Князь Андрей Болконский", объясняет, что вкладывает в понятие "композитор", почему не пишет песен и каким видит будущее русской музыки.
"Я никогда не стоял на одном месте"
- Алексей Львович, в этом году исполнилось 40 лет самой известной отечественной рок-опере "Юнона и Авось", с которой вы ворвались в отечественную музыку, а в мае 2021 состоялась премьера вашей оперы-драмы "Le Prince André. Князь Андрей Болконский". Можно ли назвать их главными произведениями в вашей творческой биографии, провести параллели или соединить их по прямой?
- Давайте действительно проводить параллели. Я ворвался в музыкальную жизнь в 1967 году со своими симфоническими произведениями. Это встретило довольно негативную официальную реакцию, в том числе и от Союза композиторов СССР. Я увлекся рок-музыкой, в которой, конечно же, были элементы симфонизма. Так продолжалось лет десять, не более, и закончилось, когда я написал "Юнону и Авось". В 2005-м я вновь появился со своими симфоническими произведениями, их играли и продолжают играть лучшие дирижеры мира. Соединительными арками между параллелями, состоящими из симфонической линии и линии рок-опер, можно считать значимые для меня произведения - рок-оперы "Хоакин Мурьетта" и "Юнона и Авось", спектакль "Литургия оглашенных" и оперу-драму по роману Льва Толстого "Война и мир" - "Le Prince André. Князь Андрей Болконский".
- У каждого произведения - свой музыкальный язык?
- Если "Литургия оглашенных" - это симфоэлектроника и больше рассчитана на звучание хора, то последняя моя работа, по "Войне и миру" Толстого, вплотную приблизилась к классической опере. Разница - в том, что что актеры поют в микрофоны. Здесь присутствует живой человеческий голос, вкраплены тексты, которые не поются, а произносятся. Следующий шаг нужно будет сделать обязательно, и по музыкальной форме это будет электронно-классическая опера.
- Экспериментируете с новыми жанрами?
- В 70 лет я начал снимать музыкальные фильмы как режиссер-постановщик и продюсер. Снято четыре фильма, и есть идеи, как это дело продолжить. По одной простой причине, наверное, что никто в нашем кинематографе не умеет, не хочет и не собирается снимать оперу в кино. Осенью я начну знакомить фильмы со зрителем. Еще я написал книжку и сейчас закончил вторую. Всю жизнь мне было интересно пробовать себя в совершенно разных амплуа и работать над музыкой в кино, сочинять симфонии, создавать рок-оперы, заниматься драматургией. И я очень счастлив сейчас, оборачиваясь на свой пройденный путь, что никогда не стоял на одном месте.
"Проблема молодежи - как у героя Толстого"
- Что движет вами? Самореализация или желание быть ближе к слушателю?
- Как раз для слушателя я все и делаю. Каждый человек пытается осмыслить, в какой мир он попал, любая жизнь - это опыт. Когда я сочиняю музыку, то представляю себе этого слушателя, который придет в зал, сядет и будет внимательно слушать, что же я ему предъявлю. И ему должно быть интересно, обязательно интересно.
- Ваш опыт привел к классике. Не является ли вашим альтер-эго герой оперы-драмы Андрей Болконский? Что значит этот образ для русской музыки?
- Этот человек в 20 с лишним лет, по нынешним меркам - мальчик, ищет, как ему состояться в этой жизни. Единственное, что зажгло Болконского в жизни - любовь к Наташе, но все закончилось крахом. И у нашей современной молодежи сложная проблема - найти себя в этом мире, как говорил Болконский: "Чтобы все узнали обо мне". Поэтому он - герой всех времен. А с собой я точно его не ассоциирую. Болконского написал Лев Толстой все-таки.
"Композиторы - не сонграйтеры, это - другая планета"
- Почему вы не пишете песни и как относитесь к шоу-бизнесу?
- Я умею это делать, и мои песни появлялись в операх и в кино, но всегда были связаны с драматургией. Сегодня песня ассоциируется с исполнителем, и на него все работают: портной шьет костюм, гример делает лицо, кто-то, может, парик ему делает, а композитор пишет для него песни. Такая обслуживающая роль мне совершенно не интересна.
- В шоу-бизнесе есть люди, которых называют композиторами, они популярны. Кого бы вы отметили?
- Во всем мире composer, композитор - это одно, а song writer - это другое, то есть песенник. Что такое song writer? Ты пишешь песни и все. Композиторы - это вообще другая планета, туда лучше не заглядывать. Развлекательная музыка имеет достаточно большое значение для души, если это хорошая музыка. Писать фундаментальную музыку - гораздо труднее, для этого нужны большие знания, масса навыков и талантов.
"Я везде отстаивал право композитора на профессию"
- Вы возглавляете Совет Союза композиторов России, какие цели и задачи у этой организации сегодня, чем отличается его деятельность от того, что было в советское время?
- При советской власти это была мощнейшая, почти государственная организация: финансирование было, дома строились и концертные залы открывались. Можно сказать, что в 90-е все было разрушено. Но сейчас это - практически сообщество людей, которое занимается одним и тем же делом. Союз композиторов - это полноценная живая организация, у которой бьется пульс, слышно, как сердце сокращается. В общем, мы ждем поддержки.
- По сравнению с классикой русской музыкой - сегодня господствует мелкотемье, нет "больших полотен" национального масштаба? В чем причина?
- У нас очень "большие полотна" на тему сатанизма делаются. Широкие и мощные саги, но направлены они не в сторону позитивного развития мира, а в сторону мироразрушения. Столько рецептов, как разрушить психологию человека и его душу! Всех обрекают на дикую чернуху, но почему-то она интересна.
"Наша попса не проникает в сердца мировой аудитории"
- Как вы видите перспективы развития композиторского цеха?
- Как председатель Совета Союза композиторов на всех высоких заседаниях я отстаивал право композитора называться профессией. У композиторов, поэтов, писателей нет пенсий, никакой социальной защищенности. Это - неправильно, потому что Россия может потерять одну из золотых жил своей культуры, которая формирует лицо России в мире. Россию знают по Рахманинову, Чайковскому и Шостаковичу. К сожалению, наша попса не проникает в сердца мировой аудитории, а симфоническая музыка - да. После поручения президента, думаю, подготовят законодательство, по которому будет у нас рабочий, служащий и творческий работник.
- Есть ли у вас чувство уверенности, что процесс развития великой русской музыки - неостановим?
- Русская музыка и вообще русское искусство тесно переплетается с судьбой общества, судьбой мира. Надо решать насущные проблемы, чтобы люди были здоровы, чтобы не было пандемии. Пока какая музыка? Поэтому дайте возможность продышаться, а потом будем думать о будущем. Музыка уже морально прошла через кризис постмодернизма и ищет новые пути, гораздо более близкие к слушателю. Молодежь к этому стремится, и это очень хорошие признаки неоклассики. Ну, дай Бог, чтобы там появились имена.
- Вы долгое время возглавляли премию и фестиваль "Музыкальное сердце театра". Остались ли вы верны этому направлению?
- Я неоднократно был и президентом различных фестивалей и возглавлял жюри конкурсов. Просто пришло время сосредоточиться на своих проектах, которых у меня сейчас - просто немыслимое количество с известными дирижерами, с коллективами. Лишь бы это все успеть!
В 1992 году я основал свой музыкальный театр и по сей день работаю в нем. С 1999 нам присвоили статус государственного, полное название театра - Московская государственная творческая мастерская под руководством Рыбникова.
- Это стационарный театр?
- Парадоксально, но несмотря на все свои общественные позиции, пока не могу добиться стационарного помещения хотя бы в аренду. В здании на Большом Ржевском спектакли не идут, потому что помещения находятся в ужасном состоянии. Когда мы начинали, я был убежден, что нам достаточно подвала моего дома. Разросся театр, мы уже 21 год существуем как государственный коллектив, а в спектакле "Война и мир" заняты 60 человек. И, конечно, нам как воздух нужно помещение, где люди могли бы полноценно заниматься работой.
- Вы были пионером электроники в СССР. Что меняет цифра?
- Я написал музыку к фильму "Русь изначальная", сидя в своей домашней электронной цифровой студии, на компьютере Apple Macintosh, который я привез из Лондона. Это был 1984 год. Прошло почти 36 лет, и с тех пор я только на цифре и работаю, больше никак.
"Сколько в раскрутку попсы вкладывается денег!"
- Как сегодня молодой начинающий музыкант может заявить о себе?
- Заявить о себе ничего не стоит. В отличие от нашего времени, делается это просто в течении пяти минут в YouTube. А если ты, конечно, более серьезно настроен, собрал музыкантов, сними ролик хотя бы на мобильный телефон и размести. Тебя сразу будут слушать.
- Как вырастить массового слушателя, готового воспринимать серьезную музыку?
- Истрачены миллиарды долларов, чтобы попсу "вколотить" в головы всем людям. На другую чашу весов тоже хорошо бы положить миллиарды долларов, и перестанут слушать плохую музыку, будут слушать хорошую. Потянутся таланты, и придет аудитория. Вложите в хорошую музыку, и вы получите такой же результат.
- Педагогическую деятельность рассматриваете?
- Я преподавал в консерватории первые лет семь-восемь после окончания консерватории в аспирантуре, но это - абсолютно не мое.
"Самому себе сделал много подарков"
- Какую музыку вы слушаете? Есть подсказка тем, кто хочет развить музыкальный вкус?
- Обычно для развлечения профессиональные музыканты ничего не слушают. Я прослушал все, что было написано хорошего, знаете, когда? Еще в консерватории! Жадно тогда слушали всю симфоническую музыку, она вся - на поверхности, все имена известны. А если развить музыкальный вкус, то начинать надо со школы.
- В прошлом году вы отметили 75-летие. Удалось ли полностью реализовать программу юбилейного года из-за карантина?
- Как и в прошлом году, надежды на осень: устроить фестиваль своих фильмов и наконец-то показать их аудитории. Закончил вторую книжку и самому себе сделал много подарков. Один из них - премьера оперы-драмы по мотивам "Войны и мира" Толстого.
А день рождения отмечается в кругу семьи, как и всегда.
***
Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве.
В 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции Арама Хачатуряна, а в 1969 году - аспирантуру того же вуза.
В 1969-м Алексей Рыбников был принят в Союз композиторов СССР, после этого до 1975 года преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции. Завоевал всесоюзную известность благодаря рок-операм, поставленным в "Ленкоме" Марком Захаровым: "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось".
В 1988-м основал производственно-творческое объединение "Современная опера" при Союзе композиторов СССР. В 1992 году этот коллектив представил публике оперу-мистерию "Литургия оглашенных", над которой композитор работал более десяти лет. Для постановки был создан Театр Алексея Рыбникова, в 1999 году он получил государственную поддержку и был официально зарегистрирован как "Московская государственная творческая мастерская под руководством Алексея Рыбникова".
Автор шести симфоний и других произведений академического жанра, а также музыки более чем к 150 кинофильмам.
С 2017 года - председатель совета Союза композиторов России.
Народный артист РФ (1999). Лауреат Государственной премии (2003). Награжден орденами Дружбы (2006), Почета (2010), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2016).