IPQ.365
06 августа 2021
9 минут
Поделиться
IPQ.365

Композитор Алексей Рыбников: Обслуживающая роль исполнителя песен мне не интересна

Композитор Алексей Рыбников: Обслуживающая роль исполнителя песен мне не интересна

17 июля выдающемуся композитору Алексею Рыбникову исполнилось 76 лет. На счету народного артиста России - симфоническая, хоровая, камерная музыка, более 150 работ для кинематографа, среди которых "Приключения Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен", "Вам и не снилось...". В интервью ФАН глава Союза композиторов России рассказывает о новой работе - опере-драме "Le Prince André. Князь Андрей Болконский", объясняет, что вкладывает в понятие "композитор", почему не пишет песен и каким видит будущее русской музыки.

"Я никогда не стоял на одном месте"

 - Алексей Львович, в этом году исполнилось 40 лет самой известной отечественной рок-опере "Юнона и Авось", с которой вы ворвались в отечественную музыку, а в мае 2021 состоялась премьера вашей оперы-драмы "Le Prince André. Князь Андрей Болконский". Можно ли назвать их главными произведениями в вашей творческой биографии, провести параллели или соединить их по прямой?

 - Давайте действительно проводить параллели. Я ворвался в музыкальную жизнь в 1967 году со своими симфоническими произведениями. Это встретило довольно негативную официальную реакцию, в том числе и от Союза композиторов СССР. Я увлекся рок-музыкой, в которой, конечно же, были элементы симфонизма. Так продолжалось лет десять, не более, и закончилось, когда я написал "Юнону и Авось". В 2005-м я вновь появился со своими симфоническими произведениями, их играли и продолжают играть лучшие дирижеры мира. Соединительными арками между параллелями, состоящими из симфонической линии и линии рок-опер, можно считать значимые для меня произведения - рок-оперы "Хоакин Мурьетта" и "Юнона и Авось", спектакль "Литургия оглашенных" и оперу-драму по роману Льва Толстого "Война и мир" - "Le Prince André. Князь Андрей Болконский".

 - У каждого произведения - свой музыкальный язык?

 - Если "Литургия оглашенных" - это симфоэлектроника и больше рассчитана на звучание хора, то последняя моя работа, по "Войне и миру" Толстого, вплотную приблизилась к классической опере. Разница - в том, что что актеры поют в микрофоны. Здесь присутствует живой человеческий голос, вкраплены тексты, которые не поются, а произносятся. Следующий шаг нужно будет сделать обязательно, и по музыкальной форме это будет электронно-классическая опера.

 - Экспериментируете с новыми жанрами?

 - В 70 лет я начал снимать музыкальные фильмы как режиссер-постановщик и продюсер. Снято четыре фильма, и есть идеи, как это дело продолжить. По одной простой причине, наверное, что никто в нашем кинематографе не умеет, не хочет и не собирается снимать оперу в кино. Осенью я начну знакомить фильмы со зрителем. Еще я написал книжку и сейчас закончил вторую. Всю жизнь мне было интересно пробовать себя в совершенно разных амплуа и работать над музыкой в кино, сочинять симфонии, создавать рок-оперы, заниматься драматургией. И я очень счастлив сейчас, оборачиваясь на свой пройденный путь, что никогда не стоял на одном месте.

"Проблема молодежи - как у героя Толстого"

 - Что движет вами? Самореализация или желание быть ближе к слушателю?

 - Как раз для слушателя я все и делаю. Каждый человек пытается осмыслить, в какой мир он попал, любая жизнь - это опыт. Когда я сочиняю музыку, то представляю себе этого слушателя, который придет в зал, сядет и будет внимательно слушать, что же я ему предъявлю. И ему должно быть интересно, обязательно интересно.

 - Ваш опыт привел к классике. Не является ли вашим альтер-эго герой оперы-драмы Андрей Болконский? Что значит этот образ для русской музыки?

 - Этот человек в 20 с лишним лет, по нынешним меркам - мальчик, ищет, как ему состояться в этой жизни. Единственное, что зажгло Болконского в жизни - любовь к Наташе, но все закончилось крахом. И у нашей современной молодежи сложная проблема - найти себя в этом мире, как говорил Болконский: "Чтобы все узнали обо мне". Поэтому он - герой всех времен. А с собой я точно его не ассоциирую. Болконского написал Лев Толстой все-таки.

"Композиторы - не сонграйтеры, это - другая планета"

 - Почему вы не пишете песни и как относитесь к шоу-бизнесу?

 - Я умею это делать, и мои песни появлялись в операх и в кино, но всегда были связаны с драматургией. Сегодня песня ассоциируется с исполнителем, и на него все работают: портной шьет костюм, гример делает лицо, кто-то, может, парик ему делает, а композитор пишет для него песни. Такая обслуживающая роль мне совершенно не интересна.

 - В шоу-бизнесе есть люди, которых называют композиторами, они популярны. Кого бы вы отметили?

 - Во всем мире composer, композитор - это одно, а song writer - это другое, то есть песенник. Что такое song writer? Ты пишешь песни и все. Композиторы - это вообще другая планета, туда лучше не заглядывать. Развлекательная музыка имеет достаточно большое значение для души, если это хорошая музыка. Писать фундаментальную музыку - гораздо труднее, для этого нужны большие знания, масса навыков и талантов.

"Я везде отстаивал право композитора на профессию"

 - Вы возглавляете Совет Союза композиторов России, какие цели и задачи у этой организации сегодня, чем отличается его деятельность от того, что было в советское время?

 - При советской власти это была мощнейшая, почти государственная организация: финансирование было, дома строились и концертные залы открывались. Можно сказать, что в 90-е все было разрушено. Но сейчас это - практически сообщество людей, которое занимается одним и тем же делом. Союз композиторов - это полноценная живая организация, у которой бьется пульс, слышно, как сердце сокращается. В общем, мы ждем поддержки.

 - По сравнению с классикой русской музыкой - сегодня господствует мелкотемье, нет "больших полотен" национального масштаба? В чем причина?

 - У нас очень "большие полотна" на тему сатанизма делаются. Широкие и мощные саги, но направлены они не в сторону позитивного развития мира, а в сторону мироразрушения. Столько рецептов, как разрушить психологию человека и его душу! Всех обрекают на дикую чернуху, но почему-то она интересна.

"Наша попса не проникает в сердца мировой аудитории"

 - Как вы видите перспективы развития композиторского цеха?

 - Как председатель Совета Союза композиторов на всех высоких заседаниях я отстаивал право композитора называться профессией. У композиторов, поэтов, писателей нет пенсий, никакой социальной защищенности. Это - неправильно, потому что Россия может потерять одну из золотых жил своей культуры, которая формирует лицо России в мире. Россию знают по Рахманинову, Чайковскому и Шостаковичу. К сожалению, наша попса не проникает в сердца мировой аудитории, а симфоническая музыка - да. После поручения президента, думаю, подготовят законодательство, по которому будет у нас рабочий, служащий и творческий работник.

 - Есть ли у вас чувство уверенности, что процесс развития великой русской музыки - неостановим?

 - Русская музыка и вообще русское искусство тесно переплетается с судьбой общества, судьбой мира. Надо решать насущные проблемы, чтобы люди были здоровы, чтобы не было пандемии. Пока какая музыка? Поэтому дайте возможность продышаться, а потом будем думать о будущем. Музыка уже морально прошла через кризис постмодернизма и ищет новые пути, гораздо более близкие к слушателю. Молодежь к этому стремится, и это очень хорошие признаки неоклассики. Ну, дай Бог, чтобы там появились имена.

 - Вы долгое время возглавляли премию и фестиваль "Музыкальное сердце театра". Остались ли вы верны этому направлению?

 - Я неоднократно был и президентом различных фестивалей и возглавлял жюри конкурсов. Просто пришло время сосредоточиться на своих проектах, которых у меня сейчас - просто немыслимое количество с известными дирижерами, с коллективами. Лишь бы это все успеть!

В 1992 году я основал свой музыкальный театр и по сей день работаю в нем. С 1999 нам присвоили статус государственного, полное название театра - Московская государственная творческая мастерская под руководством Рыбникова.

 - Это стационарный театр?

 - Парадоксально, но несмотря на все свои общественные позиции, пока не могу добиться стационарного помещения хотя бы в аренду. В здании на Большом Ржевском спектакли не идут, потому что помещения находятся в ужасном состоянии. Когда мы начинали, я был убежден, что нам достаточно подвала моего дома. Разросся театр, мы уже 21 год существуем как государственный коллектив, а в спектакле "Война и мир" заняты 60 человек. И, конечно, нам как воздух нужно помещение, где люди могли бы полноценно заниматься работой.

 - Вы были пионером электроники в СССР. Что меняет цифра?

 - Я написал музыку к фильму "Русь изначальная", сидя в своей домашней электронной цифровой студии, на компьютере Apple Macintosh, который я привез из Лондона. Это был 1984 год. Прошло почти 36 лет, и с тех пор я только на цифре и работаю, больше никак.

"Сколько в раскрутку попсы вкладывается денег!"

 - Как сегодня молодой начинающий музыкант может заявить о себе?

 - Заявить о себе ничего не стоит. В отличие от нашего времени, делается это просто в течении пяти минут в YouTube. А если ты, конечно, более серьезно настроен, собрал музыкантов, сними ролик хотя бы на мобильный телефон и размести. Тебя сразу будут слушать.

 - Как вырастить массового слушателя, готового воспринимать серьезную музыку?

 - Истрачены миллиарды долларов, чтобы попсу "вколотить" в головы всем людям. На другую чашу весов тоже хорошо бы положить миллиарды долларов, и перестанут слушать плохую музыку, будут слушать хорошую. Потянутся таланты, и придет аудитория. Вложите в хорошую музыку, и вы получите такой же результат.

 - Педагогическую деятельность рассматриваете?

 - Я преподавал в консерватории первые лет семь-восемь после окончания консерватории в аспирантуре, но это - абсолютно не мое.

"Самому себе сделал много подарков"

 - Какую музыку вы слушаете? Есть подсказка тем, кто хочет развить музыкальный вкус?

 - Обычно для развлечения профессиональные музыканты ничего не слушают. Я прослушал все, что было написано хорошего, знаете, когда? Еще в консерватории! Жадно тогда слушали всю симфоническую музыку, она вся - на поверхности, все имена известны. А если развить музыкальный вкус, то начинать надо со школы.

 - В прошлом году вы отметили 75-летие. Удалось ли полностью реализовать программу юбилейного года из-за карантина?

 - Как и в прошлом году, надежды на осень: устроить фестиваль своих фильмов и наконец-то показать их аудитории. Закончил вторую книжку и самому себе сделал много подарков. Один из них - премьера оперы-драмы по мотивам "Войны и мира" Толстого.

А день рождения отмечается в кругу семьи, как и всегда.

***

Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве.

В 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции Арама Хачатуряна, а в 1969 году - аспирантуру того же вуза.

В 1969-м Алексей Рыбников был принят в Союз композиторов СССР, после этого до 1975 года преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции. Завоевал всесоюзную известность благодаря рок-операм, поставленным в "Ленкоме" Марком Захаровым: "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось".

В 1988-м основал производственно-творческое объединение "Современная опера" при Союзе композиторов СССР. В 1992 году этот коллектив представил публике оперу-мистерию "Литургия оглашенных", над которой композитор работал более десяти лет. Для постановки был создан Театр Алексея Рыбникова, в 1999 году он получил государственную поддержку и был официально зарегистрирован как "Московская государственная творческая мастерская под руководством Алексея Рыбникова".

Автор шести симфоний и других произведений академического жанра, а также музыки более чем к 150 кинофильмам.

С 2017 года - председатель совета Союза композиторов России.

Народный артист РФ (1999). Лауреат Государственной премии (2003). Награжден орденами Дружбы (2006), Почета (2010), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2016).

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
20 декабря 2024

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года

IPQ.365
19 декабря 2024

На грани авторского права

IPQ.365
17 декабря 2024

РЦИС открыл представительство в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

IPQ.365
13 декабря 2024

Свердловская киностудия стала площадкой, где впервые презентовали эскизные проекты будущего памятника режиссеру Алексею Балабанову

IPQ.365
12 декабря 2024

Сделано в России: часовой завод «Ракета» выпустил коллаборацию с Русским музеем

IPQ.365
12 декабря 2024

Вашу маму и там, и тут передают: Литрес и благотворительный фонд «Семья вместе» представили аудиокнигу, записанную звездами

IPQ.365
06 декабря 2024

В Москве открывается третий выпуск ярмарки  современного искусства |catalog|

IPQ.365
06 декабря 2024

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

IPQ.365
06 декабря 2024

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

IPQ.365
05 декабря 2024

РЦИС и Республика Адыгея заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
04 декабря 2024

Завтра стартует non/fictio№26

IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья

IPQ.365
03 декабря 2024

Анонсирована деловая программа «Российской креативной недели – Волга»

IPQ.365
03 декабря 2024

Красный – новый черный: Коллекция шелковых платков бренда Radical Chic AW24\25

IPQ.365
29 ноября 2024

n’RIS запускает регистрацию программ по хеш-коду

IPQ.365
26 ноября 2024

«Мама»: в кинотеатре «Октябрь» представили новую часть проекта «Хронос»

IPQ.365
26 ноября 2024

IP для IPO

IPQ.365
26 ноября 2024

Книжный сервис Литрес и фонд «Подари жизнь» выпустили книгу «Оттолкнуться от паузы: 7 новелл о любви, помощи и надежде»