Цифровые юристы обсудят правовые последствия «смартификации» права собственности
17 декабря в Клубе цифровых юристов Digital Principle состоится заседание «Интернет вещей, дополненная реальность и другие юридические связи “железа” и “софта”». Участникам клуба предстоит разобраться, как «умные» устройства меняют наши представления о владении вещами. Организатором выступает Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.
Когда-то предметы были материальными, а право собственности — абсолютным. С распространением программируемых устройств граница между вещным и обязательственным стала размываться. Кто в действительности владеет стиральной машиной, если правообладатель ее электронной прошивки в любой момент разорвет с вами отношения, обратив карету в тыкву? Должен ли продавец игровой приставки вернуть деньги за товар, оказавшийся нефункциональным по вине строптивого лицензиара? Может ли программа рассматриваться отдельно от «железа» с точки зрения вещного права?
Право пока не адаптировалось к новым технологическим реалиям, в которых материальные предметы фактически слиты в одно целое с программными решениями, отметил профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов: «Между “железом” и “софтом” сложились противоречивые отношения, когда устройство, тот же мобильный телефон, можно купить и владеть им на правах собственности, в то время как почти вся его начинка остается под контролем правообладателя. Айфон легко превращается в кирпич, как только выясняется, что у вас не те паспорт или место жительства. Положим, вы владеете только “железом”. Но можно ли тогда отказаться от использования его программной начинки? Защититься от назойливых обновлений, которые вовсе не кажутся вам полезными? Пока что все эти вопросы остаются дискуссионными».
Руководитель и основатель группы компаний VRT Константин Негачёв сравнил «железо» с телом вещи, а «софт» — с его нервной системой: «Если производитель контролирует нервную систему, он контролирует и саму жизнь вещи. Закон должен догнать реальность: признать, что дефект софта — это дефект продукта, а ограничение доступа к софту — это ограничение владения. Пока мы это не закрепим, пользователь остается статистом в мире, где каждое устройство подключено к серверу, а не к его воле».
Заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права, профессор кафедры РГУП им. В.М. Лебедева, доктор юридических наук, профессор Александр Кирпичёв заметил, что часть правовых последствий «смартификации» собственности могут объясняться категориями obligatio ex lege и obligatio propter rem. «И все же фундаментальная проблема зависимости собственника-потребителя от изготовителя не решается ничем. Она заставляет вспомнить старую и довольно маргинальную теорию о том, что в основе собственности лежит разрешение от государства (концессионная теория), только теперь такое разрешение выдает изготовитель вещи», — посетовал он.
Текущее правовое регулирование не адаптирует режимы вещных, исключительных, обязательственных прав к уровню технологического прогресса и актуальному этапу социально-экономического развития, считает заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Сергей Синицын: «В юридической науке эти направления знания развиваются обособленно, что ведет к отставанию права от качественно новой технологической реальности. Актуальны вопросы о содержании права на “софт”, поиске новых видов гарантий и инструментов защиты прав и интересов участников регулируемых отношений, уточнении параметров вещи и вещно-правовой защиты, исчерпания исключительных прав. Вот лишь некоторые из актуальных проблем современной юридической науки, их решение имеет перспективу в совершенствовании действующего законодательства».
Директор по цифровым креативным индустриям Фонда «Сколково», руководитель «Sk Игры» Алексей Каленчук также считает, что слияние вещей и цифры может быть очень рискованным. «Соединять «железо» с «софтом» с правовой точки зрения нужно крайне аккуратно, учитывая волю создателей и того, и другого. Иначе они утратят стимулы к творчеству», - отметил он.
В заседании также примет участие тайный эксперт, чье имя до поры скрывается под маской. Проведет заседание Антон Иванов. Чтобы посмотреть трансляцию, все желающие могут зарегистрироваться на официальном сайте.