IPQ.365
08 December 2025
7 минут
Поделиться
IPQ.365

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

Фото пресс-службы Российского Музыкального Союза

Гала-концерт конкурса этнической музыки стал не просто соревнованием, а настоящим диалогом традиций, народов и поколений

4 декабря 2025 года в Центре исполнительских искусств на Добрынинской состоялся финальный гала-концерт Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна». Это событие стало кульминацией масштабного музыкально-просветительского проекта, направленного на укрепление межнационального согласия. Конкурс, организованный Российским музыкальным союзом при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в этом году прошел во второй раз — после успешного дебюта в 2022–2023 годах.

Начиная с 1 марта и до 1 сентября 2025 года организаторы получили более 230 заявок от музыкальных коллективов и сольных исполнителей со всей страны — от Калининграда до Владивостока. После тщательного отбора в финал вышли всего девять участников, представляющих восемь федеральных округов и новые территории России.

Выступление каждого финалиста на гала-концерте включало два номера: исполнение конкурсной композиции, связанной с родным регионом, и представление музыкальной культуры другого федерального округа — задание, доставшееся по жребию. Такой формат позволил участникам не только продемонстрировать связь с собственными корнями, но и проявить уважение и понимание культурных особенностей других народов.

Генеральный директор Российского музыкального союза, заслуженный деятель искусств России Александр Клевицкий напомнил зрителям и участникам о том, что конкурс задумывался как площадка, объединяющая самые разные сообщества, национальности, музыкальные школы и жанры. По его словам, этническая музыка сегодня переживает подъем, привлекая не только профессионалов, но и широкого слушателя. «Этот конкурс — не просто соревнование, а живое свидетельство того, как многонациональная культура нашей страны объединяет сердца», — подчеркнул Александр Клевицкий.

Гала-концерт открыла почетная гостья и член жюри из Казахстана Жанар Жусупова, артистка и солистка казахского оркестра Государственной академической филармонии Астаны, лауреат международных конкурсов и композитор. Она исполнила авторскую композицию «Көкек» («Кукушка»), представив древний смычковый инструмент казахского народа — кобыз. Это выступление задало особую атмосферу вечера: уважение к традициям, глубина звучания и неповторимый колорит этнической музыки.

Фото пресс-службы Российского Музыкального Союза

Из конкурсантов первой на сцену вышла группа «Изумруд» из Екатеринбурга, созданная на базе Свердловского академического театра музыкальной комедии. Для конкурсного номера музыканты выбрали композицию «Гусли-самогуды», вдохновленную старинными уральскими текстами и легендами. А в качестве творческого задания был представлен Донбасс — с песней «Как и нынче доброму молодцу», найденной в старинном сборнике казачьих песен 1866 года. Это произведение оказалось удивительно актуальным, отразив дух и характер сегодняшнего Донбасса.

Сибирский федеральный округ на конкурсе представили Екатерина Килижекова из села Аршаново (Республика Хакасия) и группа «Своим Ходом» из Улан-Удэ (Республика Бурятия). От Южного федерального округа выступил Аутентичный народный фольклорный хор «Кубанцы-Воронцы» — коллектив, сохранивший живую традицию казачьего пения.

Внимание зрителей привлек этномузыкальный коллектив «Кадим Алмет» из Приволжского федерального округа. Музыканты применяют научно-исследовательский подход к возрождению старинной музыкальной культуры своего региона, используя более 50 аутентичных инструментов. В их конкурсном выступлении прозвучала песня «Экерен, экерен без бараек» («Поедем не спеша»), записанная в кряшенском селе в начале XX века и удивительно актуальная сегодня.

От Луганской Народной Республики выступила группа «Тиссая». Их выступление стало кульминационной точкой вечера. Музыканты, объединившие рок и этнические мотивы, представили песню «Древо». В творческом задании, посвященном Центральному федеральному округу, они соединили две белгородские песни — «Девка по саду гуляла» и «Порушка-Параня», создав яркое, энергичное и душевное выступление.

Северо-Западный федеральный округ на конкурсе представлял фольклорный ансамбль «Шулдыр» — в переводе с финно-угорских языков это означает «веселый полет крыльев». В его составе — представители коми, удмуртов и марийцев, которые активно занимаются сохранением культурного наследия финно-угорских народов Карелии и северо-запада России. В конкурсной программе прозвучала лиро-эпическая композиция «Труба, труба, земляная труба», а в задании — плясовая песня Дона «Что ты, жинка, губы жмешь».

Отдельного упоминания заслуживает ансамбль «Лествица», чья работа — это этническое кружево, сотканное из традиций народов мира. Коллектив активно занимается фольклорной экспедиционной деятельностью, уже записал более 400 народных песен. В их выступлении прозвучали колыбельная, записанная в Тверской области, и композиции Урала, сочетающие мифологическую прозу и народную поэзию.

Особую атмосферу вечера создал Молодежный ансамбль морин-хуристов Республики Бурятия — лауреат множества всероссийских и международных конкурсов. Музыканты, обучаемые на кафедре национальных инструментов Колледжа искусств имени П.И. Чайковского, исполнили композицию «Хий морин» («Конь ветра»), в которой можно было услышать и горловое пение, и топот копыт. Музыканты играли на редких инструментах, о которых многие зрители узнали впервые. Один из них — морин-хур. Согласно древнему преданию, этот музыкальный инструмент создал охотник в память о своем крылатом коне, который был убит богачом за отказ продать ему коня. Охотник, обезумевший от горя, вырезал из дерева голову своего друга, натянул конские волосы на длинный гриф, согнул ветку для смычка — и так появился первый морин-хур. Когда ансамбль начал исполнять свою композицию, зрители услышали, как легенда оживает в музыке.

Завершил конкурсную программу электронный фолк-проект BELOBOKA из Центрального федерального округа. Авторы аудиовизуального альбома «Легенды Великой Сокровищницы» представили собственную песню «Река», вдохновленную романом «Тихий Дон» и армянской музыкой, а также композицию Дальнего Востока «Дочь Байкала».

Фото пресс-службы Российского Музыкального Союза

Оценивало столь разнообразные и самобытные выступления авторитетное жюри: Ирина Герасимова, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Российской академии радио, заслуженный работник культуры России; Стас Намин, композитор, продюсер, режиссер; Сергей Старостин, этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер и телеведущий, собиратель и исполнитель русского фольклора, председатель правления Российского фольклорного союза; Анастасия Ведерникова, певица, композитор, режиссер и художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот»; Александр Шаганов, поэт-песенник, автор слов к популярным эстрадным песням; Ольга Жигмитова, народная артистка Бурятии, ведущая солистка оперной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета; Людмила Осипова, музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России, ведущая программы «Фолк-альбом “Радио России”»; Наталья Петушина, генеральный директор музыкального издательства «Рэй Рекордс»; Юлия Быкова, певица, солистка группы «Аура», автор песен, заслуженная артистка Беларуси; Жанар Жусупова, артистка и солистка казахского оркестра Государственной академической филармонии Астаны, лауреат международных конкурсов, композитор.

Анастасия Ведерникова, выступившая музыкальным продюсером и режиссером проекта, в завершение вечера исполнила песню Свердловской области «Дубровушка». Гостей также порадовал Сергей Старостин, исполнивший на самодельной дудке композицию «Перепелка» — напоминание о том, что народная музыка доступна каждому и живет в простых звуках природы и повседневной жизни. «Этническая музыка сегодня постоянно меняется — появляются тренды, открываются новые направления, — отметил Сергей Старостин. — Но я считаю, что нужно быть приближенным к первоисточнику и не скрывать оригинал. Это всегда находит отклик у народа. Честность и искренность — те качества, которые я очень ценю на сцене».

В самый волнительный момент вечера были названы победители. Третье место заняла группа «Тиссая» из ЛНР, второе — ансамбль «Шулдыр». Главный приз конкурса — первое место — достался Молодежному ансамблю морин-хуристов Республики Бурятия. Группа «Изумруд» из Екатеринбурга стала обладателем приза зрительских симпатий, учрежденного Национальным фондом поддержки правообладателей. Генеральный директор фонда Марина Георгиева отметила, что выбор зрителей всегда особенно ценен, ведь он отражает не только профессиональные предпочтения, но и живую реакцию аудитории.

«Конкурс “Вся страна” — это большая гордость, — отметила член жюри Ольга Жигмитова. Я счастлива, что в нашей стране такое больше внимание уделяется регионам. “Вся страна” объединяет нас — в этом смысл проекта. У нас так много интересных дарований, талантов, самородков. Как хорошо, что благодаря конкурсу мы их находим!»

Концерт завершился исполнением гимна фестиваля «Вся страна», написанного Анастасией Ведерниковой (музыка) и Кристиной Казаковой-Никаноровой (слова). На сцене собрались все финалисты, создав единое музыкальное полотно.

«Для меня этот конкурс — глоток свежего воздуха. Я бы очень хотела, чтобы он стал ежегодным, — поделилась Анастасия Ведерникова. — Уже второй раз я в жюри, и это огромная честь. А в этом году мне довелось стать музыкальным продюсером и режиссером проекта. И так получилось, что буквально в последний момент я написала гимн фестиваля. Его сегодня так тепло встретили участники и зал! Я надеюсь, что он приживется и будет радовать нас еще и еще».

После окончания гала-концерта вечер продолжился в фойе Центра исполнительских искусств. Зрители могли пообщаться с конкурсантами, поделиться своими впечатлениями. Многие гости не упустили шанс сфотографироваться с музыкантами. Мероприятие стало настоящим праздником таланта и дружбы.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске