Наука и технологии
22 февраля 2023
Поделиться

Подошли с умом: как управляемая электротонировка влияет на личный комфорт человека и приносит пользу экологии

Подошли с умом: как управляемая электротонировка влияет на личный комфорт человека и приносит пользу экологии

Фото OCTOGLASS

Одним из участников шестой Недели дизайна в Бангкоке стала российская инновационная компания OCTOGLASS — производитель «умного стекла» для архитектуры и средств транспорта. Продукт является одним из участников платформы Карта инновационных решений — открытом каталоге Агентства инноваций Москвы, где собраны передовые технологии, востребованные городскими и коммерческими заказчиками со всего мира.

В интервью IPQuorum директор по развитию компании Александр Зыченко рассказал о том, как развитие технологии одновременно влияет на жизнь каждого конкретного человека и на экологию в целом, о пользе международных выставок и сотрудничестве с Агентством креативных индустрий и Московским инновационным кластером.

— Мало кто знает, что такое «умное стекло». Расскажите, зачем оно нужно и чем отличается от обычного?

— На самом деле термин «умное стекло» встречается в обиходе довольно давно. Используем мы его и в нашей повседневной жизни. Может быть, не очень широко, но все-таки люди все больше и больше узнают про эту технологию и ее преимущества. «Умное стекло» — это стекло, которое может менять свои характеристики, в первую очередь — степень пропускания солнечного света. Как правило, это происходит под воздействием электрического тока. 

При изготовлении «умных стекол» используются разные системы: где-то это жидкие кристаллы, где-то — взвешенные частицы. Мы используем технологию органических полимеров — электрохромных частиц. Одна из особенностей нашего стекла — для его работы достаточно низкого напряжения: один вольт постоянного тока. Сами понимаете, какое это преимущество: во-первых, его можно безопасно использовать для остекления квартир или здания, особенно в ванной комнате — человек от такого напряжения не может пострадать. Во-вторых, низкий расход энергии — это хорошо и для экономики, и для экологии. 

— Как людям могут пригодиться электрохромные стекла? В чем их особенность? 

— Во-первых, они не пропускают ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Благодаря этому пространство внутри не будет перегреваться летом и переохлаждаться зимой, а значит, меньше энергии потребуется на обогрев или охлаждение помещения. Что особенно важно — возможность регулировать степень пропускания света: при необходимости (например, летом, когда ночи становятся совсем короткими) стекло можно затемнить, и солнце больше не будет вам мешать. Представьте, как это может помочь людям в экстремально северных регионах, где полярное лето длится полгода, а ночами светло, как днем. 

А жители нижних этажей при помощи этой технологии могут затемнить стекла и надежно оградить себя от чужих взглядов, обеспечив себе полную приватность. 

Фото OCTOGLASS

— Такие стекла можно использовать только в зданиях?

— Эта технология применима везде — и для квартир, и для деловых помещений, и для автомобилей, и для поездов, и для судов в море. Даже для авиастроения! Сейчас мы общаемся с компаниями, которые остекляют самолеты и вертолеты, и ведем с ними совместные разработки. 

В автомобилях люди по разным причинам широко применяют тонировку, но электрохромное стекло позволяет управлять этим процессом. Солнце светит и мешает обзору — затемняем, солнце ушло, и мы хотим, чтобы извне поступало больше света, — осветляем. С пленкой, которую предлагают другие производители, такого не получится. Кроме того, наша технология позволяет несколько степеней тонирования, дает возможность регулировать градации и оттенки по своему желанию.

Подсчитано, что благодаря этой технологии порядок расходования топлива снижается на четыре процента. Большие компании, в частности Chrysler и Mercedes-Benz, уже используют «умные стекла» для крыш и люков. Вполне возможно, что вскоре власти будут законодательно обязывать производителей использовать «умные стекла» — это снижает энергозатрату и, соответственно, выбросы вредных веществ в окружающую среду. Заметьте, какая цепочка у нас получается: личный комфорт, экономия средств и польза для экологии. Всё вместе. 

— Вы запрашивали поддержку ваших исследований от государства?

— Вы знаете, нет, государство нас не поддерживало, но в последнее время мы участвуем в мероприятиях, которые организуют Московский инновационный кластер, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. И теперь благодаря предложению Агентства креативных индустрий мы участвуем в программе международной Недели дизайна в Бангкоке.

— А какой проект вы там представили? 

— Мы предоставили организатором образцы стекол нескольких вариантов — автомобильное, просто плоские стекла разных форматов, с которыми были сделаны стенды. Эти инсталляции и были представлены на выставке. 

— Какое значение для вас имеют такие мероприятия? 

— Это очень важно. Хоть я и поспорил с вашим утверждением в первом вопросе, вы правы, информация об «умных стеклах» пока недостаточно широко распространена. Такие мероприятия помогают нам рассказать о технологии более широкой аудитории и привлечь новых покупателей, которым можем продавать уже готовый материал. Если говорить про автомобильное стекло, то к сегодняшнему дню мы уже отладили технологический цикл, а значит, в теории можем организовывать производство уже в других странах, но для этого нам необходимо проходить процедуру лицензирования. А международные выставки, в свою очередь, помогают установить связи с лицензиатами и партнерами для организации производства на месте.

— Прежде вы уже сотрудничали с компаниями или производствами в Таиланде? 

— Нет. Это первый наш опыт, который удалось получить благодаря предложению АКИ поучаствовать в этой выставке. Мы надеемся, что посетители Недели дизайна — как обычные люди, которые живут и работают в Таиланде, так и гости из других стран — заинтересуются нами и выйдут на контакт. На самом деле мы чувствуем интерес к нашей технологии практически со всего мира: например, студент из Ганы защищал диплом с нашим стеклом, мы предоставляли ему образец, который он использовал. При этом мы не занимаемся пока активным продвижением или маркетингом, потому что находимся в процессе совершенствования технологии. Но люди сами интересуются и находят нас. Мы делаем прототип стекла для железных дорог в Индии, а вчера, например, общались с представителями США и Бельгии, которые хотят поставлять нашу продукцию для автомобилей. 

Фото OCTOGLASS

— Значит, вскоре «умное стекло» будет встречаться везде?

— Я думаю, через какое-то время оно станет неотъемлемой частью повседневности. Основной фактор, который нас пока сдерживает, — относительно высокая стоимость производства и инсталляции. Все технологии, которые используются при изготовления «умного стекла», достаточно дорогостоящие. Сейчас рынок развивается и прирастает, но это пока что еще голубой океан. Как только компании, которые работают в этой сфере, добьются оптимизации себестоимости и технологичности производства, «умное стекло» начнет внедряться достаточно быстро и широко. 

Другая проблема — законодательные ограничения: согласно нашему законодательству владелец автомобиля не может использовать на передних стеклах тонировку, которая пропускает меньше семидесяти процентов света. Конечно, владелец может тонировать стекло, когда машина находится на стоянке или без движения — это может спасти от перегрева во время нахождения под ярким солнцем. 

Для усовершенствования этой технологии и внедрения ее в повседневную жизнь нужны большие инвестиции, но при реализации себестоимость будет достаточно низкая. Этот путь нужно пройти — он самый интересный, но, с другой стороны, конечно, сложный. Первопроходцам, конечно, трудно эту тему продвигать. Но с поддержкой государства мы могли бы сделать довольно много: например, поставить такие стекла в городских больницах, даже в палатах — это бы улучшило состояние пациентов, которые вынуждены находиться там в жаркие дни. Мне кажется, что сотрудничество с государственными структурами могло бы быть полезным для обеих сторон, ведь мы — российская компания, которая продвигает российские разработки. Мы чуть ли не единственные производители электрохромного стекла, в создании которого используются технологии, которые зарождались благодаря нашим ученым еще в Советском Союзе.

 

 

Автор Маргарита Захарова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше