Считается, что счастливые часов не наблюдают. Побывав в пространстве, организованном заводом «Ракета», понимаешь, что счастливые часы создают. 11 лет назад «Ракету» возглавил английский аристократ и юрист Дэвид Хендерсон-Стюарт. В 2019 году к советскому бренду присоединили премиальную марку ИПФ – Императорскую Петергофскую фабрику. О непрерывности хода времени, Николае Копернике, преимуществах советских станков и амбициях сравняться с Rolex Дэвид рассказал в интервью IPQuorum.
Фото предоставлено pr-службой компании "Ракета"
– В финал конкурса «Фабрика дизайна», проведенного Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Союзом Дизайнеров России, вышло сразу два проекта, созданных специально по заказу часового завода «Ракета». Планируете ли вы сотрудничать с Егором Бонарем и Михаилом Рыжовым, которые предложили дизайн-решения?
– Мне очень понравился дизайн, предложенный ребятами. Они креативные, и у них свежий взгляд на то, каким может быть корпус и упаковка часов, без рамок и ограничений. Результат нашего сотрудничества может получиться интересным.
– Почему темой для разработки дизайна выбрали русский авангард?
– В первую очередь потому, что все наши часы рассказывают о достижениях России. Это может быть как покорение космоса, подвиги подводников или полярников, так и вершины русского искусства. Почему не Шишкин или Айвазовский? Потому что «Ракета» – это в первую очередь советский бренд (он ведет отсчет с 1961 года). А символом советского искусства во многом стал именно русский авангард. Он известен по всему миру. Малевич, Кандинский, Лисицкий, Лентулов стали родоначальниками современного искусства. Плюс в советской линейке «Ракеты» были часы-авангард, а мы чтим и вдохновляемся прошлыми наработками. Треугольная стрелка, используемая в этой модели, также ассоциируется с ракетой. Если говорить о нашей дореволюционной истории, то за неё отвечает второй бренд «ИПФ – Императорская Петергофская фабрика». Здесь представлены более люксовые модели с использованием драгоценных металлов и натуральных камней.
– Получается, вы делите нашу историю как бы на две части: советскую и имперскую?
– И да, и нет. Потому что, с одной стороны, двумя брендами мы подчеркиваем разницу между этими эпохами, а с другой – показываем непрерывность хода времени, так как наш завод работает со времен Петра Великого. То есть уже 300 лет. Почему же мы выбрали две марки? У каждого бренда должна быть своя понятная клиентам ДНК. «Ракета» – это советский дизайн, во многом тяготеющий к минимализму, ИПФ – имперский, более роскошный.
Фото Марии Гусевой
– Как появилась идея запустить параллельно с «Ракетой» еще и премиальную марку?
– Я много общаюсь с журналистами и постоянно рассказываю про историю нашего завода. Имперская ее часть всех очень интересовала, но до поры до времени оставалась неиспользованной. В 2019 году мы решили устранить этот пробел. Все знают о роскоши императорского дома Романовых. Так, где же как ни на императорской фабрике, основанной в 1721 году, производить настоящий люкс. Около 2 лет мы работали над перезапуском бренда, который исчез после революции: создавали дизайн-образцы, учились правильно делать каменное кольцо, обрамляющее циферблат. Мы решили не придумывать новое название, а сохранить наше дореволюционное – ИПФ. Тут нужно сказать, что до XX века в мире не существовало такого понятие как бренд, как и всех этих маркетинговых концепций. Все часы носили либо имя мастера, как Breguet, либо название завода, как ИПФ. Вот Rolex – это уже созданный бренд. Почему такое название? Легко произносится и быстро запоминается на любом языке, плюс помещается на циферблате. Я бы еще добавил, что во французском слышится слово or – золото. Произносите, и вам сразу кажется, что перед вами дорогая вещь.
– Обратила внимание, что вы все время говорите «наша история», хотя вы англичанин. Как получилось, что восстанавливать российский бренд начал иностранец?
– Во-первых, я очень давно живу в России, 17 лет. Во-вторых, если вспомнить историю, то здесь всегда охотно принимали иностранцев: начиная с Петра I, Россия активно привлекала к сотрудничеству зарубежных специалистов. Даже среди русских именитых полководцев есть такие имена как Барклай де Толли, Багратион. Понимаете, Россия – это империя, где переплетается много народов, языков, наций, культур, традиций. Вы готовы принимать новое для себя. А потому иностранец может интегрироваться. Это не Франция, где как бы ты ни знал язык, сколько был ни прожил, французом ты не станешь. В-третьих, я столько сил, энергии, страсти вложил в «Ракету», что неудивительно, я говорю «наша история». Хотя понимаю, что по факту она не совсем моя.
– У «Ракеты» есть часы с названием «Русский код». Что вы в это вкладываете?
– Это очень оригинальные часы, с обратным ходом стрелок. Обычно людям сложно сразу понять, как это работает. Если я надеваю эти часы на ужин с друзьями, то поначалу они не понимают, как по ним определять время. Почему мы их так назвали? Ну, все же знают, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Мы исходили из этой логики. Весь мир идет в одном направлении, а Россия – в своем. Так было всегда. Русские всегда мыслят по-своему.
Так и эти часы. Они идут своих ходом. И всем это страшно нравится. Самое смешное, что самое естественное движение во Вселенной – как раз против часовой стрелки. Именно так Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Так как космос вписан в ДНК «Ракеты», мы решили сделать часы, в которых стрелки ходят, согласно движению планет Солнечной системы. Вот такой сторителлинг.
Фото предоставлено pr-службой компании "Ракета"
– Почему людей так тянет в космос? Неужели нам на Земле мало проблем?
– Может именно поэтому и тянет?! Как думаете, почему Илон Маск хочет покорить Марс? Есть два объяснения. Первое. Что отличает человека от любого другого существа в мире? Наше любопытство. Нам интересно открывать новое, что-то изобретать. А о космосе мы еще слишком мало знаем. Второе. По его мнению, рано или поздно нас станет слишком много, и не будет иного выхода, как переселить часть людей на другую планету. Правда, в это я не верю. Для меня космос – это мечта, нечто, связанное со Вселенной и Богом. Так что у каждого свои причины.
– Если мы заговорили о причинах, то, что побудило вас, успешного юриста, сменить сферу деятельности и возглавить часовой завод?
– К тому времени я уже довольно долго жил в России. Мне ужасно надоело то, чем я занимался, но уезжать не хотелось. Надо сказать, что несмотря на богатую историю, культуру у вас не так много раскрученных брендов. Мы не берем таких гигантов как «Газпром» или «Аэрофлот». Меня же всегда интересовали советские бренды. Я искал тот, который мог бы репозиционировать и перезапустить. Я заметил, что мои друзья иностранцы покупали в России шапки, матрешки и советские часы. Так мне пришло в голову возродить одну из часовых фабрик.