IPQ.365
01 October 2025
5 минут
Поделиться
IPQ.365

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

Фото пресс-службы Digital IP

Дизайнерам рассказали, как защитить продукт и преуспеть в профессии в эпоху цифровых платформ и нейросетей.

Удобные цифровые сервисы с «зашитыми» в алгоритм условиями договоров зачастую помогают творцам компенсировать недостаток юридической грамотности. К таким выводам пришли участники практикума «Имею право: дизайн как объект интеллектуальной собственности и нематериальный актив компании», который состоялся в Национальном центре «Россия» в рамках Российской креативной недели. Кроме того, эксперты обменялись мнениями относительно ИИ: сможет ли нейросеть заменить в ближайшей перспективе живого профессионала.

Дизайнеры — это не просто влиятельные и респектабельные участники рынка интеллектуальной собственности, они обладают еще и совершенно особыми правами, которых нет у других представителей творческих индустрий, отметила модератор сессии директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: «В четвертой части ГК РФ только за архитекторами и дизайнерами закреплено особое право на практическую реализацию своего творческого проекта. Кроме того, дизайнер располагает возможностью выбирать модель охраны своего продукта или охранять его сразу в нескольких режимах. Авторское право охраняет дизайн как произведение, патентное — как промышленный образец, наконец, при желании дизайн можно зарегистрировать в качестве объемного товарного знака».

Она напомнила, что в качестве объемных товарных знаков зарегистрированы, например, бутылка Coca-Cola и обувь Crocs. Особенно любят этот прием производители конфет: объемные товарные знаки представляют собой Toblerone, Raffaello, Chupa Chups.

Впрочем, дизайнеры не спешат использовать этот широкий арсенал охранных режимов, отметил основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов: «95% из нас ограничиваются авторскими правами. Но и с авторскими правами грамотно работать могут далеко не все. Например, работодатели откровенно теряются, когда узнают, что, если не использовать служебное произведение в течение трех лет, исключительное право вернется к автору. Вузы почему-то уверены, что все, созданное студентами в период учебы, принадлежит им, хотя ни о каком служебном творчестве здесь говорить не приходится: студенты не сотрудники вуза».

Особая проблема — распространение нейросетей, которые уже наделали шороху в некоторых отраслях: работодатели потирают руки в ожидании бесплатного контента, возмущенные креаторы грозят в судебном порядке взыскать с ИИ-индустрии компенсацию за использование произведений в обучении алгоритмов. «В графическом дизайне нейросети в самом деле теснят людей. Но промышленный дизайн, я уверен, еще поживет. ИИ может имитировать уже очень многое, но он не способен воспроизвести архитектуру дизайнерской мысли», — уверен Сергей Смирнов.

Что же касается интеллектуальных прав, позволяющих зарабатывать на дизайнерской деятельности, то здесь могут оказаться полезными простые и наглядные пособия, рассказывающие, как интеллектуальная собственность работает в конкретных индустриях. Такие брошюры выпускает тот же Digital IP.

Еще больше упрощают работу с правами цифровые сервисы. Здесь нормы ГК РФ и структура договоров буквально «вшиты» в алгоритмы и представлены в виде понятного интерфейса. Так, депонировать объект дизайна, то есть подтвердить авторство и исключительное право на сервисе n’RIS можно буквально в пару кликов, рассказала его генеральный директор Наталья Беленькая: «К сожалению, об интеллектуальных правах задумываются лишь тогда, когда продукт пора продавать и делить доход, выручку, дивиденды. В этот-то момент оказывается, что интеллектуальная собственность никуда “не монтируется”. Чтобы избежать этого, права имеет смысл фиксировать еще на начальном этапе».

Удобнее всего депонировать креативный продукт с помощью инструмента ArtCloud, входящего в экосистему n’RIS. За небольшую плату пользователю будет предоставлено хранилище, в которое можно будет загрузить целую серию эскизов, макетов, дизайн-проектов. Если работать нужно не с фотографиями, а с объектами иного типа, например с 3D-моделями или цифровыми ассетами, стоит воспользоваться основным сервисом n’RIS. Здесь уже для каждого объекта потребуется отдельная ячейка.

Наконец, с помощью сервиса «Антипират» дизайнер может обнаружить контрафактную продукцию, нарушающую его права — например, в карточках товара на маркетплейсах, в социальных сетях. И здесь дизайнеру как раз очень пригодится свидетельство о депонировании, которое выдает сервис: «В подавляющем большинстве случаев свидетельство позволяет решить проблему еще на уровне досудебной претензии. Если же нарушитель упорствует, депонент сможет претендовать на компенсацию до 5, а со следующего года уже до 10 млн рублей», — отметила Наталья Беленькая.

Для того чтобы выгодно распорядиться правами на дизайн в цифровой среде, подойдет контент-маркет IPEX. Внешне напоминающий обычные стоки, где журналисты и блогеры приобретают фото, на деле он предоставляет уникальные возможности как лицензиатам, так и правообладателям. Как рассказала гендиректор IPEХ Дарья Воинова, процесс составления лицензионных договоров полностью автоматизирован: «C IPEХ представители творческих профессий могут забыть об изнурительных переговорах и многостраничных соглашениях с синими печатями и тратить время только на креативные задачи. Чтобы понять, насколько это облегчает работу, достаточно сказать, что в сериале из десяти эпизодов обычно используется от 300 до 1000 композиций. Неудивительно, что с IPEX работают создатели “Слова пацана”, “Нулевого пациента”, “Дылды” и других громких проектов последних лет».

На IPEX доступна как подписная модель, когда за фиксированную плату пользователь получает доступ к базе контента, так и возможность самостоятельно согласовать условия конкретной сделки. Последнее особенно важно для индустрии дизайна, где огромную роль играет эксклюзивность проекта.

Дизайн служит не только инструментом создания эксклюзивности, но и необходимым компонентом для масштабирования бизнеса. С таким утверждением выступила соучредитель цифровой платформы для франчайзинга SCALE IT Мария Кизима. «Взгляните на такие известные франчайзинговые сети, как “Пятерочка” или “Додо”. Их повсеместную узнаваемость обеспечивает именно дизайн — будь то товарный знак, вывеска, фирменная цветовая гамма, меню или оформление пространства. В этом контексте дизайн становится важной составляющей при формировании добавленной стоимости: чем он проработаннее, тем выше цена продукта или услуги», — отметила она.

Эксперт пояснила, что франшиза по своей сути предполагает предоставление не только успешной бизнес-модели, но и целого портфеля интеллектуальной собственности. В него входят товарные знаки, патенты, авторские права и ноу-хау и, разумеется, проработанный фирменный дизайн для франчайзинговой точки.

Платформа SCALE IT призвана помочь предпринимателям, чей бизнес готов к масштабированию. Она позволяет систематизировать концепцию, собрать необходимый пакет интеллектуальных прав и четко определить условия их передачи партнеру по договору коммерческой концессии. Важнейшим элементом этого пакета неизменно выступают права на дизайнерские решения и товарные знаки.

В свою очередь, для покупателей франшиз платформа становится витриной прозрачных предложений. Это особенно актуально на фоне растущего числа так называемых франшиз-«пустышек», дискредитирующих саму модель франчайзинга. Платформа SCALE IT ставит заслон недобросовестным практикам, исключая  нереалистичные обещания и скрытые условия, завуалированные в мелком шрифте договоров.

Сервисы, представленные на практикуме, интегрированы с общественно-государственной блокчейн-инфраструктурой управления интеллектуальными правами — Сетью РЦИС.РФ. Это означает, что сведения обо всех объектах интеллектуальных прав, их правообладателях и сделках с ними записываются в распределенном реестре. 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году

IPQ.365
11 November 2025

От дизайна и музыки до гастрономии и ИИ: в Красноярске стартует «Российская креативная неделя — Сибирь»

IPQ.365
07 November 2025

Театр Наций и «Территория культуры Росатома» запустят совместный "Луч"

IPQ.365
07 November 2025

"Яга" против "Крысолова" и лекция про Мейерхольда

IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо

IPQ.365
06 November 2025

«Российская креативная неделя — Сибирь» и Красноярский край задают тренды развития креативной экономики

IPQ.365
06 November 2025

Специальный гость из Аргентины на Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки

IPQ.365
01 November 2025

Лидеры российского бизнеса расскажут, как создать узнаваемый бренд

IPQ.365
01 November 2025

В Московском планетарии состоится премьера полнокупольного спектакля «Коперник»

IPQ.365
01 November 2025

Премия «Большая книга» и Литрес открывают бесплатный доступ к произведениям финалистов

IPQ.365
31 October 2025

Форум «Российская креативная неделя – Сибирь» в пятый раз пройдет в Красноярске

IPQ.365
29 October 2025

Состоялась пресс-конференция «Покровка.Театр» в ТАСС

IPQ.365
29 October 2025

Партнер Международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» – московская тон-студия мирового уровня CineLab SoundMix

IPQ.365
29 October 2025

Гала-концерт конкурса-фестиваля «Мелодия детства» пройдет в Малом зале Московской консерватории

IPQ.365
28 October 2025

В России подвели итоги первого Конкурса социальных архитекторов

IPQ.365
28 October 2025

Гала-концерт финалистов музыкального конкурса «Голоса Родины» пройдет в Москве

IPQ.365
27 October 2025

Приём заявок на грантовый конкурс «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина открыт

IPQ.365
21 October 2025

Новинки современных технологий с использованием ИИ покажут на саммите Russian digital creative 2025