IPQ.365
01 October 2025
5 минут
Поделиться
IPQ.365

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

ИИ против дизайнерской мысли: эксперты обсудили авторские права дизайнеров

Фото пресс-службы Digital IP

Дизайнерам рассказали, как защитить продукт и преуспеть в профессии в эпоху цифровых платформ и нейросетей.

Удобные цифровые сервисы с «зашитыми» в алгоритм условиями договоров зачастую помогают творцам компенсировать недостаток юридической грамотности. К таким выводам пришли участники практикума «Имею право: дизайн как объект интеллектуальной собственности и нематериальный актив компании», который состоялся в Национальном центре «Россия» в рамках Российской креативной недели. Кроме того, эксперты обменялись мнениями относительно ИИ: сможет ли нейросеть заменить в ближайшей перспективе живого профессионала.

Дизайнеры — это не просто влиятельные и респектабельные участники рынка интеллектуальной собственности, они обладают еще и совершенно особыми правами, которых нет у других представителей творческих индустрий, отметила модератор сессии директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: «В четвертой части ГК РФ только за архитекторами и дизайнерами закреплено особое право на практическую реализацию своего творческого проекта. Кроме того, дизайнер располагает возможностью выбирать модель охраны своего продукта или охранять его сразу в нескольких режимах. Авторское право охраняет дизайн как произведение, патентное — как промышленный образец, наконец, при желании дизайн можно зарегистрировать в качестве объемного товарного знака».

Она напомнила, что в качестве объемных товарных знаков зарегистрированы, например, бутылка Coca-Cola и обувь Crocs. Особенно любят этот прием производители конфет: объемные товарные знаки представляют собой Toblerone, Raffaello, Chupa Chups.

Впрочем, дизайнеры не спешат использовать этот широкий арсенал охранных режимов, отметил основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов: «95% из нас ограничиваются авторскими правами. Но и с авторскими правами грамотно работать могут далеко не все. Например, работодатели откровенно теряются, когда узнают, что, если не использовать служебное произведение в течение трех лет, исключительное право вернется к автору. Вузы почему-то уверены, что все, созданное студентами в период учебы, принадлежит им, хотя ни о каком служебном творчестве здесь говорить не приходится: студенты не сотрудники вуза».

Особая проблема — распространение нейросетей, которые уже наделали шороху в некоторых отраслях: работодатели потирают руки в ожидании бесплатного контента, возмущенные креаторы грозят в судебном порядке взыскать с ИИ-индустрии компенсацию за использование произведений в обучении алгоритмов. «В графическом дизайне нейросети в самом деле теснят людей. Но промышленный дизайн, я уверен, еще поживет. ИИ может имитировать уже очень многое, но он не способен воспроизвести архитектуру дизайнерской мысли», — уверен Сергей Смирнов.

Что же касается интеллектуальных прав, позволяющих зарабатывать на дизайнерской деятельности, то здесь могут оказаться полезными простые и наглядные пособия, рассказывающие, как интеллектуальная собственность работает в конкретных индустриях. Такие брошюры выпускает тот же Digital IP.

Еще больше упрощают работу с правами цифровые сервисы. Здесь нормы ГК РФ и структура договоров буквально «вшиты» в алгоритмы и представлены в виде понятного интерфейса. Так, депонировать объект дизайна, то есть подтвердить авторство и исключительное право на сервисе n’RIS можно буквально в пару кликов, рассказала его генеральный директор Наталья Беленькая: «К сожалению, об интеллектуальных правах задумываются лишь тогда, когда продукт пора продавать и делить доход, выручку, дивиденды. В этот-то момент оказывается, что интеллектуальная собственность никуда “не монтируется”. Чтобы избежать этого, права имеет смысл фиксировать еще на начальном этапе».

Удобнее всего депонировать креативный продукт с помощью инструмента ArtCloud, входящего в экосистему n’RIS. За небольшую плату пользователю будет предоставлено хранилище, в которое можно будет загрузить целую серию эскизов, макетов, дизайн-проектов. Если работать нужно не с фотографиями, а с объектами иного типа, например с 3D-моделями или цифровыми ассетами, стоит воспользоваться основным сервисом n’RIS. Здесь уже для каждого объекта потребуется отдельная ячейка.

Наконец, с помощью сервиса «Антипират» дизайнер может обнаружить контрафактную продукцию, нарушающую его права — например, в карточках товара на маркетплейсах, в социальных сетях. И здесь дизайнеру как раз очень пригодится свидетельство о депонировании, которое выдает сервис: «В подавляющем большинстве случаев свидетельство позволяет решить проблему еще на уровне досудебной претензии. Если же нарушитель упорствует, депонент сможет претендовать на компенсацию до 5, а со следующего года уже до 10 млн рублей», — отметила Наталья Беленькая.

Для того чтобы выгодно распорядиться правами на дизайн в цифровой среде, подойдет контент-маркет IPEX. Внешне напоминающий обычные стоки, где журналисты и блогеры приобретают фото, на деле он предоставляет уникальные возможности как лицензиатам, так и правообладателям. Как рассказала гендиректор IPEХ Дарья Воинова, процесс составления лицензионных договоров полностью автоматизирован: «C IPEХ представители творческих профессий могут забыть об изнурительных переговорах и многостраничных соглашениях с синими печатями и тратить время только на креативные задачи. Чтобы понять, насколько это облегчает работу, достаточно сказать, что в сериале из десяти эпизодов обычно используется от 300 до 1000 композиций. Неудивительно, что с IPEX работают создатели “Слова пацана”, “Нулевого пациента”, “Дылды” и других громких проектов последних лет».

На IPEX доступна как подписная модель, когда за фиксированную плату пользователь получает доступ к базе контента, так и возможность самостоятельно согласовать условия конкретной сделки. Последнее особенно важно для индустрии дизайна, где огромную роль играет эксклюзивность проекта.

Дизайн служит не только инструментом создания эксклюзивности, но и необходимым компонентом для масштабирования бизнеса. С таким утверждением выступила соучредитель цифровой платформы для франчайзинга SCALE IT Мария Кизима. «Взгляните на такие известные франчайзинговые сети, как “Пятерочка” или “Додо”. Их повсеместную узнаваемость обеспечивает именно дизайн — будь то товарный знак, вывеска, фирменная цветовая гамма, меню или оформление пространства. В этом контексте дизайн становится важной составляющей при формировании добавленной стоимости: чем он проработаннее, тем выше цена продукта или услуги», — отметила она.

Эксперт пояснила, что франшиза по своей сути предполагает предоставление не только успешной бизнес-модели, но и целого портфеля интеллектуальной собственности. В него входят товарные знаки, патенты, авторские права и ноу-хау и, разумеется, проработанный фирменный дизайн для франчайзинговой точки.

Платформа SCALE IT призвана помочь предпринимателям, чей бизнес готов к масштабированию. Она позволяет систематизировать концепцию, собрать необходимый пакет интеллектуальных прав и четко определить условия их передачи партнеру по договору коммерческой концессии. Важнейшим элементом этого пакета неизменно выступают права на дизайнерские решения и товарные знаки.

В свою очередь, для покупателей франшиз платформа становится витриной прозрачных предложений. Это особенно актуально на фоне растущего числа так называемых франшиз-«пустышек», дискредитирующих саму модель франчайзинга. Платформа SCALE IT ставит заслон недобросовестным практикам, исключая  нереалистичные обещания и скрытые условия, завуалированные в мелком шрифте договоров.

Сервисы, представленные на практикуме, интегрированы с общественно-государственной блокчейн-инфраструктурой управления интеллектуальными правами — Сетью РЦИС.РФ. Это означает, что сведения обо всех объектах интеллектуальных прав, их правообладателях и сделках с ними записываются в распределенном реестре. 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
24 December 2025

Владимирских чиновников обязали обеспечить глухим доступ к медицине

IPQ.365
22 December 2025

РЦИС защитит Шерегешку Йетика

IPQ.365
22 December 2025

Лауреат международных конкурсов Пётр Акулов даст сольный концерт в Москве

IPQ.365
19 December 2025

Издан новый выпуск сборника лучших современных патриотических песен музыкального конкурса «Голоса Родины»

IPQ.365
19 December 2025

18+ или нет? АМИ обновила рекомендации по наркотикам в треках

IPQ.365
18 December 2025

При поддержке Театра Наций вышла первая книга о Фёдоре Корше

IPQ.365
18 December 2025

«Аркаим» в помощь

IPQ.365
17 December 2025

Вещи с начинкой

IPQ.365
16 December 2025

Право в эпоху «цифры»: как издавать книги без нарушения авторских прав

IPQ.365
15 December 2025

Книжный кластер «Смысловая 226» объявил имена победителей опен-колла «Нулевые в России»

IPQ.365
15 December 2025

В Москве завершился IX театральный фестиваль «Уроки режиссуры»

IPQ.365
15 December 2025

Арифметика non/fictio№27

IPQ.365
10 December 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 December 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 December 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 December 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 December 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 December 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение

IPQ.365
08 December 2025

«Вся страна» зазвучала в сердце Москвы

IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»