В Москве прошла «Читка 4.0» — фестиваль экранизаций, давно ставший местом встречи представителей двух креативных индустрий — литературы и кинематографа. Смотр проводился уже в четвертый раз, о чем легко догадаться по его названию, а его сердцевиной, как и раньше, стали две конкурсные программы: «Конкурс проектов в производстве» и «Конкурс проектов в разработке». Фильмы и сериалы, в них представленные, помогают, во-первых, судить о том, в каком направлении развиваются сегодня взаимоотношения кино и литературы, а, во-вторых, устроить «перекличку» экранизаций, которые совсем скоро появятся на экранах.
Юный герой и его семья
Основная общая черта обоих программ (которые, кстати, ощутимо отличались друг от друга) — ориентация на семейную аудиторию. Так, в конкурсе разрабатываемых проектов самым востребованным стал герой-подросток, который добивается своих целей, опираясь на поддержку своей семьи. Яркий пример — сериал «Солонго» от «Виктории Фильмс», в основе которого — роман Евгения Рудашевского «Тайна пропавшей экспедиции». Главным персонажем этой истории становится четырнадцатилетний Артем, пытающийся найти своего деда-геолога, бесследно исчезнувшего во время экспедиции в Восточном Саяне. По словам продюсеров, проект будет сделан на стыке жанров: в нем столкнутся детектив, триллер и роуд-муви. Достичь желаемого, а также спасти древнюю цивилизацию от гибели Артему помогут члены его семьи и новая подруга — Солонго.
О важности семейный связей говорит и «Убыр»: он будет снят по одноименной книге Шамиля Идиатуллина. Это мистический сериал, сценаристом и шоураннером которого является Любовь Мульменко. В центре сюжета здесь — подросток из Казани, в родителей которого вселяется злой дух из татарских мифов. Парню надо, во-первых, спасти мать и отца, а, во-вторых, сделать это так, чтобы они его ненароком не уничтожили.
Третий сериал с похожей сюжетной формулой — «Воитель с Марса» от «Карелии Фильм» режиссера Александра Сухарева. Литературной основой для проекта стал крымский цикл Дмитрия Емеца «Бунт пупсиков». Спираль сюжета здесь снова закручена вокруг семьи: Гавриловы отправляются отдыхать в Крым, но совместный отпуск превращается в палеонтологическое исследование местных пещер. Героям нужно ответить на важный вопрос: кто оставил «марсианское предупреждение» в крымских ущельях — инопланетяне или предприимчивые умельцы, задача которых — обдурить наивных туристов.
А вот драмеди «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» (в основе одноименная книга Ивана Бевза) идет совершенно другим путем. Несмотря на то, что главные герои здесь снова подростки, проблемы у них абсолютно взрослые. Нам рассказывают историю старшеклассников, организовавших внутри школы что-то вроде собственного государства — с иерархией, законодательством и даже валютой. И, пока родители упрямо отказываются слышать и понимать своих дети, ребята погружаются в жестокую битву за выживание внутри импровизированного сообщества.
Жанры всякие нужны, жанры всякие важны
Другая особенность четвертой «Читки» — ее полижанровость. Кинематографисты обращаются к литераторам за самыми разными историями. Помимо роуд-муви и мистики, о которых мы уже говорили, на конкурсе нашлось место и для фэнтези. В конкурсе разрабатываемых проектов в этом жанре были заявлены «Тайны Чароводья», над которыми работает «Союзмультфильм». В качестве основы для этого полнометражного анимационного фильма были взяты одноименные детские бестселлеры Юлии Ивановой. Речь в них идет о девочке-подростке, которая надеется поступить в волшебную школу, но сталкивается с большим количеством препятствий. По словам создателей, Чароводье — это развернутая сюжетная метафора, визуализирующая внутренние ощущения подростка, который пытается найти свой собственный путь в непонятной для него вселенной взрослых людей.
Жанр байопика на фестивале был представлен полным метром «Рахманинов» (автор книги — Маргарита Мамич). В качестве основного сюжетного конфликта авторы выбрали противостояние начинающего композитора с его однокурсником Александром Скрябиным. При этом в качестве визуального референса была предложена «Одержимость» Дэмьена Шазелла: режиссер Алексей Мальцев надеется превратить рассказ про Сергея Рахманинова в такую же напряженную психологическую драму.
А вот «Голод» режиссера Юлии Трофимовой и продюсера Екатерины Михайловой заявлен в жанре драмеди. Как и одноименная книга Светланы Павловой проект рассказывает о жизни тридцатилетней Лены, которая борется с булимией. Цель фильма — снять табу с запретной темы, которая не позволяет людям открыто говорить о своей болезни, тем самым лишая их шанса на лечение.
Фото пресс-службы фестиваля "Читка 4.0"
Сказка — спасательный круг российской киноиндустрии
Такие проекты как «Голод» и «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» на фестивале «Читка» смотрелись как исключения из правил. Ведь они напрямую взаимодействуют с реальностью, а не пытаются телепортировать зрителя в мир фантазий. Большинство же фильмов и сериалов откровенно взяли курс на эскапизм, то есть стараются не рассказывать про «здесь и сейчас», или же вводят в повествование фэнтезийные элементы.
И ярче всего такая черта современного российского кинематографа ощущалась во второй конкурсной программе, где за победу боролись фильмы и сериалы, чье производство подходит к завершению. Здесь проектов, отсылающих к реальности, не было вообще. Только сказки, фэнтези и фантастика.
Любовь кинематографистов к сказочным мирам легко понять. И дело тут вовсе не в том, что этот жанр невероятно кинематографичен и в нем можно фантазировать бесконечно. Он окупается, и даже приносит прибыль (а ситуация в нашем кинопрокате такова, что на точку окупаемости поднимается в лучшем случае один проект из 10-12). Сказки хорошо продаются по двум причинам. Во-первых, на них ходят семьями, а, значит, билетов приобретается больше. Во-вторых, сказка — это, как правило, раскрученный бренд: про условного Чебурашку знают без исключения все, без поправок на возраст — значит, тратить силы на знакомство потенциальной аудитории с героями создателям не придется. Более того, зрители и так уже эмоционально привязаны к персонажам, ведь все Чебурашки-Тотошки-Красные Шапочки верными спутниками нашего детства, и еще одна встреча с ними — искушение, которому противостоять очень трудно.
И неслучайно одним из победителей конкурса стал музыкальный фильм «Буратино» Игоря Волошина — самый известный бренд из всех представленных. Судя по представленным материалам, нас ждет дорогое и красочное действо, с танцующими и поющими звездами, а также деревянной марионеткой в центре событий. Одна из козырных карт нового детского блокбастера — мелодии Алексея Рыбникова, на которых выросло уже несколько поколений. Другое преимущество — абсолютно оригинальная история, которую, по словам создателей, предсказать невозможно.
Другой сказочный бренд, который был представлен на фестивале — модифицированная версия «Морозко» (режиссер Эдуард Бордуков). Здесь фантазии сценаристов перевернули известный сюжет с ног на голову: сводные сестры Марфа и Настя стали лучшими подругами, которые борются совместно с древнейшим злом. Ведь из-за древнейших проклятий в их деревеньке много десятилетий не наступает зима, а как жить без белого снега ― девчонки не знают.
А вот братья Андреасян выбрали другой подход при работе с литературным материалом. В своей «Сказке о царе Салтане» они не стали ничего менять: просто построили роскошные терема, пошили парчовые костюмы и наградили кучерявой бородой Павла Прилучного (Царь Салтан). Также мы увидим в фильме Лизу Моряк (Царица, жена Салтана) и Алису Кот (Царевна-лебедь).
И, наконец, «Левша» (режиссер Владимир Беседин). Правда, сказкой в прямом смысле этого слова проект назвать тяжело, да и от знакомого сюжета ничего не осталось. Здесь Левша (Юрий Колокольников) вовсе не мужик, лаптем щи хлебавщий, а гениальный Кулибин-самоучка, беспрестанно изобретающий какие-то приспособления. Его задача — найти и вывести на чистую воду международных преступников, которые ведут шпионскую деятельность через миниатюрную механическую блоху. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с костюмированным фэнтезийным детективом, стилистически напоминающего «Тайну печати дракона» (2019), только без китайских мотивов.
Фото пресс-службы фестиваля "Читка 4.0"
Трудно быть фанатом Стругацких
Поклонникам романов братьев Стругацких велено приготовиться. Киноиндустрия выпускает для них сразу два сериала: «Трудно быть богом» и «Полдень».
Начнем с «Полдня» (режиссер Клим Козинский). Зрителей перебрасывают в недалекое будущее — в эпоху контактов с внеземными цивилизациями. Одну из них, бесславно исчезнувшую, изучала группа ученых под руководством Льва Абалкина. Они исследовали планету под названием Надежда — та погибла из-за чудовищного эксперимента, проводимого некими Странниками. Однако вскоре, из-за невыясненных обстоятельств, пообщавшись со Странниками, Абалкин начинает вести себя неадекватно — и пытается запустить на земле процессы, которые когда-то погубили Надежду. Безумца надо найти и обезвредить, чем и занимается прогрессор Каммерер. В главных ролях — Максим Матвеев, Юрий Колокольников, Юлия Снигирь, Леонид Ярмольник.
О том, что сейчас снимается новая, сериальная версия «Трудно быть богом», слышал, наверное, даже глухой. Съемки проекта режиссера Дмитрия Тюрина снимался в иранских пустынях, поэтому на красочность локаций никому жаловаться не придется: аутентичность песков и гор придает такую невыразимую атмосферу визуальному ряду, которой в российском кино еще не было. Интерьерным эпизодам повезло меньше: на экране мощь и дороговизна массивных декораций, но морок волшебства исчезает — и мы просто видим звезд в роскошных костюмах. И среди них все те же Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Никита Кологривый, Сергей Безруков и т.д. Тем не менее, на данном этапе сериал явно претендует на звание главного проекта 2026-го года — из-за своего размаха и из-за привязки к бессмертному роману Стругацких. Недаром же проект «Трудно быть богом» выиграл на «Читке» номинацию «Самый ожидаемый сериал». И это точно не последняя победа этой костюмированной фантасмагории.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА