IPQ.365
21 ноября 2025
7 минут
Поделиться

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

Фото пресс-службы фестиваля "Читка 4.0"

В Москве прошла «Читка 4.0» — фестиваль экранизаций, давно ставший местом встречи представителей двух креативных индустрий — литературы и кинематографа. Смотр проводился уже в четвертый раз, о чем легко догадаться по его названию, а его сердцевиной, как и раньше, стали две конкурсные программы: «Конкурс проектов в производстве» и «Конкурс проектов в разработке». Фильмы и сериалы, в них представленные, помогают, во-первых, судить о том, в каком направлении развиваются сегодня взаимоотношения кино и литературы, а, во-вторых, устроить «перекличку» экранизаций, которые совсем скоро появятся на экранах.

Юный герой и его семья 

Основная общая черта обоих программ (которые, кстати, ощутимо отличались друг от друга) — ориентация на семейную аудиторию. Так, в конкурсе разрабатываемых проектов самым востребованным стал герой-подросток, который добивается своих целей, опираясь на поддержку своей семьи. Яркий пример — сериал «Солонго» от «Виктории Фильмс», в основе которого — роман Евгения Рудашевского «Тайна пропавшей экспедиции». Главным персонажем этой истории становится четырнадцатилетний Артем, пытающийся найти своего деда-геолога, бесследно исчезнувшего во время экспедиции в Восточном Саяне. По словам продюсеров, проект будет сделан на стыке жанров: в нем столкнутся детектив, триллер и роуд-муви. Достичь желаемого, а также спасти древнюю цивилизацию от гибели Артему помогут члены его семьи и новая подруга — Солонго.

О важности семейный связей говорит и «Убыр»: он будет снят по одноименной книге Шамиля Идиатуллина. Это мистический сериал, сценаристом и шоураннером которого является Любовь Мульменко. В центре сюжета здесь — подросток из Казани, в родителей которого вселяется злой дух из татарских мифов. Парню надо, во-первых, спасти мать и отца, а, во-вторых, сделать это так, чтобы они его ненароком не уничтожили.

Третий сериал с похожей сюжетной формулой — «Воитель с Марса» от «Карелии Фильм» режиссера Александра Сухарева. Литературной основой для проекта стал крымский цикл Дмитрия Емеца «Бунт пупсиков». Спираль сюжета здесь снова закручена вокруг семьи: Гавриловы отправляются отдыхать в Крым, но совместный отпуск превращается в палеонтологическое исследование местных пещер. Героям нужно ответить на важный вопрос: кто оставил «марсианское предупреждение» в крымских ущельях — инопланетяне или предприимчивые умельцы, задача которых — обдурить наивных туристов.

А вот драмеди «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» (в основе одноименная книга Ивана Бевза) идет совершенно другим путем. Несмотря на то, что главные герои здесь снова подростки, проблемы у них абсолютно взрослые. Нам рассказывают историю старшеклассников, организовавших внутри школы что-то вроде собственного государства — с иерархией, законодательством и даже валютой. И, пока родители упрямо отказываются слышать и понимать своих дети, ребята погружаются в жестокую битву за выживание внутри импровизированного сообщества.

Жанры всякие нужны, жанры всякие важны

Другая особенность четвертой «Читки» — ее полижанровость. Кинематографисты обращаются к литераторам за самыми разными историями. Помимо роуд-муви и мистики, о которых мы уже говорили, на конкурсе нашлось место и для фэнтези. В конкурсе разрабатываемых проектов в этом жанре были заявлены «Тайны Чароводья», над которыми работает «Союзмультфильм». В качестве основы для этого полнометражного анимационного фильма были взяты одноименные детские бестселлеры Юлии Ивановой. Речь в них идет о девочке-подростке, которая надеется поступить в волшебную школу, но сталкивается с большим количеством препятствий. По словам создателей, Чароводье — это развернутая сюжетная метафора, визуализирующая внутренние ощущения подростка, который пытается найти свой собственный путь в непонятной для него вселенной взрослых людей.

Жанр байопика на фестивале был представлен полным метром «Рахманинов» (автор книги — Маргарита Мамич). В качестве основного сюжетного конфликта авторы выбрали противостояние начинающего композитора с его однокурсником Александром Скрябиным. При этом в качестве визуального референса была предложена «Одержимость» Дэмьена Шазелла: режиссер Алексей Мальцев надеется превратить рассказ про Сергея Рахманинова в такую же напряженную психологическую драму.

А вот «Голод» режиссера Юлии Трофимовой и продюсера Екатерины Михайловой заявлен в жанре драмеди. Как и одноименная книга Светланы Павловой проект рассказывает о жизни тридцатилетней Лены, которая борется с булимией. Цель фильма — снять табу с запретной темы, которая не позволяет людям открыто говорить о своей болезни, тем самым лишая их шанса на лечение.

Фото пресс-службы фестиваля "Читка 4.0"

Сказка — спасательный круг российской киноиндустрии

Такие проекты как «Голод» и «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» на фестивале «Читка» смотрелись как исключения из правил. Ведь они напрямую взаимодействуют с реальностью, а не пытаются телепортировать зрителя в мир фантазий. Большинство же фильмов и сериалов откровенно взяли курс на эскапизм, то есть стараются не рассказывать про «здесь и сейчас», или же вводят в повествование фэнтезийные элементы.

И ярче всего такая черта современного российского кинематографа ощущалась во второй конкурсной программе, где за победу боролись фильмы и сериалы, чье производство подходит к завершению. Здесь проектов, отсылающих к реальности, не было вообще. Только сказки, фэнтези и фантастика.

Любовь кинематографистов к сказочным мирам легко понять. И дело тут вовсе не в том, что этот жанр невероятно кинематографичен и в нем можно фантазировать бесконечно. Он окупается, и даже приносит прибыль (а ситуация в нашем кинопрокате такова, что на точку окупаемости поднимается в лучшем случае один проект из 10-12). Сказки хорошо продаются по двум причинам. Во-первых, на них ходят семьями, а, значит, билетов приобретается больше. Во-вторых, сказка — это, как правило, раскрученный бренд: про условного Чебурашку знают без исключения все, без поправок на возраст — значит, тратить силы на знакомство потенциальной аудитории с героями создателям не придется. Более того, зрители и так уже эмоционально привязаны к персонажам, ведь все Чебурашки-Тотошки-Красные Шапочки верными спутниками нашего детства, и еще одна встреча с ними — искушение, которому противостоять очень трудно.

И неслучайно одним из победителей конкурса стал музыкальный фильм «Буратино» Игоря Волошина — самый известный бренд из всех представленных. Судя по представленным материалам, нас ждет дорогое и красочное действо, с танцующими и поющими звездами, а также деревянной марионеткой в центре событий. Одна из козырных карт нового детского блокбастера — мелодии Алексея Рыбникова, на которых выросло уже несколько поколений. Другое преимущество — абсолютно оригинальная история, которую, по словам создателей, предсказать невозможно.

Другой сказочный бренд, который был представлен на фестивале — модифицированная версия «Морозко» (режиссер Эдуард Бордуков). Здесь фантазии сценаристов перевернули известный сюжет с ног на голову: сводные сестры Марфа и Настя стали лучшими подругами, которые борются совместно с древнейшим злом. Ведь из-за древнейших проклятий в их деревеньке много десятилетий не наступает зима, а как жить без белого снега ― девчонки не знают.

А вот братья Андреасян выбрали другой подход при работе с литературным материалом. В своей «Сказке о царе Салтане» они не стали ничего менять: просто построили роскошные терема, пошили парчовые костюмы и наградили кучерявой бородой Павла Прилучного (Царь Салтан). Также мы увидим в фильме Лизу Моряк (Царица, жена Салтана) и Алису Кот (Царевна-лебедь).

И, наконец, «Левша» (режиссер Владимир Беседин). Правда, сказкой в прямом смысле этого слова проект назвать тяжело, да и от знакомого сюжета ничего не осталось. Здесь Левша (Юрий Колокольников) вовсе не мужик, лаптем щи хлебавщий, а гениальный Кулибин-самоучка, беспрестанно изобретающий какие-то приспособления. Его задача — найти и вывести на чистую воду международных преступников, которые ведут шпионскую деятельность через миниатюрную механическую блоху. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с костюмированным фэнтезийным детективом, стилистически напоминающего «Тайну печати дракона» (2019), только без китайских мотивов.

Фото пресс-службы фестиваля "Читка 4.0"

Трудно быть фанатом Стругацких

Поклонникам романов братьев Стругацких велено приготовиться. Киноиндустрия выпускает для них сразу два сериала: «Трудно быть богом» и «Полдень».

Начнем с «Полдня» (режиссер Клим Козинский). Зрителей перебрасывают в недалекое будущее — в эпоху контактов с внеземными цивилизациями. Одну из них, бесславно исчезнувшую, изучала группа ученых под руководством Льва Абалкина. Они исследовали планету под названием Надежда — та погибла из-за чудовищного эксперимента, проводимого некими Странниками. Однако вскоре, из-за невыясненных обстоятельств, пообщавшись со Странниками, Абалкин начинает вести себя неадекватно — и пытается запустить на земле процессы, которые когда-то погубили Надежду. Безумца надо найти и обезвредить, чем и занимается прогрессор Каммерер. В главных ролях — Максим Матвеев, Юрий Колокольников, Юлия Снигирь, Леонид Ярмольник.

О том, что сейчас снимается новая, сериальная версия «Трудно быть богом», слышал, наверное, даже глухой. Съемки проекта режиссера Дмитрия Тюрина снимался в иранских пустынях, поэтому на красочность локаций никому жаловаться не придется: аутентичность песков и гор придает такую невыразимую атмосферу визуальному ряду, которой в российском кино еще не было. Интерьерным эпизодам повезло меньше: на экране мощь и дороговизна массивных декораций, но морок волшебства исчезает — и мы просто видим звезд в роскошных костюмах. И среди них все те же Федор Бондарчук, Виктория Исакова, Никита Кологривый, Сергей Безруков и т.д. Тем не менее, на данном этапе сериал явно претендует на звание главного проекта 2026-го года — из-за своего размаха и из-за привязки к бессмертному роману Стругацких. Недаром же проект «Трудно быть богом» выиграл на «Читке» номинацию «Самый ожидаемый сериал». И это точно не последняя победа этой костюмированной фантасмагории.

 

Автор: Вера АЛЕНУШКИНА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
29 декабря 2025

«Софтом» и «железом»: Цифровые юристы обсудили, как обеспечить господство лица над вещью в эпоху IoT, АR и облачных вычислений

IPQ.365
26 декабря 2025

Евгения Кретова: «Даже если действие происходит в космосе, логика расследования должна сохраняться»

IPQ.365
24 декабря 2025

Владимирских чиновников обязали обеспечить глухим доступ к медицине

IPQ.365
22 декабря 2025

РЦИС защитит Шерегешку Йетика

IPQ.365
22 декабря 2025

Лауреат международных конкурсов Пётр Акулов даст сольный концерт в Москве

IPQ.365
19 декабря 2025

Издан новый выпуск сборника лучших современных патриотических песен музыкального конкурса «Голоса Родины»

IPQ.365
19 декабря 2025

18+ или нет? АМИ обновила рекомендации по наркотикам в треках

IPQ.365
18 декабря 2025

При поддержке Театра Наций вышла первая книга о Фёдоре Корше

IPQ.365
18 декабря 2025

«Аркаим» в помощь

IPQ.365
17 декабря 2025

Вещи с начинкой

IPQ.365
16 декабря 2025

Право в эпоху «цифры»: как издавать книги без нарушения авторских прав

IPQ.365
15 декабря 2025

Книжный кластер «Смысловая 226» объявил имена победителей опен-колла «Нулевые в России»

IPQ.365
15 декабря 2025

В Москве завершился IX театральный фестиваль «Уроки режиссуры»

IPQ.365
15 декабря 2025

Арифметика non/fictio№27

IPQ.365
10 декабря 2025

В Иркутске представили «интеллектуальный мультитул» для управления ИС

IPQ.365
10 декабря 2025

VK Знакомств и Литрес: 80% пользователей испытывают симпатию к антигероям из книг

IPQ.365
10 декабря 2025

Radical Chic выпустил тройку платков, посвященную знакам зодиака

IPQ.365
10 декабря 2025

Московская школа современного искусства проведет предновогодний день искусства на Artplay  

IPQ.365
09 декабря 2025

Прием заявок на конкурс «Как звучат ремесла» завершен

IPQ.365
09 декабря 2025

От рутины к росту: радио обретает цифровое зрение