Коллекция современных российских сказок пополнится еще одним проектом: в прокат выходит «Горыныч» кинокомпании «СТВ». Это история нашего современника, старшего лейтенанта ВМФ Алексея Алехина (Александр Петров), который неожиданно для себя оказывается в стародавнем княжестве, похожем на сказку. Там он становится невольным опекуном юного дракончика, вместе с которым начинает выручать из беды местных жителей. О том, каких сюрпризов ждать от этой странной парочки, мы поговорили с режиссером проекта, Дмитрием Хониным.
Фото предоставлены пресс-службой СТВ
— Дмитрий, не могу не начать наш разговор с вашего сериала «Кислород» (уникальный док об альпинистах, штурмующих Броуд Пик высотой 8051 м — Прим. ред.). Как вы оказались на этом проекте?
— Я с детства много занимался спортивными путешествиями, связанными с горами, в юности даже был гидом. И я не первый десяток лет работаю в кино. Для этого проекта это было наилучшим сочетанием, потому, наверное, меня и позвали. Такая большая и долгая экспедиция с восхождением на восьмитысячник для меня была новостью, я не был в Каракоруме, но сам мир гор и альпинизма мне хорошо известен. Захотелось совместить свой опыт в обоих видах деятельности, поэтому я согласился.
— И вы поднимались с героями на Броуд Пик?
— Нет, мы были «внизу» — жили месяц в большом международном базовом лагере, на высоте в 5000 м, и один раз с оператором поднимались в первый штурмовой лагерь на высоту 6000 м: снимали совершенно потрясающие виды максимально близко к вершине Броуд Пика. А всё, что выше этих точек, снимали уже сами альпинисты, у которых была небольшая мобильная камера и камеры, прикрепленные к шлемам.
— Тогда задам вопрос, который у любого альпиниста в печенках сидит. Зачем человек лезет в горы? Что ему на равнине-то не сидится?
— Я думаю, на этот вопрос вам никто не ответит. Хотя трактовок бесконечное множество. Начиная с того, что это просто «болезнь», и заканчивая единением с бесконечным космосом, к которому стремится каждый человек. В любом случае история попадания в горы у каждого альпиниста своя. И цели тоже свои. Кто-то убегает от проблем, кто-то пытается реализоваться, кто-то что-то доказывает, кто-то ищет внутреннюю гармонию. Важно то, что в горах из-за экстремальных физических нагрузок, недостатка кислорода и сложных бытовых условий люди оказываются практически обнаженными — и их сущность вылезает наружу. Бывает так, что простой и незаметный в обычной жизни человек в горах проявляет себя как лидер и герой. Владимир Высоцкий пел об этом в своей песне.
— Дмитрий, а как вы пришли в кино?
— Я по образованию театральный режиссер, но помимо театра много занимался рекламой, клипами, документалками, снимал короткометражки… Мне вообще интересно браться за разные форматы, потому что профессия режиссера — полифоническая. Интересно делать что-либо новое. И любой проект, которым ты занимаешься, пополняет твою личную копилку и многому тебя учит.
Фото предоставлены пресс-службой СТВ
— «Горыныч» — новая «вершина» для вас?
— Таких масштабных игровых проектов у меня действительно не было. Но с форматом семейных сказок я знаком хорошо: ставил в театре спектакли, сказочные шоу на льду, снимал музыкальные фильмы. Думаю, этот опыт стал одной из причин, почему выбрали меня. Ведь в «Горыныче» кроме истории есть и музыка и танцы. И вот я оказался в режиссерском кресле нашего прекрасного фильма.
— А чем вас «зацепил» сценарий «Горыныча»?
— Во-первых, мне понравился язык, которым сценарий написан. Он живой, в нем много юмора, причем многослойного. Во-вторых, сюжет сказки оригинальный. Сейчас много «пересъемок» и «пересказов» старых фильмов. А у «Горыныча» история оригинальная, от начала и до конца, зритель не будет сравнивать наш фильм с первоисточником и не будет знать, как развивается сюжет.
Малыш Горыныч — герой, созданный компьютерной графикой. И хотя я много работал с компьютерной графикой, это стало для меня настоящим вызовом. Дракончик — сложный персонаж со своим характером, мимикой, пластикой, он должен существовать в кадре как живой актер.
— Но, как правило, когда один из героев фильма нарисованный персонаж, во время съемок его «дублирует» реальный актер…
— У нас на площадке тоже был актер, который играл Горыныча. И он не просто помогал партнеру смотреть в нужном направлении — он полноценно отыгрывал все эмоции и поведение своего персонажа, помогая другим актерам реагировать правильно. Правда, его было довольно сложно разместить в кадре, потому что человек намного больше дракончика. Но в итоге мы нашли выход. Кстати, Саша Петров с самого начала просил себе партнера для сцен с анимационным персонажем.
Фото предоставлены пресс-службой СТВ
— А сама история «Горыныча» для вас про что?
— Про ответственность и про то, как она человека меняет. Наш Лёха — отличный моряк, но, пока у него на руках не оказывается крылатый подопечный, его жизненный пазл не складывается. Когда он начинает относиться к нему как к близкому и родному существу, между ними возникает эмоциональная связь. Ответственность — важная составляющая человека и его мира. Без веры друг в друга мы гораздо слабее…
— Тогда давайте поговорим о Лёхе. Может показаться, что он похож на Иванушку-дурачка…
— Все с точностью до наоборот. Кто такой Иванушка-дурачок? Бесхитростный, наивный, простой парень, понятный всем. Лёха не такой. Он современный молодой человек с нашим менталитетом и сегодняшними проблемами, у которого к тому же непростые взаимоотношения с начальством. Да и Саша Петров совсем не хотел играть Иванушку-дурачка — он видел своего героя парнем с определенным бэкграундом, у которого есть стержень и своя точка зрения на происходящее. Ведь почему Лёха вступает в схватку с антагонистами? Уж точно не из-за наивности. Это его осознанный выбор. И чувства у него появляются из-за того, что он до них дорастает.
— Дмитрий, не боитесь сравнений с «Последним богатырем»? Понятно, что стилистически ваш проект совершенно другой, но исходная ситуация похожа: человек из нашего времени оказывается в сказке…
— Вообще фильмов, где герои попадают в прошлое или какой-то параллельный мир, великое множество (есть даже термин такой — «попаданцы»). Но наш фильм отличается от них тем, что у нас нет чудес. Нет ни волшебной палочки, ни меча-кладенца, ни других чудесных артефактов, с помощью которых можно было бы победить злодея или кого-то спасти. У нас все реально — и мир, и герой. И все проблемы, которые сваливаются на Лёхину голову, решаются бытовыми путями. И мне на самом деле это тоже сразу понравилось, потому что такой ход зрителю понятнее и ближе, чем какие-то магические заклинания.
— Но ведь наверняка во время съемок были какие-то случаи, когда очень хотелось, чтобы волшебная палочка реально была в ваших руках…
— Такие ситуации на съемках постоянны, поэтому волшебную палочку хотят все по очереди: то режиссер, то оператор, то продюсер. Во время съемок сложностей всегда много. У нас они тоже были. Например, по непонятным причинам наш конь под рыцарем стал жутко нервничать и в любую минуту мог понести. Пришлось на ходу перестраивать сцену. Или в день съемок эпизодов на Финском заливе там разыгрался шторм. Пришлось в считаные часы осваивать другую локацию, которая была запасной, и перевозить всю группу туда. Так что каждый съемочный день приносит новые задачи, которые иногда приходится решать в импровизационном порядке.
— Что самым важным было для вас на площадке?
— Самым важным было добиться достоверности происходящего в кадре. Сохраняя при этом сказочный язык. Найти эту грань достаточно сложно. Бывает, в сказках актеры не погружаются в предлагаемые обстоятельства полностью, а идут по пути упрощения, показа. Чтобы такого не было, мы ещё на этапе проб, примерок и репетиций прорабатывали с каждым из актёров его линию поведения — характер, пластику, речь.
Плюс в нашем фильме много шуток. А шутка — вещь серьёзная. Во время съемок хороших комедий никто не смеется, смеются потом. Смех на площадке — почти верный признак того, что зрителям смешно не будет. Об этом прекрасно знал Леонид Гайдай: все его персонажи в кадре максимально серьезны. «Горыныч» — комедия положений и комедия характеров, здесь смешные моменты и шутки возникают сами собой, их не надо специально разыгрывать. И они работают.
— История Горыныча, как и любая история попаданца, — это реализация мечты взрослого человека вернуться назад в детство. Как вам кажется, почему мы так стремимся очутиться в сказке?
— Это не только мечта — но и страх. С одной стороны, люди, живущие в рутинном закольцованном мире, мечтают попасть в какой-то другой. Но в то же время они боятся не вернуться назад — в привычный для них комфорт. И это сильнодействующее средство драматургии: мы завидуем герою-попаданцу и сильно за него опасаемся. Но смотрим на него со стороны, из своего «безопасного» мира.
— А что по поводу сиквелов? Они будут?
— Все зависит от того, как нашего Горыныча примут зрители. Пока же речи о продолжении не было. Тем не менее зерно интриги, которое можно развить в последующие фильмы, в финале есть. Мы придумали сюжетный разворот, который станет абсолютной неожиданностью для зрителя и который можно будет сделать опорной точкой для создания франшизы. Но это уже вопрос к продюсерам.
— Напоследок давайте поговорим о будущем семейных киносказок. Сегодня они собирают полные залы, но есть вероятность, что через пару лет волна зрительского интереса пойдет на спад. Согласны?
— Думаю, ни один жанр не может находиться на пике популярности вечно: они выстреливают, а потом их востребованность потихоньку снижается. Так было, например, недавно с нашими спортивными драмами. Тем не менее полностью жанры не исчезают: они занимают определенную нишу и имеют постоянную аудиторию (хоть и не такую огромную, как раньше). Что касается сказок, то их сейчас очень много, и будет еще больше, поэтому зритель от них может подустать, это правда. Но это не значит, что они полностью исчезнут с радаров. Особенно, если к ним найдется какой-то новый авторский подход.
Простой пример: вспомните «Аватара». Это был настоящий технологический прорыв — смелый, революционный. Он взорвал рынок на много лет. И возникла новая волна интереса к такого рода фантастическим историям. То же возможно и с киносказками. Если найдутся какие-то оригинальные стилистические, технологические или сюжетные ходы, то жанр будет любимым и популярным еще очень долго. Потому что сказка близка любому. Это особый мир, свободный от бытовых мелочей, от повседневности. Поэтому он бессмертен.
Автор: Вера Аленушкина