Кинофестивальный сезон 2025 года уже традиционно завершается в Москве в кинотеатре «Художественный». Там проходит киносмотр «Зимний», ориентированный в первую очередь на авторское кино.
Что интересует сегодня тех режиссеров, которые не хотят работать в формате мейнстрима? С какими проблемами они сталкиваются и насколько востребованы такие проекты у зрителя? Кинофестиваль «Зимний» и подборка фильмов, представленных на нем, вполне способны ответить на эти вопросы.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок! (с)
Одна из самых значимых тенденций российского авторского кино — это интерес к регионам. Конечно, в той или иной мере он был всегда, однако еще лет десять назад львиная доля проектов снималась исключительно в Москве или Санкт-Петербурге. Съемки в других городах были для продюсеров большой проблемой (как финансовой, так и логистической), а о собственных киностудиях не могли мечтать даже города-миллионники вроде Нижнего Новгорода.
Сегодня ситуация меняется. Во-первых, после прорыва якутского кино к региональным кинематографистам начали относиться более внимательно и стало возможным появление таких фильмов, как «Волки» алтайского режиссера Михаила Кулунакова или «Шаман» Михаила Мерзликина (Республика Хакасия). Во-вторых, сегодня в 14 субъектах РФ функционирует система рибейтов — частичная компенсация тех сумм, которые кинематографисты потратили в регионе. Кэшбек, в некоторых случаях доходящий до 80%, примиряет продюсеров с необходимостью вывозить съемочную группу за пределы двух столиц.
Такие перемены ощущались и на «Зимнем». В его деловой программе «Кинорынок» был представлен фильм «Мон» дебютантки Софьи Чигировой, действие которого проходит в Татарстане, а в основной конкурс вошла северная драма «Цинга» Владимира Головнева, снятая на Ямале. «Цинга», кстати, стала настоящим событием. Головнев, который более 20 лет работал в документальном кино и не понаслышке знает жизнь ямальских оленеводов, сумел создать мощное высказывание с очень точной реконструкцией быта и подлинными шекспировскими страстями. Главный герой картины — послушник Федор (Никита Ефремов), который вместе со своим наставником, отцом Петром, путешествует по отдаленным стойбищам, обращая оленеводов в православную веру. Когда же обстоятельства вынуждают Федора остаться жить в одном из чумов, он сталкивается с чередой искушений, подталкивающих его к нарушению самых главных библейских заповедей. Эти метания фестиваль «Зимний» оценил щедро, и «Цинга» получила сразу три приза: «За лучшую мужскую роль», «За лучший сценарий» и «За лучший фильм».
В центре внимания — маленький человек
Хрупкий персонаж-одиночка, «неправильный» и непонятый, зажатый в тиски непреодолимых обстоятельств и находящийся в конфликте со своим окружением, всегда был одним из самых востребованных героев хорошего мирового кино. Российский кинематограф — не исключение. Но сейчас, видимо, в качестве противовеса к бесчисленным семейным сказкам таких персонажей в авторском сегменте становится все больше.
К примеру, психологическая драма «Бо-бо» Анастасии Кузиной (секция «Кинорынок»). В ее центре — девочка Надя, которая родилась с большим красным пятном на лице. Эта патология делает ее изгоем не только в школе, но и в семье: во всех передрягах и недопониманиях домашние прямо или косвенно винят Надю, ставя девочку в позицию жертвы и формирую в ней стойкое чувство вины. В итоге Надя соглашается на операцию — но это ничего не меняет: среди самых родных людей девочка по-прежнему остается чужой. Видимо, дело все-таки не в пятне, а в нашей неспособности принять человека, обладающего какой-либо инаковостью.
Об инаковости, получившей ощутимое физическое воплощение, говорит и фильм «Мальчик-птица» Савелия Осадчего (приз «Зимнего» «За лучшую режиссуру»). Это история 18-летнего выпускника детского дома, чей голос остался детским: взрослый парень разговаривает буквально как пятиклассник. Тембральную особенность отец-брутал воспринимает в штыки: он стыдится собственного сына и всеми силами старается его переделать, пуская в ход кулаки. Тот же интуитивно чувствует, что мир отца для него чужой, хотя тоже многое бы отдал, чтобы стать «как все».
Кадр из фильма «Мальчик и робот» Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Еще более остро хрупкость одиночки ощущается в постапокалиптической антивоенной притче Екатерины Задориной «Мальчик и робот». Здесь мы оказываемся в альтернативном будущем, в котором человеческая цивилизация разрушена какой-то безымянной войной. Главным героем становится ребенок: вместе со своим любимым роботом он плутает по бездорожью, пытаясь найти отца. Правда, в данном случае инаковость помогает герою выживать.
На перекрестке артхауса и мейнстрима
Как бы то ни было, сегодня самая ощутимая тенденция российского авторского кино — это поиск точек соприкосновения со зрительским форматом. При этом экспериментальные фильмы и «жесткий, беспощадный артхаус» продолжают существовать. Так, в программу «Кинорынок» вошел очередной проект Валерия Переверзева «Дом мод», где режиссер снова собирается пугать достопочтимую публику своей визуальной мозаикой без оглядки на сюжет и зрительское внимание.
Кадр из фильма "Свобода" Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Или «Свобода» Евгения Лаврентьева, задуманная как памфлет на современные нравы. Проект презентуется как пощечина современному кинематографу: вместо натурных съемок — белая стена павильона (даже если герои «едут» по городу на мотоцикле), вместо психологической разработки персонажей — подчеркнуто театральные и фальшивые интонации актеров. Сюжетный посыл невнятен: на экране какие-то странные женщины, пытающиеся заполучить мужчин в свои сети. В итоге претензия на новую форму выходит автору боком: вместо комедии абсурда получилась абсолютно невразумительная поделка, в которой псевдоэкспериментальный визуал (по факту совершенно банальный и вторичный) просто маскирует внутреннюю пустоту.
При этом фильмы, сделанные на стыке арта и мейнстрима, оказались гораздо более убедительными. Один из них — «Жемчуг», показанный во внеконкурсной программе, куда вошли фильмы-лауреаты дружественных фестивалей. Режиссер Тина Баркалая сняла историю детдомовской девочки из Ханты-Мансийска, мечтающей попасть в Индию. Однако вместо Дели она оказывается в Москве: ее удочеряет семья преуспевающих топ-менеджеров. Такой поворот событий счастья не приносит никому: девочка быстро понимает, что ее взяли только ради того, чтобы сохранить разваливающийся брак, а приемные родители не могут понять, что́ им делать с этим строптивым «подарком судьбы». И вот на этом-то материале, которой вполне мог стать основой для тягучей социально-психологической драмы, Тина создает отличное зрительское (!) кино, запоминающееся и легкое, в котором в то же время ясно слышен ее сильный авторский голос.
Другой пример соединения артхауса и мейнстрима — сиквел «Красного призрака», заявленный в программе «Кинорынок» — «Красный призрак 1812» (режиссер Андрей Богатырев). Здесь мы имеем дело с таинственным Призраком, который стал кошмаром для французских завоевателей: это странное существо, партизан-одиночка, всегда берется защищать мирных жителей, при этом убить его абсолютно невозможно.
Или «Пастбище богов» Анара Аббасова (победитель в специальной номинации «Зимний ВКонтакте»). Фильм начинается как этническая драма: мальчик Санджар чуть было не теряет на охоте своего отца, но приобретает настоящего друга — осиротевшего горного козленка. Затем проект круто меняет жанр: мы оказываемся в центре триллера, героями которого становятся «понаехавшие» москвичи. Группа туристов-охотников, подкупив Санджара, выросшего и ставшего опытным проводником, отправляется в горы, где устраивает настоящую бойню. Духам гор такое бессмысленное кровопролитие не нравится, и персонажи оказываются в каменной ловушке, выбраться из которой практически невозможно. Правда, нужно признать, что проекту явно не хватает цельности. Авторы явно переборщили с сюжетными поворотами, многие из которых смотрятся довольно нелепо, и не смогли «подружиться» с логикой: когда по лежащим навзничь героям проносится стадо огромных яков, а те отделываются единичными переломами (сломана рука или нога), хочется встать и заорать во весь голос: «Не верю!»
«Северная станция» Сергея Овечко (секция «Выбор программного директора») на этом фоне выглядит гораздо более серьезной и цельной работой. Это внимательная к деталям психологическая драма, рассказанная легким и увлекательным языком, способная вызвать эмоциональный отклик у вдумчивого зрителя. В центре сюжета — девушка-одиночка по имени Света, старательно избегающая серьезных отношений. Причина — несчастная студенческая любовь к профессору-абьюзеру, которого Света до сих пор не может забыть. Чтобы избавиться этой нездоровой эмоциональной привязанности, девушке придется сделать тщательную ревизию своего прошлого и повнимательнее посмотреть на мерзавца, ради которого она губит свою жизнь.
И, наконец, «Холодное сердце» Владимира Котта, названное так, кстати, без привязки к известной анимационной франшизе. Здесь мы имеем дело с осовремененной версией «Снегурочки» — поэмы-сказки Александра Островского. Переработка оригинала заключается в том, что автор отказался от стихотворного текста и от волшебных героев (в кадре нет ни Весны, ни леших), а также от поэтического флера и недосказанности. Бобыль (Юрий Кузнецов) и Бобылиха (Татьяна Захарова) превратились в станционных смотрителей, которые нисколько не удивились, когда вместе с дровами дед привез из леса странную девушку, ходящую по снегу исключительно босиком. Что делала она в чащобе и почему никогда не мерзла, никто не спрашивал: ни старики, не местные жители. Зато в эту девушку-льдинку мгновенно влюбился заезжий диджей из райцентра (Лель — Слава Копейкин) и местный воротила-бизнесмен (Мизгирь — Никита Кологривый).
Такая интерпретация оказалась не без подвоха: авторы не сумели нащупать верный баланс между волшебством и реальностью. Сказочность они постарались свести к минимуму, но какого-либо другого объяснения странностям героини так и не предложили. В итоге мы получаем условных персонажей, живущих условной жизнью в условной деревне. Тем не менее поиск собственного голоса в проекте очень силен, и это не может не вызывать уважения. Не случайно «Холодное сердце» стало одним и самых обсуждаемых проектов фестиваля, а Снегурочка (Маша Кошина) получила приз «За лучшую женскую роль».
Автор: Вера Аленушкина