Искусство
19 марта 2025
4 минуты
Поделиться

«Буквальные связи»: искусство между словами и образами

«Буквальные связи»: искусство между словами и образами

Фото предоставлено Пресс-службой Центра современного искусства AZ/ART:

В Центре современного искусства AZ/ART открылась выставка Анатолия Белкина «Буквальные связи». Это событие стало настоящим подарком для ценителей андеграундного искусства и тех, кто интересуется творчеством легендарного художника. Обозреватель Всероссийской платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ, созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, погрузился в творчество петербургского автора, для того чтобы в «буквальном» смысле окунуться в «связи» между текстом и изображением.

Анатолий Белкин — фигура, без преувеличения, культовая для современного арта. Его творчество — это уникальный синтез текста и визуального искусства, где каждый сантиметр полотна наполнен глубоким смыслом. Художник, который когда-то стоял у истоков таких знаковых журналов, как «Собака.ру» и «Вещь.doc», сегодня продолжает удивлять и вдохновлять. На выставке представлено более 70 работ из собраний Музея AZ и частных коллекций, что позволяет зрителям погрузиться в многогранный мир художника. 

«Мне Анатолий Белкин представляется связующим звеном между ленинградским нонконформизмом и художниками Новой Академии. Будучи ещё совсем молодым, он участвовал в “газаневщине”, то есть в выставках неофициального искусства в ДК “Невский” и ДК “Газа” в 1975 и 1976 годах. Из последнего — выставка одной картины в Эрмитаже в 2023 году под названием “Высокая вода”. Одной картины! В Эрмитаже! Я не могла даже представить, как это можно сделать, но пришла, увидела — и была потрясена. Мне бы очень хотелось, чтобы Анатолия Белкина оценили и полюбили в Москве так же, как его любят в Петербурге. Для этого — наша выставка “Буквальные связи” в музейном пространстве AZ/ART на Маросейке», — отметила Наталия Опалёва, генеральный директор Музея AZ и Центра современного искусства AZ/ART.

Логика выставки выстроена таким образом, что каждый посетитель может самостоятельно выбирать маршрут своего путешествия по экспозиции. Выставка разбита на четыре тематических раздела: «Письменность», «Архитектура», «Вещи и персонажи», «Альбом».

Начать с письменности

Куратор Александр Дашевский советует начать просмотр с «Письменности». Зал открывают 33 буквы алфавита. Каждая уникальна, в «А» собираются “а”ссоциации, «Н» — “н”езаметные чужому глазу записки на полях… Смотришь на буквы — и волной настигает ощущение какого-то стыда, будто заглянул к соседу по парте, а он там не просто каракули на полях рисует… но на алфавите, конечно, ничего не закончилось

Анатолия Белкина интересует и возникновение письменности, путь археолога, который обнаружил древние средства общения. Они отлично просматриваются в картине «Следы археолога».

Фото предоставлено Пресс-службой Всероссийской платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ

Далее можно пройти в раздел «Архитектура». Анатолий Белкин поистине влюблённый в Санкт-Петербург человек. Не зря именно этому городу посвящена значительная часть выставки. В каждой картине угадывается город на Неве.

«Анатолий Павлович часто использует образы Санкт-Петербурга, которые витают в голове у каждого горожанина. Если звучит слово “Венеция”, это всегда про Петербург, если звучит слово “Пальмира”, “музей под открытым небом”… Это всегда про Петербург. И ещё постоянно сохраняется тенденция, что Петербургу что-то угрожает, будто город — супер уязвимая сокровищница культуры. Потому её так сложно портретировать», — отметил Александр Дашевский.

В этом блоке представлены не только изображения зданий и руин, но и чертежи — ценная документация, которая сохраняет идею архитектора.

«Вещи и персонажи»

Прямо напротив находится раздел «Вещи и персонажи». То, что остаётся нами в обычной жизни не замеченным: чеки и списки покупок на дне корзины в супермаркете, мусор из сумки, которую достали с наступлением весны, — всё это можно увидеть на картинах.

Фото предоставлено Пресс-службой Центра современного искусства AZ/AR

Последний раздел —  «Альбом» предлагает взглянуть на привычные предметы повседневности под новым углом. Записки, обрывки бумаги, куски картона — всё это становится частью художественного высказывания. Здесь зритель сталкивается с коллажами из старых фотографий. В них сохранилась связь с прошлым, даже если их герои уже забыты.

Отдельная интерактивная часть экспозиции — журналы ярких нулевых . Их можно взять, почитать и отметить для себя огромную разницу между глянцем того и нашего времени.

Фото предоставлено Пресс-службой Всероссийской платформы ARTISTS/ХУДОЖНИКИ

«Буквальные связи» — это не просто ретроспектива творчества Анатолия Белкина, но и возможность увидеть, как искусство может быть мостом между прошлым и настоящим, текстом и изображением, личным и общественным. Экспозиция приглашает зрителей не только созерцать, но и взаимодействовать с работами, строя собственный маршрут и открывая для себя новые смыслы. 

Выставка продлится до 11 мая.

 

Автор: Арина Перевезенцева, автор телеграм-канала «Ariadna»

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
25 марта 2025

Корнелия Манго: «Точно знаю, что у меня еще очень многое впереди»

Искусство
17 марта 2025

Корнелия Манго и ее Art Fusion

Искусство
13 марта 2025

Ирина Петровская: «Акварель не даёт права на ошибку»

Искусство
10 марта 2025

Творцы волшебства: в арт-пространстве Luminar проходит выставка Making Magic

Искусство
10 марта 2025

Амазонки русского искусства

Искусство
06 марта 2025

Художники России, объединяйтесь: в России появилась первая цифровая платформа для сферы изобразительного искусства

Искусство
02 марта 2025

Ярмарка жизни: как живописцы передавали дух Масленицы

Искусство
25 февраля 2025

В России появится первая цифровая инфраструктура для сферы изобразительного искусства

Искусство
21 февраля 2025

От Георгия Победоносца до наших дней: как художники видели защитников Отечества

Искусство
14 февраля 2025

Семён Кожин: «Искусство невозможно оградить и рассадить по национальным “вольерам”».

Искусство
13 февраля 2025

Портал в цифровое измерение

Искусство
10 февраля 2025

Константин Худяков: «Как что-то может не считаться искусством, если это продали на Сотбис за несколько миллионов»

Искусство
04 февраля 2025

Дарья Котлярова: «Настоящий художник должен доверять самому себе»

Искусство
29 января 2025

Новые возможности для молодого искусства

Искусство
21 января 2025

Владимир Иванов: «Скульптор работает для Создателя»

Искусство
28 декабря 2024

От отца к сыну: история художественной династии Мануиловых

Искусство
27 декабря 2024

Креативные индустрии: «бежать наперерез»

Искусство
24 декабря 2024

Полина Аскери: «Очень часто художникам не хватает взгляда со стороны»

Искусство
17 декабря 2024

Канцелярская кнопка глазами Дали и искусство документальности: возможности современной фотографии

Искусство
12 декабря 2024

К светлым помыслам по цветному лучу