Искусство
01 October 2025
6 минут
Поделиться

«Художники» присоединились к «Креативной экономике»

«Художники» присоединились к «Креативной экономике»

Фото предоставлено пресс-службой Artists

25–27 сентября в национальном центре «Россия» состоялось одно из ключевых мероприятий в сфере креативной экономики страны — Российская креативная неделя. Платформа «ХУДОЖНИКИ/ARTISTS» приняла активное участие в работе форума. Её представители заключили важное соглашение о партнерстве с АНО «Креативная экономика» и выступили на экспертной дискуссии «Точка невозврата: что нужно российскому арт-рынку для прорыва?».

Российская креативная неделя уже несколько лет не только формирует повестку и новые тренды в сфере творческих индустрий, но и предлагает практические бизнес-решения для развития будущего страны и роста креативного сектора экономики. Здесь обсуждаются важные законотворческие инициативы и заключаются перспективные договоры о партнёрстве. Так, 26 сентября на площадке форума было подписано соглашение о сотрудничестве между ХУДОЖНИКИ/ARTISTS и АНО «Креативная экономика». На церемонии присутствовали сооснователь платформы ХУДОЖНИКИ/ARTISTS Валерия Брусникина и президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш.

Фото предоставлено пресс-службой Artists

— Творческие люди — основа креативной экономики, — убеждена Валерия Брусникина. — А значит, роль художников, скульпторов, дизайнеров, графических дизайнеров, иллюстраторов в ближайшее время будет только расти, как и их вклад в развитие креативных индустрий. Именно поэтому мы считаем столь важным и своевременным подписание соглашения между ХУДОЖНИКИ/ARTISTS и АНО «Креативная экономика». Уверена, наше сотрудничество будет плодотворным, а главное, пойдёт на пользу развитию арт-индустрии и всей креативной экономике в целом.

По её мнению, у АНО «Креативная экономика» и ХУДОЖНИКИ/ARTISTS одна цель — работать на благо творческих индустрий, помочь дальнейшему развитию арт-рынка в России.

Не удивительно, что уже на следующий день после подписания документа платформа продолжила активное участие в форуме. Сооснователь платформы Вероника Коржевская выступила в качестве эксперта на сессии «Точка невозврата: что нужно российскому арт-рынку для прорыва?». Так как индустрия по-прежнему находится в процессе становления, ключевыми вопросами дискуссии стали как необходимые законодательные изменения, так и роль, которую сегодня играют сами художники, коллекционеры, инвесторы и меценаты. В разговоре приняли участие:
 

  • Денис Кравченко, депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике;

  • Софья Троценко, основатель Центра современного искусства «Винзавод»;

  • Полина Аскери, галерист, основательница ASKERI GALLERY;

  • Наталья Коренченко, коллекционер, меценат, директор по развитию студии «Тихая»;

  • Пьер-Кристиан Броше, французский коллекционер и организатор выставок современного искусства;

  • Никита Макаров, художник, керамист, член-корреспондент РАХ, основатель Makarov Ceramics; Antonio Lebedef, художник.

 

Вероника Коржевская напомнила, что, несмотря на то что всё вокруг нас — здания, интерьер, одежда, дизайн — создано художниками, их труд по-прежнем недооценен. Она отметила, что художник сегодня существует в диктатуре рынка и порой оказывается даже в более тяжёлой ситуации, чем при цензурных ограничениях, которые существовали в СССР.

 

— Создавая нашу платформу, мы исходили из тех болей, которые есть у дизайнеров, художников, архитекторов, иллюстраторов и так далее. Я сама художник и потому очень хорошо понимаю, с каким трудностями сталкиваются представители индустрии: это и нехватка государственной поддержки, и отсутствие мастерских, и недостаточная заинтересованность бизнеса, и вопросы позиционирования, и отсутствие образования в области интеллектуальной собственности, и многое другое. Чтобы дать нашим художникам возможность быть увиденными и услышанными, мы и создали наш каталог, — сказала представитель платформы ХУДОЖНИКИ/ARTISTS.

 

В качестве аналогии она привела крупную медиаплатформу о кино, которая включает в себя как энциклопедию о кино, так медиаразделы с новостями, статьями и подкастами о кинематографе.

 

— Если ты хоть раз имел отношение к кино, твой профайл есть на этой платформе. Если информации о тебе там нет — значит, для индустрии кино ты в принципе не существуешь. Мы претендуем на такой же статус в арт-индустрии. И если когда мы начинали в прошлом году у нас было зарегистрировано всего 200 художников, то сегодня у нас уже более 60 000 из 1000 населенных пунктов, — отметила Вероника Коржевская.

 

Галерист Полина Аскери также подняла тему поддержки искусства бизнесом и государством:

 

— Очень надеюсь, что со временем мы переймём опыт наших китайских коллег, которые 20 лет назад приняли решение на самом высоком уровне поддерживать своих художников и мощно вписать свой культурный код в мировой контекст. И результат налицо: те художники, которые 20 лет назад стоили по паре тысяч долларов, сейчас стоят миллионы и продаются по всему миру. И если сначала им помогало только правительство, то со временем подключился и крупный бизнес. Мне кажется, было бы очень здорово, если бы у нас на всех уровнях понимали, что поддержка арт-бизнес — это важная и неотъемлемая часть жизни социума. Потому что, когда мы впускаем искусство в нашу жизнь, мы развиваемся, качественно меняем нашу жизнь.

 

Кроме того, она призвала обязать бизнес поддерживать мир искусства. По её словам, если у арт-сообщества будет поддержка государства, если мы сможем объединить бизнес и культуру, то получим сильное преимущество на мировой арене.

 

Президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш обратила внимание на необходимость законодательной поддержки меценатства: сегодня вся надежда арт-рынка — на частный бизнес и меценатов, но при текущем законодательстве это рискованный шаг. С этим запросом она обратилась к Денису Кравченко. Он пообещал проработать данный вопрос и рассмотреть примеры зарубежных коллег.

 

Многие известные русские меценаты были ещё и крупными коллекционерами, а потому неудивительно, что им было уделено пристальное внимание.

 

Так, Софья Троценко подчеркнула, что, несмотря на появление огромного количества институций, фондов, площадок, галерей по всей стране, очень важную роль в индустрии играют именно коллекционеры.

 

— Если не будет коллекционеров, которые приходят и покупают работы, то арт-рынка не будет в принципе, — отметила эксперт.

 

С ней согласилась и Вероника Коржевская. Она напомнила, что без Морозова, Мамонтова, Третьякова у нас бы сегодня не было тех блестящих музейных собраний, которые мы имеем.

 

Её поддержал Пьер Броше, который подчеркнул, что 95% работ, которые мы сейчас видим в музеях, — это то, что когда-то было куплено коллекционерами.

 

— Получается, что роль коллекционера очень важна. Он не только инвестирует в искусство, но выступает в качестве отборщика. Вопрос только в том, понимает ли коллекционер, что участвует в развитии культуры сегодняшнего дня или просто покупает предмет искусства как некую роскошь, как, например, «Бентли» или какое-то украшение, — заметил Пьер Броше.

 

На вопрос о том, что останется в «вечности», художник Никита Макаров ответил словами Ирины Антоновой, легендарного директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Он напомнил, что, когда в свое время её спросили, как она относится к современному искусству, Ирина Александровна сказала: главное, чтобы оно не было одноразовым.

 

Сессия показала, что для дальнейшего развития индустрии и расширения арт-рынка нужны как поддержка государства и бизнеса, так и укрепление связей внутри галерейного сообщества, признание ценности работы художника и усиление роли меценатов и коллекционеров.

 

Автор: Ксения Позднякова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
24 September 2025

В Зарайске стартует первая арт-резиденция для художников

Искусство
15 September 2025

«Цифра»: мост от традиций к инновациям и от центра к регионам

Искусство
10 September 2025

Сыграй это красиво: связь видеоигр и изобразительного искусства

Искусство
29 August 2025

Космический «Переход»: Калуга продолжает арт преображение

Искусство
26 August 2025

От интереса к системным изменениям: исследование арт-среды

Искусство
14 August 2025

Музеи зря забирают у авторов исключительные права

Искусство
24 July 2025

Странствующие фрески Андрея Мадекина

Искусство
01 July 2025

Ксения Артемьева: «Мы чётко формулируем, что “Таврида” существует ради искусства и ради страны»

Искусство
27 June 2025

ХУДОЖНИКИ/ARTISTS на Летней школе «Тавриды»: Вдохновляясь Айвазовским

Искусство
27 June 2025

Большой текСтиль

Искусство
24 June 2025

Дмитрий Аске: «Увлечение подростков граффити похоже на обряды инициации из древнего прошлого»

Искусство
23 June 2025

Грант мерси: на ПМЭФ обсудили проекты, поддерживающие традиционные ценности в культуре

Искусство
20 June 2025

Вдруг из полной темноты в небе вспыхнули цветы: в городах России открылась масштабная художественная галерея под открытым небом

Искусство
20 June 2025

Несокрушимая сила искусства. Живопись военных лет и её вечное эхо

Искусство
16 June 2025

Тихая моя родина

Искусство
16 June 2025

Истра жизни: в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Свет между мирами»

Искусство
10 June 2025

Пётр Фролов. БезБашенный художник

Искусство
20 May 2025

Ольга Ионайтис: «От того, какие картинки ребёнок увидит в первые годы жизни, в дальнейшем зависит его способность воспринимать прекрасное»

Искусство
06 May 2025

Россия не может без Победы

Искусство
01 May 2025

Краски Первомая: как советские плакаты отражают дух праздника