Национальная платформа ARTISTS/ХУДОЖНИКИ, созданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, объединяет художников разных направлений, арт-институции, коллекционеров, педагогов и ценителей искусства. Одна из задач проекта — знакомить с ведущими игроками в мире современного искусства. Мы пообщались с галеристом, основательницей ASKERI GALLERY и онлайн-площадки ARTONLINE24.RU Полиной Аскери.
— Как формируется политика галереи? Что нужно сделать художнику, чтобы попасть в зону вашего внимания?
— Я люблю позитивное искусство, которое говорит со зрителем о чем-то важном. Поэтому в первую очередь обращаю внимание на художников, поднимающих в своем творчестве такие вопросы, как поиск собственного «я», взаимодействие с обществом и окружающей природой, обретение нового видения телесности, формирование глубокой жизненной философии в эпоху глобализма. Мне важно, чтобы произведение искусства было гармоничным: это значит, что я ищу в нем не только глубокие идеи, но и особую эстетику. Моя главная политика — и одновременно политика галереи — заключается в том, что искусство наполняет, вдохновляет, дарит нам новое видение самих себя и трансформирует все, до чего дотрагивается. Поэтому мне так важна эта гармония. Каждого художника для ASKERI GALLERY и ARTONLINE24.RU я отбираю лично. Сначала наши кураторы рассматривают заявки от авторов, а затем делают выборку портфолио, которые попадают уже ко мне в руки.
С каждым автором нашего офлайн-пространства я лично провожу собеседование, на котором уточняю все детали и внимательно слушаю собеседника. Мне важно, чтобы мы с художниками понимали друг друга, чтобы наше видение базировалось на какой-то общей идеологии, видении мира. В таком случае сотрудничество получается максимально гармоничным и продолжительным.
— Что важно для успешного существования галереи?
— Самое важное — это четкий вектор развития, понимание, зачем нужно то, что вы делаете. И, конечно, галерея должна отличаться от своих коллег на арт-рынке — здесь я на 100% уверена, что любой наш частый гость или постоянный клиент без проблем назовет отличительные черты ASKERI GALLERY и с легкостью узнает наш стенд на арт-ярмарке без подсказки.
— Вы работаете с Юрием Леонидовичем Купером. Как началось ваше сотрудничество?
— Мы познакомились с Юрием Леонидовичем пару лет назад, незадолго до открытия ASKERI CLUB. Я много лет любовалась его работами, следила за его масштабными театральными и архитектурными проектами и, конечно, периодически мечтала о том, чтобы эти потрясающе картины висели в стенах моей галереи. Когда Юрий Леонидович пригласил меня в свою студию и мы познакомились вживую, я “влюбилась” окончательно, и мы договорились о сотрудничестве. Теперь Купер эксклюзивно представлен в ASKERI GALLERY, и для меня это большой повод для радости и гордости.
Фото IPQuorum
— Насколько часто обновляется экспозиция в галерее?
— Мы организуем новые выставочные проекты примерно раз в полтора месяца. Каждая выставка, как правило, посвящена творчеству двух-трех художников, чьи работы занимают главные залы ASKERI GALLERY.
— Если говорить о монетизации творчества, то что в первую очередь на нее влияет? Как определяется цена на то или иное произведение искусства?
— Вообще цена на произведение искусства — очень сложная тема, которой посвящено огромное количество исследований. Особенно когда идет речь о современном искусстве. С классикой все более-менее понятно: она имеет историческую ценность, ее создатель имеет мировую славу и вписан во все учебники истории искусства, какое-то время она могла «жить» в домах элиты своего времени или даже королевской семьи. Никого уже не удивляют огромные ценники на античное искусство, Ренессанс или импрессионизм. А что насчет современного? У него еще нет богатого провенанса и какой-то большой истории, автор далеко не всегда является всемирно известным художником. Так почему же такая работа должна стоить, например, 20 000 рублей, а другая — того же размера и техники — 500 000 ? От чего же это зависит? На стоимость работ влияет сразу несколько факторов. Во-первых, это, конечно, личность художника: иногда она даже играет первостепенную роль, как, например, в случае с Бэнкси. Его загадочность, статус инкогнито и способ создания произведений интригуют и захватывают. Во-вторых, стилистика работы. В-третьих, тематика: сейчас в тренде то, что волнует все общество: вопросы самоидентификации, остросоциальные темы, экология. Четвертый фактор — это медийность: если о художнике и его работах говорят, то стоимость арт-объектов будет расти по мере роста популярности создателя.
— Можно ли просчитать успех художника? От чего он зависит?
— Успех художника никогда невозможно просчитать на 100%. Ведь есть тот самый человеческий фактор, который мы не можем предугадать. Но одно могу сказать наверняка: успешность художника зависит от успешности его диалога со зрителем. Если удается донести свои идеи до окружающих, зацепить своей историей или историей своей работы — вы можете рассчитывать на успех при соблюдении прочих условий.
— Учитывая напряженную международную ситуацию, как художнику выйти на мировую арену? Насколько это важно для карьеры?
— На данный момент выход российских художников за рубеж практически невозможен. Сейчас интерес западного рынка сосредоточен на Европе и Азии, в то время как внутри России формируется собственный прочный арт-рынок, сфокусированный на отечественных авторах. Конечно, выход на мировую арену — это хорошее репутационное, имиджевое подспорье для художника, да и в целом я всегда была за качественный культурный обмен. Создавая ASKERI GALLERY, я планировала именно такой вектор развития. Но в текущих условиях раскрутки внутренних проектов и популяризации отечественных имен карьеру можно построить и без выхода за рубеж.
— Кто вам кажется наиболее перспективным из современных художников?
— Сейчас очень много перспективных “новичков” арт-рынка, которые вошли в него сравнительно недавно и уже активно заявляют о себе. Недавняя арт-ярмарка |Catalog| была нацелена в том числе на эти новые имена и очень наглядно показала, как динамично сейчас развивается сфера молодого искусства. В ASKERI GALLERY сейчас три перспективных автора, которые участвуют в арт-ярмарках и фестивалях искусства. Например, все они представлены на фестивале “Перезагрузка 2.0” в Зарайске: это Даниил Соболев, Анна Сладкова и Ксения Сандеско. Анна Сладкова исследует красоту и хрупкость природы, очерчивая границу между реальностью и сновидением. Ксения Сандеско визуализирует связь духовного и телесного с помощью чувственных женских образов. Яркий, хаотичный примитивизм Дани Соболева обращается к связи гуманистического и натурального, формулируя истинный душевный порыв как явление нашей бесконтрольной архаичной природной части.
Фото IPQuorum
— Нужен ли художнику продюсер?
— Художнику нужен хороший галерист, который стратегически и глобально мыслит, видит арт-рынок целиком и может грамотно расставить акценты, сформулировать новый творческий вектор, помочь развить потенциал, раскрыться. Продюсер в первую очередь занимается медийной составляющей. А если говорить о развитии автора именно как художника, а не продукта медиасреды — здесь требуется помощь и поддержка компетентного и понимающего арт-рынок специалиста. Таких сейчас, кстати, не так уж и много. В ASKERI GALLERY мы занимаемся в том числе продвижением и популяризацией наших художников: устраиваем регулярные выставки с их участием, организуем хорошую посещаемость, публикации. Я лично могу что-то посоветовать художнику, спланировать вместе с ним дальнейшую серию работ или обсудить какие-то нюансы. Очень часто художникам не хватает взгляда со стороны. Так что помочь тут может только профессионал.
— Кто сегодня покупает современное искусство, как вы опишете коллекционера?
— Я часто начинаю разговор об искусстве с фразы о том, что искусство — это не вещь первой необходимости, в пирамиде Маслоу оно где-то на верхушке в эстетических потребностях. Да и реализация этих потребностей интересует людей в основном тогда, когда закрыты базовые. Поэтому сейчас мне особенно радостно наблюдать тягу общества к искусству, новым знаниям, стремление окружать себя прекрасным и эстетичным. Сейчас в геометрической прогрессии растет интерес к интерьерному искусству — я это очень хорошо наблюдаю на примере ARTONLINE24.RU и общения с клиентами нашего онлайн-маркетплейса искусства. Картины и скульптуры перестали “жить” исключительно в музеях и элитных домах, искусство выходит за пределы этого узкого круга и становится частью повседневности. Сейчас есть молодое искусство, тиражное искусство, бюджетное искусство — рынок довольно широк, и на нем есть выбор в том числе с позиции бюджета. Поэтому я бы определила коллекционера как в первую очередь развитого, образованного человека старше 30 лет, который широко мыслит, интересуется искусством и активно развивает насмотренность и чувство стиля. В целом сейчас на арт-рынке появляется все больше молодых и неопытных коллекционеров. Эмоциональная составляющая действительно одна из важнейших. Опытные игроки действуют менее импульсивно, чем начинающие, но в любом случае спрос рождается в том числе из личной симпатии. Это может быть как симпатия к конкретному художнику, так и к его отдельному произведению. Приведу пример из ASKERI GALLERY: у нас есть клиенты, которые годами внимательно следят за творчеством конкретных художников, берут все актуальные каталоги с их работами и покупают исключительно их произведения. Есть покупатели, которые интересуются, как растет стоимость произведений художника в течение определенного времени, и берут скульптуру или живопись исходя из этой динамики. А есть и абсолютно эмоциональные истории, когда человека цепляет милая скульптура или яркое полотно… иногда все дело в важном воспоминании из детства или приятной ассоциации, а иногда посетитель смотрит на картину и говорит: «Это абсолютно про меня». В таком случае ни стоимость, ни динамика, ни перспективы не играют ключевой роли.
— Как вы сами пришли к современному искусству, что конкретно вас привлекло?
— Меня цепляет то, насколько громко, ярко и разнообразно современные художники говорят с обществом об окружающем мире, это мало кого может оставить равнодушным. Реакция есть всегда: порой позитивная, а порой и негативная — и это тоже абсолютно нормально. Я восхищаюсь тем, как глубоко способны проникать художественные идеи и замыслы в наше сознание и насколько тонкие струны души они способны затронуть. Современный художественный язык кажется мне удивительно точным, а современное искусство в целом напоминает большое зеркало, в которое каждый может с разных сторон взглянуть на себя и свое окружение.
— Собираете ли вы сами живопись? Какие произведения вы выбираете для собственного дома?
— Я стала коллекционером задолго до того, как открыла свою галерею. Первое произведение искусства было куплено еще на антикварном рынке в Париже лет двадцать назад. Сейчас же в моей коллекции десятки произведений искусства от античной скульптуры до современного российского и зарубежного искусства. Мой дом — идеальное отражение меня и моих интересов. Поэтому здесь позитивное искусство, которое наполняет меня светом и теплом, погружает в какие-то размышления, дарит расслабление и комфорт. В моем доме очень много произведений художников ASKERI GALLERY: Питер Опхайм, Джей Йонг Ким, Кван Йонг Чан, Дарья Котлярова. У меня дома не только живопись и скульптура, но и очень классные лимитированные предметы мебели, например дутые стульчики от корейского дизайнера Сун Джин Янга.
— На ваш взгляд, выгодно ли сегодня инвестировать в искусство?
— Я считаю, что инвестиция в искусство — это в первую очередь вложение в собственное культурное развитие и семейное культурное наследие. Вообще частная коллекция искусства может многое сказать о человеке, который ее сформировал. Предметы собираются из личного интереса, культурного и образовательного бэкграунда, какой-то персональной истории. И даже в самые нестабильные времена люди тянутся к самопознанию. И особенно в нестабильные времена стремятся окружить себя красотой. Именно поэтому искусство всегда будет пользоваться спросом. Что касается надежности инвестиции как финансового инструмента: если мы говорим о классике, то однозначно это стабильная и прогнозируемая инвестиция. А вот о современном искусстве сказать такого нельзя. Здесь очень многое определяется информационным полем вокруг художника, пиар-кампаниями и месседжем, который он несет в мир. Никто не может однозначно заявить, что все активно продаваемые сейчас авторы останутся популярными и узнаваемыми несколько лет спустя. Важно понимать, насколько лабильно современное общество и насколько сменяемы идеалы, в нем существующие. Именно поэтому опытные коллекционеры, прибегая к формированию собрания современного искусства, все чаще прибегают к помощи консультантов, которые подскажут, какие работы будут пользоваться интересом и годы спустя, а какие скорее всего утратят общественный интерес. В ASKERI GALLERY и ARTONLINE24.RU работают профессиональные искусствоведы, которые внимательно следят за ситуацией на рынке и оказывают такие консультации, основываясь на богатом опыте и четких знаниях в этой сфере.
— Вы сказали, что покупка искусства — это не всегда дорого.
— Сейчас очень много искусства на любой вкус и бюджет. Например, на маркетплейсе искусства ARTONLONE24.RU стоимость произведений начинается примерно от 5000 рублей. Что можно купить, закладывая скромный бюджет на покупку искусства? Тиражное искусство (офорт, линогравюра, печать), акварель, гипсовую скульптуру, молодое искусство (многие художники в начале своего пути не ставят высокие ценники). У начинающего коллекционера очень много опций и довольно широкий выбор.
— Какими успехами галереи особо гордитесь?
— Безмерно горжусь музейными проектами ASKERI GALLERY: например, из последних — выставки Павла Полянского (2023) и Кван Йонг Чана (2022) совместно с ММОМА. Отдельный повод для гордости — масштабные фестивали искусства, которые мы организуем в Зарайске. Мне безумно приятно, что именно мне доверили такой крупный проект, это значит, что ASKERI GALLERY вышла на определенный уровень уважения и признания, причем не только в арт-среде, но и далеко за ее пределами.
— Вы курируете выставочную программу фестиваля современного искусства в Зарайске. Чем вас привлек этот проект?
— Фестиваль современного искусства проходит в Зарайске второй год подряд. «Между прошлым и будущим» 2023 года задал лейтмотив, который красной нитью прошивает всю экспозицию и события этого масштабного мероприятия: мы не просто показываем современное искусство в Зарайске, но вписываем его в контексты этого прекрасного старинного города. Существуя в прямом смысле между прошлым и будущем, здесь и сейчас, мы в буквальном смысле перезагружаем город, актуализируем его образ, формируем новое представление о важности исторических и культурных контекстов. Фестиваль «Перезагрузка 2.0» не только знакомит жителей Зарайска с современным искусством, но и всю Россию — с Зарайском: новым Зарайском, в котором так гармонично сочетаются старинная архитектура и современное искусство, усадебный быт эпохи классицизма и концептуальные арт-пространства. В фестивале принимает участие более 50 художников ASKERI GALLERY и ARTONLINE24.RU, которые привезли в Зарайск несколько сотен своих работ. Только за пару недель работы «Перазагрузки 2.0» фестиваль посетили более 7000 человек — для Зарайска это удивительное число: треть всего населения города! Я считаю такую перезагрузку одной из важнейших задач нашего времени. Этот подход дает нам нечто гораздо большее и ценное, чем историческая память: он дарит нам истинную любовь к богатейшему культурному наследию России и глубокое понимание культуры и философии, а значит — новое восприятие своего собственного «я», которое безраздельно существует в этом многообразии смыслов.
— Как вы относитесь к развитию искусственного интеллекта, который сегодня способен скопировать стиль практически любого художника?
— Искусственный интеллект сейчас действительно на многое способен. Но есть кое-что, чего он не сможет никогда: вложить в свои работы душу, настоящие человеческие переживания. Даже если машина в итоге пройдет тест Тьюринга… Я очень сомневаюсь в том, что даже очень совершенный искусственный разум будет способен на глубокие переживания и их творческую рефлексию. Да, с помощью ИИ можно нарисовать что угодно. Но если вы на миг предстанете в музее перед оригиналами Ротко, Мондриана, огромными полотнами Тициана или других мастеров, то почувствуете незримую силу, которой лишены безжизненные картинки, сгенерированные нейросетью.
— Что человек может противопоставить ИИ? Кто мы друг другу: союзники или соперники?
— Не думаю, что нас можно назвать соперниками. Ведь и то, что мы создаем вручную, и то, что создает для нас ИИ, в конечном счете дело человеческих рук и кропотливой работы человеческого разума. Так что я отношусь к ИИ скорее как к дополнительному инструменту, который при грамотном использовании может помочь художнику — например, сформулировать творческую идею.
— В завершении можете порекомендовать несколько книг или фильмов, которые позволят погрузиться в мир современного искусства?
— У меня очень большая библиотека, и там регулярно происходит пополнение, но некоторые книги я перечитываю много раз находя что-то новое:
1. Себастьян Сми. «Искусство соперничества: четыре истории о дружбе, предательстве и революционных свершениях в искусстве»
Книга о взаимоотношениях известнейших мастеров мира представляет для меня большой интерес. Как работали, дружили и соперничали Мане и Дега, Пикассо и Матисс, Фрейд и Бэкон, Поллок и Де Кунинг? Чему учились друг у друга, о чем спорили? «Искусство соперничества» раскрывает личность художника с новой стороны и может многому научить наших современников — как авторов, так и галеристов.
2. Пегги Гуггенхайм. «На пике века. Исповедь одержимой искусством»
История одной из самых влиятельных галеристок мира — моя настольная книга. Я открываю ее после очередных успехов и после самых тяжелых и изнуряющих рабочих будней. Читать с любой страницы. Восхищаться — с первой по последнюю.
3. Сара Торнтон. «Семь дней в искусстве». Сара Торнтон — известная британская журналистка и социолог, и к миру искусства она подходит со всем присущим журналистике инструментарием: глубоким погружением, поэтапным исследованием и четким анализом. Сара встречается со всеми участниками мира искусства — дилерами, коллекционерами, художниками, галеристами —и пытается составить представление об арт-бизнесе не только с внешней, весьма «причесанной» стороны, но и изнутри, куда случайные посетители заглядывают редко.
Что касается фильмов — сейчас в моем плотном графике довольно мало времени для просмотра кино. Но мне очень нравится фильм «Фрида» с неподражаемой Сальмой Хайек. Она удивительно передала характер Кало и словно не сыграла художницу, а сама прожила часть ее жизни.
Автор: Ксения Позднякова, автор телеграм-канала "Ксюша рекомендует"