22 ноября в отеле Continental прошел творческий вечер фотохудожника Влада Локтева. Собравшимся были представлены две серии работ — Amphibious («Ныряльщицы») и Dualis («Баланс и свобода»). Затем состоялся паблик-ток, в ходе которого Влад Локтев рассказал о том, как пришел в мир фотографии, как создавалась визуальная эстетика отечественного глянца, и о том, как появились серии его абстрактных работ. И если долгие годы имя Локтева ассоциировалось у большинства исключительно с fashion и рекламными съемками, то за последние несколько лет его узнали и как мастера художественного жанра, в котором совершенно по-новому открылись свойственные фотографу чувственность и эротизм.
В кадре и за кадром
По словам Влада Локтева, карьера его началась в 1980-х годах с работы с Домом моды Славы Зайцева, причем изначально фотограф находился по другую сторону объектива, так как трудился демонстратором одежды или, как бы сказали сейчас, моделью. Профессиональная камера попала к нему в руки почти случайно, когда Вячеслав Зайцев попросил его поучаствовать в показе в качестве не манекенщика, а ассистента фотографа. Постепенно он начал сам снимать коллекции Дома моды, а фотографии моментально стали публиковаться в ведущих на тот момент советских журналах.
— В то время не было никаких институтов, которые бы учили профессии фэшн-фотографа, потому что по сути ее как таковой и не существовало. Поэтому обучался я исключительно на практике плюс ежедневное штудирование журналов, альбомов. Насмотренность, изучение и анализ лучших из лучших — это главные вещи, которые помогли мне увидеть, разобраться и почувствовать красоту, а затем профессию. Главным человеком, который повлиял на меня, в то время стал Херб Ритц — его черно-белые портреты моделей, актеров. Он был той звездой, на которую я ориентировался. Когда я стал более профессионально этим заниматься, то я увлекся работами Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена, Дэвида Гамильтона. Меня сильно бросало, так как я искал себя в разных направлениях. Но мне это очень помогло, когда я начал работать для глянца, где требовалось разнообразие съемок и стилей, — делится Влад Локтев.
После работы у Зайцева Локтев ушел в свободное плавание, работал в рекламе, а затем его жизнь долгое время была связана с модельным агентством Red Stars.
— Чтобы наши модели попали на Запад, им нужно было портфолио, которое и делал Влад. По сути, карьера наших лучших моделей начиналась именно с него. Как он сфотографирует, как преподнесет, так и будет. Основатель модельного агентства Elite Джон Касабланкас, работавший с Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Кристи Тарлингтон и лучшими фотографами по всему миру, говорил, что фотографии Локтева — гарантия успеха, — отмечает основательница агентства Red Stars Татьяна Кольцова.
Несмотря на модельное прошлое, Влад Локтев не любит фотографироваться и утверждает, что самой сложной работой для него всегда был и остается автопортрет.
— Я привык находиться по другую стороны камеры и у меня есть профессиональная особенность. Я перед тем как нажать на кнопку фотоаппарата, как снайпер, задерживаю дыхание. То же автоматически происходит, когда снимают меня, — подчеркивает Влад Локтев.
Локтев, ты готов?
В объективе Влада Локтева появлялись не только лучшие модели, но и представители культуры, искусства и шоу-бизнеса — Никита Михалков, Федор Бондарчук, Владимир Машков, Алла Демидова, Ольга Слуцкер, Оксана Фандера, Начо Дуато, Орнелла Мути, Сати и Владимир Спиваковы, Юлия Высоцкая, Юлия Снигирь, Юлия Рутберг, Елизавета Боярская, Хибла Герзмава, Аркадий Новиков и многие другие.
— Больше всех требований предъявляют те, кто только начинает свой путь. Тем же, кто действительно добился больших высот, доказывать зачастую ничего не нужно. Они все уже всем доказали своей работой, своим творчеством, своими успехами. Помню, как приехал снимать Людмилу Гурченко. Я, если честно, очень боялся ее фотографировать. А она спрашивает: «Локтев, если ты готов, то расслабься и поехали». И вуаля: два кадра – и все готово, — рассказывает фотограф.
Фото IPQuorum
Еще одна интересная история связана с альбомом «Глянец», выпущенным специально к выходу одноименного фильма Андрея Кончаловского.
— К тому моменту мы были довольно давно знакомы, я несколько раз снимал его в Москве, затем ездил к нему в Италию. И он предложил мне сделать на базе моих фотографий альбом к выходу его ленты «Глянец». В качестве текста были использованы цитаты из сценария к фильму. В итоге я просто открыл свой архив, сделал выборку и собрал все это в альбом. Правда, выглядел он скорее как настоящий глянцевый журнал того времени, — вспоминает фотограф.
Вино, «Формы счастья» и отсутствие макияжа
По роду деятельности фотографу приходилось снимать и глянец, и рекламу, и моду, и портфолио, и многое другое. Одним из направлений коммерческой фотографии в то время, да и сейчас являются подарочные календари а-ля Pirelli. Одним из первых стал календарь «Формы счастья». Черно-белые фотографии полураздетых девушек полностью отвечали стилю календарей Pirelli и до сих пор украшают интерьеры офисов и красивых домов. В 2007 году галерея дизайна ALTAGAMMA провела одноименную выставку.
— Она была организована в цокольном этаже, и чтобы туда попасть, нужно было пройти по темному-темному коридору. Когда люди выбирались на свет, они уже были счастливы, а тут еще и эти фотографии. Глядя них, люди писали на стенах, что для них счастье, — рассказывает Влад Локтев.
Еще один яркий проект — календарь, снятый по заказу компании Simple. Специально для фотосессии группа ездила в Италию, где проводила съемку на территориях винных хозяйств.
— Мы с Владом Локтевым снимали практически для всех журналов, где я работала. Это и Cosmopolitan, и Men's Health, GQ, Glamour. Посмотрите на любую работу Влада — и вы и сами поймете, какой он художник. Если же говорить о том, какой он человек, то тут особая история. Когда выбираешь того, с кем будешь работать, ты понимаешь, что то, что ты хочешь, могут сделать три, ну пять человек, из тех кого ты знаешь. Но когда нужно не просто встретиться на пять часов в студии, а поехать куда-то далеко, то ты будешь думать еще и о том, насколько с человеком комфортно на площадке, насколько он может почувствовать героев, насколько может услышать биение сердца всей команды, которая должна работать над обшей идеей. Найти человека, который является и художником, и непосредственным исполнителем, и режиссером всего происходящего, очень сложно. Он должен и себя не потерять, и всех услышать, и коммерческую задачу выполнить, да еще при этом оставаться человеком. Так вот Влад Локтев это все может, — отмечает модный эксперт Мария Федорова.
Со временем всем стало очевидно, что Влад Локтев не просто фотограф, а настоящий фотохудожник, готовый на самые разные эксперименты. Первыми ласточками стали проекты «Девушка с веслом» и «Без макияжа».
— Я давний поклонник творчества Питера Линдберга, и у меня появилась мысль представить наших глянцевых персонажей без макияжа, показав их природную красоту и открытый образ. В итоге проект разросся и в нем приняли участие не только признанные звезды — актрисы, модели, певицы, но и обычные люди. В результате получилось 50 женских портретов, которые были выставлены в Московском музее современного искусства на Петровке. Для презентации фотографии были напечатаны на больших листах матовой бумаги полутораметровой высоты и прикреплены прищепками на тросы, как будто это чистое белье после стирки, — делится Влад Локтев.
Фото IPQuorum
Живая вода
Через какое-то время Влад Локтев и вовсе перешел к созданию уникальных работ, где фотография становится основой чего-то большего, открывая глубокие философские смыслы.
— Нужно постоянно двигаться вперед. Ты развиваешься, и мир вокруг развивается, — говорит Влад Локтев. — Мне захотелось сделать что-то для себя, а не четко выполнять задания журнала или агентства. Но это не значит, что я ставил себе такую цель, все происходило само собой, на бессознательном уровне. Фотоаппарат как кисть — продолжение руки художника. То, что мы видим в этот момент, то и будет на пленке. Ты нажимаешь на кнопку фотоаппарата ровно в тот момент, когда этот момент настал.
Фото IPQuorum
Так родились две серии Amphibious («Ныряльщицы») и Dualis («Баланс и свобода»), где вода становится живой, превращаясь в настоящую героиню фотографий.
— Как-то я поехал на съемки журнала Tatler на море. когда мы выбирали натуру, то одно место поразило меня своей красотой и тишиной. Белые скалы, камни и голубое море. И никого. Но для съемки в итоге была выбрана другая площадка. И вот накануне отъезда я проснулся в четыре утра, взял велосипед, сумку и поехал в те места. Море было абсолютно спокойное, гладкое, как стекло или лежащее зеркало. Я начал фотографировать. И море стало просыпаться, волна набегать на камень. Потихоньку, как женщина с утра обнимает мужчину. С каждой минутой волна усиливалась. И с каждым ударом появлялась новая жизнь и новый образ. Я специально задал симметрию на этих изображениях, чтобы показать симметрию мужского и женского начала в природе. Вода – символ женского начала, рассекающий ее камень — символ мужской энергии и силы. Когда человек сбалансирован, не одержим какой-то одной идеей, а развивается гармонично в своем образе, то он свободен и в своем выборе. Поэтому эта серия называется «Баланс и свобода», — рассказывает Влад Локтев о создании серии работ Dualis.
Фото IPQuorum
История «Ныряльщиц» тоже примечательна, так как однажды фотографу приснился сон, где наяды упрекали его в том, что он держит их без движения. Тогда фотограф решил, что позволит им радоваться жизни, двигаться так, как они хотят, играть в теннис, танцевать, реализовывать себя, не обращая внимания на трудности.
— Я знакома с творчеством Влада Локтева много лет. Его фотографии всегда узнаваемы. Они отсылают к античной красоте. Все его работы скорее похожи на живопись, акварели или фрески. В тех двух сериях, которые были представлены в Continental, вода играет совершенно особую роль. Она как источник жизни заполняет основное пространство фотографии. В объективе Влада она выглядит как живая. Можно ощутить ее искрящееся движение, и это движение будто бы неподвластно течению времени.
Если же говорить о «Ныряльщицах», то сквозь воду прослеживается грация, красота, индивидуальность каждой героини. Вода придает их движениям драйв, делает их живыми и яркими. Каждая работа наполнена невероятным светом, жизненной энергией, стремлением к гармонии и внутренней свободе. Когда смотришь на них, то ощущаешь, как сам напитываешься всеми этими эмоциями, — отмечает инициатор поддержанной Президентским фондом культурных инициатив национальной платформы «Художники/Artists», художник Вероника Пономарева-Коржевская.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА, автор телеграм-канала "Ксюша рекомендует"