Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 августа 2020
Поделиться

Несмываемое дело

Макияж – вполне себе объект авторского права, несмотря на свою непродолжительную жизнь

Несмываемое дело

Иллюстрация: IPQuorum

С развитием бьюти-индустрии макияж из элемента базового ухода превратился в отдельное направление творчества. В шоу-бизнесе мейкап становится важной и неотъемлемой частью образа артиста. Художники-визажисты разрабатывают и воплощают в жизнь уникальный образ, который вполне может быть объектом авторского права и в таком случае охраняться законом.

Профессия визажиста, а особенно «звездного», очень престижная, поэтому и конкуренция в этой среде крайне высокая. Попытки копировать друг друга в итоге могут обернуться серьезным разбирательством. В России первый такой случай произошел в 2011 году в Санкт-Петербурге. Тогда визажисту удалось получить от «мейкап-пирата» 300 тыс. рублей за нарушение авторского права и 30 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда – довольно большие суммы в делах, касающихся нарушения авторских прав. В процессе разбирательства была проведена экспертиза с помощью органолептического метода – определения характеристик продукции на основе анализа восприятий органов чувств. Такой метод обычно применяется в спорах, связанных со сферой потребительских товаров (продукты питания, табачные изделия, алкоголь) и другими, в результате которых эксперт задействует не какие-либо приборы и данные, а выдает заключение, основанное на объективном восприятии. Объектом исследования в описанном случае стал «макияж как изображение на лице человека при помощи графических элементов».

Адвокат Валентина Можаева рассказала ipquorum.ru о том, в каких случаях макияж может получить правовую охрану: «Если эксперт признает макияж произведением изобразительного искусства, то на него распространяется авторское право, как на картину, фотографию, кинофильм или песню. В данном случае уже не важно, макияж это или рисунок на песке. Автору оригинального макияжа в данном случае очень важно доказать новизну своего произведения и предоставить фотографии или видео, подтверждающие, что он использовал макияж раньше, чем человек, на которого он жалуется. Конечно, разница между макияжем и, допустим, фотографией или картиной в том, что макияж через некоторое время исчезнет с лица, то есть, выражаясь юридическим языком, «является объектом неустойчивой формы и не обладает стабильностью во времени». Однако это не мешает признать его произведением искусства. Даже если макияж был на лице всего минуту, а потом был смыт, но при этом зафиксирован на фото или видео, то в случае признания его новизны он получает правовую защиту».

В материалах дела макияж назван произведением изобразительного искусства и объектом авторского права, поскольку идея истицы в виде образа получила реализацию в объективной форме выражения – макияже – и, соответственно, стала доступной для восприятия другими людьми. Эксперты признали его оригинальность и новизну, а также высокую степень совпадения двух макияжей. На основании экспертного заключения установлен факт плагиата, и визажист, скопировавший макияж, был вынужден выплатить солидную компенсацию.

По словам известного визажиста и блогера Елены Крыгиной, оригинальный макияж очень важен для коммерческого успеха артиста и, безусловно, должен считаться объектом интеллектуальной собственности: «Макияж – это не только результат работы визажиста, это совместная работа маркетологов и диджитал-команды. Ярчайший тому пример – Леди Гага. Она может нарядиться в мясо, сделать соответствующий макияж, тем самым эпатировать публику и донести свои идеи. Макияж в этом случае – лишь один из инструментов»Однако Елена уверена, что не стоит обвинять в плагиате любое заимствование: «Я не против, если работами будут вдохновляться, интерпретировать, брать за основу и дополнять своим видением – в этом есть развитие. Когда я обучала визажистов, всегда рекомендовала начинать с копирования работ, готовых цветовых сочетаний и переходов, а потом уже придумывать свои. Если макияж скопирован точь-в-точь, автор должен обозначить, что это копия и дать ссылку на оригинал. А также не использовать работу в коммерческих целях или в целях собственного продвижения. Все это больше касается арт-макияжей, так как присвоить чьи-то «смоки» или красные губы довольно сложно»– сказала Елена Крыгина в разговоре с ipquorum.ru.

Мировая практика знает несколько громких разбирательств. В двух самых громких из них участвовала Влада Хаггерти – известный украинский мастер лип-арта, работающий в США. В 2016 году Влада обвинила в плагиате известную американскую модель Кайли Дженнер. Фотография, опубликованная Владой на своей странице в Instagram, была взята за основу в создании рекламного материала косметики Kylie Cosmetics #HolidayEdition. На фото изображено лицо модели, глаза которой закрыты руками в золотых тенях, а губы накрашены красной помадой. Фотография стала результатом совместной работы Влады Хаггерти и визажиста Юлии Кузьменко. Конфликт был улажен, а Кайли призналась, что именно работа Хаггерти вдохновила ее на создание промофото. В январе 2018 года Влада объявила войну французскому бренду Make Up For Ever и владеющей им компании Louis Vuitton за плагиат лип-арта. На своей странице в Instagram она сообщила о том, что несколько раз отказывала в сотрудничестве французской компании, но Louis Vuitton все равно использовали ее идеи в своих рекламных материалах. Яблоком раздора стало рождественское промофото бренда Make Up For Ever, на котором изображены четыре вида помады, стекающей с губ. Хаггерти привела доказательства того, что она придумала такой художественный прием гораздо раньше и даже дала ему название lipdrop.

Эксцентричный визажист и бьюти-блогер Геворг Петросян считает, что копирование оригинального макияжа опускает плагиатора до любительского уровня: «Плагиат видно сразу, как и человеческую тупость, ведь достаточно оппоненту проронить пару слов, и вы сразу поймете, что этот человек – кретин. Чаще всего люди просто копируют, не соображая, зачем автор так нанес те или иные текстуры на лицо. Я считаю, что если ты украл идею макияжа у профессионала, то ты просто любитель. Помните, все хотели губы, как у Анджелины Джоли? И у кого они теперь есть? По-прежнему только у Джоли! Если ты обращаешься к пластическому хирургу и хочешь форму губ, как у Анджелины Джоли, ты их все равно не получишь, так как у каждого своя физиология. Так же и с макияжем: у профессионалов твой скопированный макияж вызовет отторжение, а такие же, как ты, мелкие любители, будут называть тебя гением»– заявил Геворг в беседе с ipquorum.ru.

Новаторский макияж становится в один ряд с более традиционными объектами интеллектуальной собственности. Он может принести коммерческую выгоду артисту, визажисту, салону красоты, шоу-программе, фильму, спектаклю – они привлекают дополнительную аудиторию или повышают узнаваемость среди зрителей.

 

Автор: Антон Откидач

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше