Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Фото: IPQuorum

Исследователи из Asia Development Bank опросили более 40 топ-менеджеров ключевых игроков азиатской креативной индустрии (в том числе Netflix, Warner Bros., Epic Games, Tencent), чтобы понять, какой вклад вносит креативная отрасль в экономику и какие перспективы ожидают ее в ближайшем будущем. Вот что им удалось выяснить.

Быстро, еще быстрее

Азию, особенно Индию, и без креативной экономики записали в лидеры экономического роста в ближайшие годы. Креативные индустрии сами по себе будут расти быстрее экономики в целом: к такому выводу пришли, например, аналитики из Tecom Group. А значит, самое интересное будет происходить в креативных секторах на Востоке.

Международное консалтинговое агентство PwC спрогнозировало рост секторов развлечения и медиа на ближайшие несколько лет. Специалисты PwC пришли к выводу, что в Азии эти направления также будут расти быстрее экономики в целом, по крайней мере в ближайшие четыре года. В среднем креативные индустрии, по мнению PwC, будут прирастать по 3,6% в год. В Индии этот показатель составит 10% (при этом ее экономика в целом вырастет лишь на 6,3%), а в Индонезии — 6,1%. Ниже ватерлинии среднемирового роста креативной экономики из азиатских стран оказался Таиланд — здесь рост составит 3,5%.

Фото: IPQuorum

Но не надо иллюзий: волшебный ярлычок «креативная экономика» не делает отрасль быстрорастущей автоматически. Здесь тоже есть свои изгои. Например, выручка издателей книг и газет будет сокращаться, пока кино выдает по 7,3% роста ежегодно.

Фото: IPQuorum

В эпоху глобализации главное доказательство лидерства экономики — ее доля в мировом экспорте. Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), в топ-10 крупнейших экспортеров креативной «продукции» входят четыре азиатских страны: Китай, Индия, Вьетнам и Южная Корея. В 2020 году эта четверка экспортировала товаров креативной экономики на $308 млрд, заняв почти 60% мирового креативного экспорта. Правда, с креативными услугами ситуация обратная: общий объем экспорта в азиатских странах достиг $259 млрд, и единственной страной из этого региона в топ-10 была Япония.

Для роста креативной экономики опережающими темпами нужны творческие люди. И с этим на Востоке тоже все в порядке.

Кузница креативности

По данным Международной организации труда (МОТ), большинство работников креативной индустрии (52%) было сосредоточено в Азии уже по состоянию на 2019 год. Что в целом неудивительно, учитывая, что в регионе проживает 60% населения Земли.

В связи с ростом сектора увеличится и спрос на работников. Например, по данным Boston Consulting Group (BCG), доля Индии в мировом рынке анимации и спецэффектов возрастет с 10% до 25% к 2030 году, что создаст от 75 тыс. до 125 тыс. новых рабочих мест в стране. Согласно оценкам PwC, в индонезийской видео-индустрии в настоящее время задействованы 387 тыс. человек, а к 2027 году эта цифра увеличится до 616 тыс.

Аналитики из международной консалтинговой компании Olsberg SPI отмечают, что креативные отрасли оказывают мультипликативный эффект на экономику и рынок труда в целом. Например, одно новое рабочее место в киноиндустрии приводит к появлению в среднем 3,7 рабочего места в связанных отраслях вроде туризма или транспорта. К аналогичным выводам пришли исследователи из BCG. Они выявили, что более высокими мультипликаторами по сравнению с развлекательной индустрией обладают только юриспруденция и производство программного обеспечения.

Фото: IPQuorum

Самый заметный эффект развлекательная индустрия оказывает на развитие туристической отрасли. По данным TripAdvisor, 20% трансграничных путешествий вдохновлено красивыми локациями, увиденными в ТВ-шоу или фильмах. По данным консалтинговой компании Frontier Economic report, 1 млн кинотуристов принесли индийской экономике $3 млрд в 2022 году.

Креативные индустрии также подстегивают развитие телекоммуникационных секторов экономики. Для просмотра видео в любом месте пользователям нужны высокопроизводительные смартфоны и канал связи с хорошей пропускной способностью. Когда такие устройства поступают в продажу, у пользователей появляется спрос на видео более высокого разрешения, которое требует еще более продвинутых смартфонов и т. д. В Индии стандарт связи 5G будет доступен на всей территории страны уже к концу 2024 года. Местные компании стремятся приобщить к Интернету как можно больше людей. Так, в 2017 году крупнейший индийский телекоммуникационный холдинг Reliance Jio бесплатно раздал беднякам 100 млн смартфонов.

Еще один довод в пользу того, что креативность необходимо развивать, приводится в исследовании Oxford Economic Study of Thailand: работники развлекательной отрасли демонстрируют наибольшую эффективность. Например, вклад в ВВП Таиланда одного работника киноиндустрии составляет 427 тыс. батов, тогда как в целом по стране этот показатель на 20% ниже. В Индонезии сотрудники креативных отраслей показали эффективность, более чем в два раза превышающую средний показатель по стране.

Фото: IPQuorum

Высокая эффективность экономики ведет к высоким доходам и повышает в целом уровень жизни в стране. Например, в Индии зарплаты сотрудников киноиндустрии на 88% выше, чем в среднем в других отраслях. Хотя в других странах, например в Индонезии, Таиланде и Вьетнаме, такого различия не наблюдается. По данным МОТ, в этих странах сотрудники креативных индустрий находятся в непростом положении: они вынуждены заключать временные или краткосрочные контракты, перерабатывать и довольствоваться небольшими доходами из самых разных источников. Во многом это объясняется устройством местных институтов. Так, в индонезийской киноиндустрии трудовое законодательство защищает скорее владельцев компаний, чем работников.

To-do-list

Что мешает креативным индустриям в Азии (и не только) расти еще быстрее? Эксперты из Asia Development Bank выделяют несколько узких мест:

1. Недостаток квалификации: современные технологии требуют от креативных работников владеть навыками использования искусственного интеллекта, программирования, знать математику, быстро осваивать новое программное обеспечение.

2. Недостаток работников: отрасль растет быстрее, чем появляются новые сотрудники. Особенно остро нехватка кадров чувствуется в маленьких компаниях: лидеры забирают все (а точнее, всех).

3. Образовательные учреждения не успевают перестраиваться под новые требования рынка.

Выводы:

- Азиатская экономика будет расти быстрее мировой, а азиатская креативная индустрия — быстрее классических.

- В лидерах роста — восточная киноиндустрия, она будет прибавлять по 10% ежегодно.

- Два повода развивать креативные отрасли в стране: 1) Они более эффективны с точки зрения вклада в ВВП. 2) Каждое новое рабочее место в креативной сфере приводит к созданию нескольких рабочих мест в классических секторах.

- Недостаток квалифицированных работников станет значительным вызовом для креативной экономики в ближайшем будущем. Ключ к решению этой проблемы заключается в реформировании системы образования.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 декабря 2024

Креативная Россия: главные выводы пилотного исследования ВШЭ по «новой» экономике

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?