IPQ.365
23 мая 2024
7 минут
Поделиться
IPQ.365

Пираты медийного моря: как бороться с незаконным использованием контента

Пираты медийного моря: как бороться с незаконным использованием контента

Фото оргкомитета ЭРА IP Quorum

Одной из самых острых и актуальных тем, которую обсудили участники конференции ЭРА IP Quorum «Креативная собственность: интеллектуальная экономика», стала защита и восстановление прав. От того, насколько эффективно правообладателям удается защищать свои права, избегать утечки и незаконного использования контента, напрямую зависит их заработок и, как следствие, развитие креативной экономики в целом.

Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина предложила обсудить, как обстоят дела на рынке потребления медиаконтента, какие способы защиты и восстановления прав действительно работают и можно ли свести к нулю практику нелегального использования объектов интеллектуальной собственности.

— В 2022 году с медийного рынка ушло огромное количество зарубежных компаний, и пользователи остались без официального доступа к их продуктам. На этом фоне стали активно развиваться российские онлайн-кинотеатры. Многие площадки осознали, что драйвером развития может стать наращивание собственного авторского контента, но защищать его в новых реалиях стало сложнее. По результатам исследований компаний MUSO и Kearney, в прошлом году Россия вошла в тройку лидирующих стран по количеству нелегального медиаконтента. За два года объем такого контента вырос на 71,4%, а заработок пиратских платформ составил 12 млрд рублей. Если говорить непосредственно о пиратских видеосервисах, их стало больше на 11% по сравнению с 2022 годом, и объем рынка составил 3,36 млрд рублей. При этом крупнейшим пиратским видеосервисом в РФ остается LostFilm с долей в 45% по итогам 2023 года. Следом идут проекты Zona (29,1%) и LordFilm (3,5%). Наиболее популярным фильмом на пиратских ресурсах в 2023 году стал новый «Аватар», на втором месте — «Стражи Галактики: Часть 3», на третьем — «Барби», — обозначила проблему Валерия Брусникина.

Вот как объяснил сложившуюся ситуацию и описал существующие тенденции Евгений Хильченко, директор по маркетингу Ассоциации IPChain:

— Процесс цифровизации ускоряется. 83% населения страны пользуются интернетом, и второй по популярности активностью после соцсетей является просмотр видео, который в среднем занимает четыре часа в день. Пользователям по-прежнему интересен и зарубежный контент, поэтому они идут на пиратские ресурсы. Российским площадкам нужно удерживать внимание зрителя, поэтому они стараются предлагать эксклюзивный продукт, но только у 52% жителей России есть платная подписка на сервисы. Если жители крупных городов имеют по две, три, четыре такие подписки, то люди в других регионах не всегда могут себе это позволить. При этом сейчас нет дефицита контента, зритель сам выбирает, что, где и когда смотреть. Потребителей же пиратского контента можно условно разделить на две группы: первая принципиально не готова платить, вторая же ищет недоступный на легальных площадках контент. Отдельно хочу отметить, что, несмотря на увеличивающийся объем нелегального контента в сети, доходы интернет-пиратов продолжают снижаться пятый год подряд.

Несмотря на все сложности, рынок ОТТ-платформ, предоставляющих видеоконтент через интернет, растет. Пользователи, которые привыкли оформлять подписки на онлайн-кинотеатры, не отказываются от них и даже готовы платить больше. По данным «TMT Консалтинг», выручка рынка OTT в 2023 году составила 42,3 млрд рублей (+30% YoY). Аудитория KION сейчас составляет около 7,6 млн человек. Это примерно 8% от общего количества подписчиков на онлайн-кинотеатры в России. Кирилл Остроухов, директор по комплексной безопасности онлайн-кинотеатра KION, подробнее рассказал о том, что происходит на платформе:

— Мы пришли на рынок довольно поздно — в 2021 году, поэтому не стали «изобретать велосипед» и отдали защиту от пиратства на аутсорс. Поначалу ущерб от пиратства был сопоставим с нашей выручкой, а иногда и превышал ее. Сейчас он составляет всего около 10% от выручки. Имеется в виду выручка от дистрибуции защищаемых тайтлов, как правило, премьерных. Как и у любого сервиса, у нас разработаны методики подсчета монетизации контента, что позволяет в том числе рассчитать ущерб от нарушения прав на контент. Хотелось бы заявить, что такого кардинального снижения ущерба мы добились благодаря собственным усилиям и уникальным ноу-хау, но, конечно же, это не так. Результат был достигнут благодаря последовательным и целенаправленным усилиям всех без исключения участников рынка и регуляторов. За несколько лет качественно улучшились технологии антипиратской защиты от наших подрядчиков. Существенные изменения претерпела государственная политика и юридические нормы, защищающие правообладателей. СВО косвенно способствовала деградации пиратской инфраструктуры. Роскомнадзор стал активнее проводить мониторинг нарушений и уделять гораздо больше внимания защите прав на контент. Сами правообладатели всерьез озаботились проблемой, демонстрируя принцип нулевой терпимости по отношению к пиратам. В совокупности перечисленные факторы и привели, с одной стороны, к снижению ущерба для отечественных правообладателей, с другой стороны — к падению выручки пиратских сервисов. Это очень позитивная тенденция. Общеизвестно, что лучший метод борьбы с нелегальной деятельностью — лишить эту деятельность финансовой базы, сделать нецелесообразной в силу материальных и иных издержек.   

Позитивными результатами поделился и Дмитрий Захаров, директор по стратегии «VK Музыка» и «VK Видео»:

— В конце 2022 года VK вышла на рынок оригинального контента, и к концу 2023 году нам удалось запустить более 20 эксклюзивных проектов в «VK Видео» и выпустить более 80 эксклюзивных релизов в «VK Музыке». Сейчас мы наблюдаем большой приток и реактивацию аудитории. Защищать наш эксклюзивный контент нам помогает технология антипиратства от n’RIS и Group IB. Мы наблюдаем позитивную динамику в росте легального потребления контента на платформе и сокращении упущенной выгоды от размещения нашего контента на нелегальных ресурсах.

В продолжение темы Николай Турубар, генеральный директор сервиса депонирования n’RIS, рассказал, как решение защищает своих клиентов:

— В бурном информационном потоке невозможно отслеживать пиратов вручную, поэтому мы оптимизируем работу наших сервисов за счет автоматизации всех процессов. Современные технологии позволяют гораздо быстрее и эффективнее находить в интернете случаи нелегального использования контента и добиваться его удаления. Безусловно, у нас есть конкуренты на рынке: например, многие знают крупную компанию по кибербезопасности Group-IB, но с точки зрения автоматизации наши возможности все-таки шире. Помните фильм «Особое мнение» с Томом Крузом, где преступления раскрывались до их совершения? Точно так же у нас есть возможность заранее фиксировать инфраструктуру, которую подготовили пираты, и предотвращать нарушения прав. Одной из ключевых разработок нашей компании является использование комплекса превентивных мер, позволяющих обнаруживать и блокировать пиратский контент еще до его появления в поисковых системах. Набор предиктивных алгоритмов анализирует интернет-пространство, обнаруживая новый контент на различных платформах, даже если он не индексируется поисковиками. Это обеспечивает не только широкий охват, но и уникальную скорость в принятии мер по блокировке, позволяя заранее инициировать претензионные процедуры.

Кроме того, в разработке находится новая группа экспериментальных алгоритмов для активной блокировки пиратского контента, особенно важная для защиты премьерных показов, когда риск потерь для правообладателей особенно высок. Эти техники позволяют нам блокировать доступ к премьерному контенту, даже если пользователи обходят стандартные блокировки через VPN или другие средства. Таким образом, мы не только противодействуем пиратству, но и постоянно совершенствуем наши методы в ответ на улучшение техник распространения контента пиратами.

По словам Николая Турубара, после обнаружения нелегального контента включается система допретензионного урегулирования, когда нарушителям автоматически рассылаются сообщения с просьбой его удалить, и это работает в 86% случаев. Что происходит в остальных 14%, объяснил Виталий Илларионов, заместитель генерального директора IPCodex:

— Созданная в России система Роскомнадзора, Мосгорсуда сегодня тоже достаточно эффективна. Есть простая процедура: если зафиксировано такое правонарушение, нужно подать заявление в Мосгорсуд, предъявить формальные доказательства своих прав и нелегального использования контента. После этого суд дает около двух недель до подачи полноценного иска, в котором можно потребовать удалить такой контент, заблокировать ресурс и выплатить компенсацию в размере от 10 000 до 5 млн рублей за каждый факт правонарушения. Сложности могут возникнуть, если пиратская организация является фирмой-однодневкой, поэтому нужно очень внимательно подходить к подаче иска и оценке возможностей. У нас был интересный кейс: одна крупная организация предъявила другой требования о признании смежных прав по ряду фонограмм. Доверитель счел, что нарушаются права не первой, а второй организации. Сложность была в том, что фонограммы были созданы в 80-х годах, а само понятие смежных прав законодательно введено только в 90-х. Мы использовали свидетельские показания третьих лиц, архивные материалы, обложки альбомов, подняли цепочки договоров, которые привели к музыкантам, участвовавшим в записи произведений, и нам удалось восстановить справедливость. В случае грамотного оформления документов доказать свои права можно даже в непростых случаях — наше законодательство предоставляет для этого все необходимые рычаги.

Рассуждая о том, как добиться максимальной защиты контента, спикеры и гости сошлись во мнении, что необходимо лишить пиратов финансовой базы, усиливать контроль за действиями зрителей на площадках, блокируя тех, кто пытается нелегально скачать продукт, и «воспитывать» аудиторию, доносить до нее мысль о том, что интеллектуальная собственность ничем не отличается от материальной, это результат труда определенных людей и за нее нужно платить.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
20 декабря 2024

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

IPQ.365
19 декабря 2024

В офисе музыкального издательства «Джем» прошли обыски

IPQ.365
19 декабря 2024

АНО «Креативная экономика» подводит итоги 2024 года

IPQ.365
19 декабря 2024

На грани авторского права

IPQ.365
17 декабря 2024

РЦИС открыл представительство в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

IPQ.365
13 декабря 2024

Свердловская киностудия стала площадкой, где впервые презентовали эскизные проекты будущего памятника режиссеру Алексею Балабанову

IPQ.365
12 декабря 2024

Сделано в России: часовой завод «Ракета» выпустил коллаборацию с Русским музеем

IPQ.365
12 декабря 2024

Вашу маму и там, и тут передают: Литрес и благотворительный фонд «Семья вместе» представили аудиокнигу, записанную звездами

IPQ.365
06 декабря 2024

В Москве открывается третий выпуск ярмарки  современного искусства |catalog|

IPQ.365
06 декабря 2024

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

IPQ.365
06 декабря 2024

Маркетплейсы: защитить правообладателей, не пугая потребителей

IPQ.365
05 декабря 2024

РЦИС и Республика Адыгея заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
04 декабря 2024

Завтра стартует non/fictio№26

IPQ.365
03 декабря 2024

«Театр на Цветном» стартует со спектакля о поисках счастья

IPQ.365
03 декабря 2024

Анонсирована деловая программа «Российской креативной недели – Волга»

IPQ.365
03 декабря 2024

Красный – новый черный: Коллекция шелковых платков бренда Radical Chic AW24\25

IPQ.365
29 ноября 2024

n’RIS запускает регистрацию программ по хеш-коду

IPQ.365
26 ноября 2024

«Мама»: в кинотеатре «Октябрь» представили новую часть проекта «Хронос»

IPQ.365
26 ноября 2024

IP для IPO

IPQ.365
26 ноября 2024

Книжный сервис Литрес и фонд «Подари жизнь» выпустили книгу «Оттолкнуться от паузы: 7 новелл о любви, помощи и надежде»