IPQ.365
23 May 2024
7 минут
Поделиться
IPQ.365

Пираты медийного моря: как бороться с незаконным использованием контента

Пираты медийного моря: как бороться с незаконным использованием контента

Фото оргкомитета ЭРА IP Quorum

Одной из самых острых и актуальных тем, которую обсудили участники конференции ЭРА IP Quorum «Креативная собственность: интеллектуальная экономика», стала защита и восстановление прав. От того, насколько эффективно правообладателям удается защищать свои права, избегать утечки и незаконного использования контента, напрямую зависит их заработок и, как следствие, развитие креативной экономики в целом.

Вице-президент Ассоциации IPChain Валерия Брусникина предложила обсудить, как обстоят дела на рынке потребления медиаконтента, какие способы защиты и восстановления прав действительно работают и можно ли свести к нулю практику нелегального использования объектов интеллектуальной собственности.

— В 2022 году с медийного рынка ушло огромное количество зарубежных компаний, и пользователи остались без официального доступа к их продуктам. На этом фоне стали активно развиваться российские онлайн-кинотеатры. Многие площадки осознали, что драйвером развития может стать наращивание собственного авторского контента, но защищать его в новых реалиях стало сложнее. По результатам исследований компаний MUSO и Kearney, в прошлом году Россия вошла в тройку лидирующих стран по количеству нелегального медиаконтента. За два года объем такого контента вырос на 71,4%, а заработок пиратских платформ составил 12 млрд рублей. Если говорить непосредственно о пиратских видеосервисах, их стало больше на 11% по сравнению с 2022 годом, и объем рынка составил 3,36 млрд рублей. При этом крупнейшим пиратским видеосервисом в РФ остается LostFilm с долей в 45% по итогам 2023 года. Следом идут проекты Zona (29,1%) и LordFilm (3,5%). Наиболее популярным фильмом на пиратских ресурсах в 2023 году стал новый «Аватар», на втором месте — «Стражи Галактики: Часть 3», на третьем — «Барби», — обозначила проблему Валерия Брусникина.

Вот как объяснил сложившуюся ситуацию и описал существующие тенденции Евгений Хильченко, директор по маркетингу Ассоциации IPChain:

— Процесс цифровизации ускоряется. 83% населения страны пользуются интернетом, и второй по популярности активностью после соцсетей является просмотр видео, который в среднем занимает четыре часа в день. Пользователям по-прежнему интересен и зарубежный контент, поэтому они идут на пиратские ресурсы. Российским площадкам нужно удерживать внимание зрителя, поэтому они стараются предлагать эксклюзивный продукт, но только у 52% жителей России есть платная подписка на сервисы. Если жители крупных городов имеют по две, три, четыре такие подписки, то люди в других регионах не всегда могут себе это позволить. При этом сейчас нет дефицита контента, зритель сам выбирает, что, где и когда смотреть. Потребителей же пиратского контента можно условно разделить на две группы: первая принципиально не готова платить, вторая же ищет недоступный на легальных площадках контент. Отдельно хочу отметить, что, несмотря на увеличивающийся объем нелегального контента в сети, доходы интернет-пиратов продолжают снижаться пятый год подряд.

Несмотря на все сложности, рынок ОТТ-платформ, предоставляющих видеоконтент через интернет, растет. Пользователи, которые привыкли оформлять подписки на онлайн-кинотеатры, не отказываются от них и даже готовы платить больше. По данным «TMT Консалтинг», выручка рынка OTT в 2023 году составила 42,3 млрд рублей (+30% YoY). Аудитория KION сейчас составляет около 7,6 млн человек. Это примерно 8% от общего количества подписчиков на онлайн-кинотеатры в России. Кирилл Остроухов, директор по комплексной безопасности онлайн-кинотеатра KION, подробнее рассказал о том, что происходит на платформе:

— Мы пришли на рынок довольно поздно — в 2021 году, поэтому не стали «изобретать велосипед» и отдали защиту от пиратства на аутсорс. Поначалу ущерб от пиратства был сопоставим с нашей выручкой, а иногда и превышал ее. Сейчас он составляет всего около 10% от выручки. Имеется в виду выручка от дистрибуции защищаемых тайтлов, как правило, премьерных. Как и у любого сервиса, у нас разработаны методики подсчета монетизации контента, что позволяет в том числе рассчитать ущерб от нарушения прав на контент. Хотелось бы заявить, что такого кардинального снижения ущерба мы добились благодаря собственным усилиям и уникальным ноу-хау, но, конечно же, это не так. Результат был достигнут благодаря последовательным и целенаправленным усилиям всех без исключения участников рынка и регуляторов. За несколько лет качественно улучшились технологии антипиратской защиты от наших подрядчиков. Существенные изменения претерпела государственная политика и юридические нормы, защищающие правообладателей. СВО косвенно способствовала деградации пиратской инфраструктуры. Роскомнадзор стал активнее проводить мониторинг нарушений и уделять гораздо больше внимания защите прав на контент. Сами правообладатели всерьез озаботились проблемой, демонстрируя принцип нулевой терпимости по отношению к пиратам. В совокупности перечисленные факторы и привели, с одной стороны, к снижению ущерба для отечественных правообладателей, с другой стороны — к падению выручки пиратских сервисов. Это очень позитивная тенденция. Общеизвестно, что лучший метод борьбы с нелегальной деятельностью — лишить эту деятельность финансовой базы, сделать нецелесообразной в силу материальных и иных издержек.   

Позитивными результатами поделился и Дмитрий Захаров, директор по стратегии «VK Музыка» и «VK Видео»:

— В конце 2022 года VK вышла на рынок оригинального контента, и к концу 2023 году нам удалось запустить более 20 эксклюзивных проектов в «VK Видео» и выпустить более 80 эксклюзивных релизов в «VK Музыке». Сейчас мы наблюдаем большой приток и реактивацию аудитории. Защищать наш эксклюзивный контент нам помогает технология антипиратства от n’RIS и Group IB. Мы наблюдаем позитивную динамику в росте легального потребления контента на платформе и сокращении упущенной выгоды от размещения нашего контента на нелегальных ресурсах.

В продолжение темы Николай Турубар, генеральный директор сервиса депонирования n’RIS, рассказал, как решение защищает своих клиентов:

— В бурном информационном потоке невозможно отслеживать пиратов вручную, поэтому мы оптимизируем работу наших сервисов за счет автоматизации всех процессов. Современные технологии позволяют гораздо быстрее и эффективнее находить в интернете случаи нелегального использования контента и добиваться его удаления. Безусловно, у нас есть конкуренты на рынке: например, многие знают крупную компанию по кибербезопасности Group-IB, но с точки зрения автоматизации наши возможности все-таки шире. Помните фильм «Особое мнение» с Томом Крузом, где преступления раскрывались до их совершения? Точно так же у нас есть возможность заранее фиксировать инфраструктуру, которую подготовили пираты, и предотвращать нарушения прав. Одной из ключевых разработок нашей компании является использование комплекса превентивных мер, позволяющих обнаруживать и блокировать пиратский контент еще до его появления в поисковых системах. Набор предиктивных алгоритмов анализирует интернет-пространство, обнаруживая новый контент на различных платформах, даже если он не индексируется поисковиками. Это обеспечивает не только широкий охват, но и уникальную скорость в принятии мер по блокировке, позволяя заранее инициировать претензионные процедуры.

Кроме того, в разработке находится новая группа экспериментальных алгоритмов для активной блокировки пиратского контента, особенно важная для защиты премьерных показов, когда риск потерь для правообладателей особенно высок. Эти техники позволяют нам блокировать доступ к премьерному контенту, даже если пользователи обходят стандартные блокировки через VPN или другие средства. Таким образом, мы не только противодействуем пиратству, но и постоянно совершенствуем наши методы в ответ на улучшение техник распространения контента пиратами.

По словам Николая Турубара, после обнаружения нелегального контента включается система допретензионного урегулирования, когда нарушителям автоматически рассылаются сообщения с просьбой его удалить, и это работает в 86% случаев. Что происходит в остальных 14%, объяснил Виталий Илларионов, заместитель генерального директора IPCodex:

— Созданная в России система Роскомнадзора, Мосгорсуда сегодня тоже достаточно эффективна. Есть простая процедура: если зафиксировано такое правонарушение, нужно подать заявление в Мосгорсуд, предъявить формальные доказательства своих прав и нелегального использования контента. После этого суд дает около двух недель до подачи полноценного иска, в котором можно потребовать удалить такой контент, заблокировать ресурс и выплатить компенсацию в размере от 10 000 до 5 млн рублей за каждый факт правонарушения. Сложности могут возникнуть, если пиратская организация является фирмой-однодневкой, поэтому нужно очень внимательно подходить к подаче иска и оценке возможностей. У нас был интересный кейс: одна крупная организация предъявила другой требования о признании смежных прав по ряду фонограмм. Доверитель счел, что нарушаются права не первой, а второй организации. Сложность была в том, что фонограммы были созданы в 80-х годах, а само понятие смежных прав законодательно введено только в 90-х. Мы использовали свидетельские показания третьих лиц, архивные материалы, обложки альбомов, подняли цепочки договоров, которые привели к музыкантам, участвовавшим в записи произведений, и нам удалось восстановить справедливость. В случае грамотного оформления документов доказать свои права можно даже в непростых случаях — наше законодательство предоставляет для этого все необходимые рычаги.

Рассуждая о том, как добиться максимальной защиты контента, спикеры и гости сошлись во мнении, что необходимо лишить пиратов финансовой базы, усиливать контроль за действиями зрителей на площадках, блокируя тех, кто пытается нелегально скачать продукт, и «воспитывать» аудиторию, доносить до нее мысль о том, что интеллектуальная собственность ничем не отличается от материальной, это результат труда определенных людей и за нее нужно платить.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо

IPQ.365
06 November 2025

«Российская креативная неделя — Сибирь» и Красноярский край задают тренды развития креативной экономики

IPQ.365
06 November 2025

Специальный гость из Аргентины на Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки

IPQ.365
01 November 2025

Лидеры российского бизнеса расскажут, как создать узнаваемый бренд

IPQ.365
01 November 2025

В Московском планетарии состоится премьера полнокупольного спектакля «Коперник»

IPQ.365
01 November 2025

Премия «Большая книга» и Литрес открывают бесплатный доступ к произведениям финалистов

IPQ.365
31 October 2025

Форум «Российская креативная неделя – Сибирь» в пятый раз пройдет в Красноярске

IPQ.365
29 October 2025

Состоялась пресс-конференция «Покровка.Театр» в ТАСС

IPQ.365
29 October 2025

Партнер Международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки» – московская тон-студия мирового уровня CineLab SoundMix

IPQ.365
29 October 2025

Гала-концерт конкурса-фестиваля «Мелодия детства» пройдет в Малом зале Московской консерватории

IPQ.365
28 October 2025

В России подвели итоги первого Конкурса социальных архитекторов

IPQ.365
28 October 2025

Гала-концерт финалистов музыкального конкурса «Голоса Родины» пройдет в Москве

IPQ.365
27 October 2025

Приём заявок на грантовый конкурс «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина открыт

IPQ.365
21 October 2025

Новинки современных технологий с использованием ИИ покажут на саммите Russian digital creative 2025 

IPQ.365
21 October 2025

Творчество объединяет: «Бриллиантовая бабочка» соберёт молодых режиссёров разных стран

IPQ.365
21 October 2025

III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки пройдет в ноябре

IPQ.365
20 October 2025

Кто владеет музыкой? Правовые ловушки совместного творчества

IPQ.365
20 October 2025

IX Всероссийский фестиваль-конкурс драматических театров «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» открылся в Москве 17 октября.

IPQ.365
16 October 2025

Главная сага о 90-х оживает в новой форме — книга и аудиокнига «Лихие» уже в продаже

IPQ.365
16 October 2025

День контента и креатива Red Apple: что ждать на сессиях — первые подробности