Кино и театр
01 июня 2023
9 минут
Поделиться

Юлия Немчина: «Не хотелось бы даже представлять детство, в котором нет анимации»

1 июня — Международный день защиты детей. Специально к этому празднику IPQuorum поговорил с Юлией Немчиной, чья профессия — делать детство интересней и ярче. Дело в том, что Юлия — генеральный директор группы компаний «Рики», одной из самых успешных анимационных студий в стране. Благодаря «Рики» в нашей жизни появились «Фиксики», «Малышарики», «Финник» и, конечно, «Смешарики», которые в этом году празднуют юбилей: им исполняется 20 лет.

Юлия Немчина: «Не хотелось бы даже представлять детство, в котором нет анимации»

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

— Юлия, 1 июня — День детства. Но давайте представим, что мы живем в мире, в котором анимации нет. Каким бы было наше детство без мультиков?

— Если честно, я бы не хотела представлять такое детство. Я в анимации уже 16 лет, и жить без нее мне было бы трудно. Кстати, само слово «анимация» происходит от латинского «дарование жизни, оживление, одушевление», так что какой бы была наша жизнь без всего этого? Конечно, серой и скучной. И для того, чтобы этого не случилось, группа компаний «Рики» (как и другие анимационные студии) каждый день творит волшебство: создает уникальные миры в своих проектах.

Что же касается Дня защиты детей, то, пользуясь случаем, не могу не поздравить всех без исключения с этим прекрасным праздником! Потому что в каждом из нас (я в этом уверена!) живет ребенок, помогающий нам делать добрые дела и смотреть на мир с открытым и чистым сердцем. 

Фотография предоставлена пресс-службой "Рики"

— Тогда давайте спросим вашего внутреннего ребенка: какие мультики ему нравятся? Я, например, когда маленькая была, кукольную анимацию почему-то не очень любила…

— Анимационные мультфильмы мне тоже нравились больше — я их попросту обожала (хотя сейчас к кукольным проектам отношусь с невероятным уважением: это огромный труд, требующий кропотливой работы). Смотрела же я чаще всего нашу классику: старые советские мультфильмы Хитрука, Норштейна, Шварцмана… И меня радует, что некоторые из их историй сегодня получают продолжение. Ну а в последние лет десять я больше смотрю контент нашей компании — и делаю это вовсе не по работе, а ради удовольствия. К примеру, мне очень нравятся «Фиксики» и «Финник» — как и моей дочери, впрочем.

— А как вам кажется, современные мультфильмы чем-то отличаются от советских?

— Техникой отличаются, безусловно. Сегодня она на таком уровне, что способна создавать на экране ожившую сказку. Особенно это касается 3D-формата: благодаря ему ребенок полностью погружается в волшебный мир, из которого и выходить не хочется. В советской мультипликации такого погружения не было: тогда создавались очень красивые и добрые мультфильмы, но степень вовлеченности ребенка все-таки была немного другой.

Плюс сегодня очень важной становится функция эдьютеймента. Взять хотя бы «Фиксиков»: они развлекают и обучают одновременно, причем говорят о чем-то серьезном максимально ненавязчиво. Раньше такой подход встречался в анимации гораздо реже.

— Но почему дети так любят мультфильмы? Никогда не задумывались?

— Знаете, самой важной фокус-группой для меня всегда была моя дочь: на своем ребенке (и на детях моих родственников и знакомых) я протестировала много наших проектов. Поэтому точно могу сказать, что маленького зрителя в первую очередь привлекает возможность окунуться в сказку. Ребенка притягивает волшебство, которое он видит на экране: и через него он начинает себя ассоциировать с какими-то волшебными персонажами, перевоплощается, находит себе анимационных друзей и т. д. Для юного воображения это очень важно.

— Производство мира волшебства мы можем называть бизнесом? Или творчества в нем все-таки больше?

— А вот тут как раз нужна золотая середина. Заниматься только творчеством или бизнесом аниматоры сегодня не могут. Так что я бы назвала анимацию «творческим бизнесом». 

Именно поэтому в ГК «Рики» бизнес дополняет творчество и творчество дополняет бизнес. Это сообщающиеся сосуды. Как бизнесмен ты обязан правильно позиционировать свой продукт: выделить преимущества, которые делают его конкурентоспособным. Но ты никогда не сможешь этого добиться, если твой контент не обладает уникальными чертами. Так что бизнес и творчество вдохновляют и помогают друг другу, идут рука об руку.

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

— Но любая компания, что-либо производящая — йогурты или мебель, — позиционирует свой товар как уникальный. Тогда чем управление мебельной фабрикой или молокозаводом отличается от руководства анимационной компанией?

— Так как я пришла в анимацию из совсем другой индустрии, то знаю ответ на этот вопрос. (Улыбается.) Отличается прежде всего живейшим откликом, который мы получаем от фан-сообщества. Понятно, что производители йогуртов могут зайти в интернет и прочитать отзывы на свой продукт. Но зрительская реакция — это совершенно иное. Особенно, если ты занимаешься проектом, на котором выросло несколько поколений — к примеру, теми же «Смешариками». Фан-сообщество этих «кругляшей» огромное! И все ждут каждую серию, активно обсуждают нюансы, переживают за героев, сочувствуют им… То есть, по сути, мы постоянно сталкиваемся с открытыми сердцами наших зрителей — такого нет ни в одном другом бизнесе. И это бесценно.

— А работа с художниками? Они же люди творческие. Допустим, вам кажется, что персонаж должен быть похож, условно говоря, на Чебурашку, а художник уперся — и ни в какую…

— Тут все просто. Я экологичный гендиректор — и в творческую составляющую никогда не лезу. К тому же у нас в компании работают настоящие творцы, чей авторитет очень высок в анимационной индустрии и проверен годами — так почему же я должна им что-то указывать?! Но я могу высказать свое мнение по поводу каких-либо лицензионных товаров. К примеру, разрабатывается для лицензиата упаковка фирменных кексов. А мне представленный образец почему-то не нравится: условно говоря, цвет не соответствует сегодняшним трендам. Тогда я могу сказать, что выбранное цветовое решение не слишком корректно. Но даже в таком случае я стараюсь не говорить категоричное «нет», а обсуждаю ситуацию с коллегами.

Более того: я прекрасно понимаю, что у людей должна быть мотивация к тому, что они делают. Поэтому нельзя им постоянно обрезать крылья и говорить «здесь плохо, здесь плохо». Я предпочитаю формулировку «Ты молодец, но давай-ка еще докрутим».

— Юлия, тогда давайте поговорим о «Смешариках». 20 лет — солидный возраст даже по человеческим меркам. Как проекту удается сохранять живость и непосредственность, которые были у него еще при «рождении»?

— «Смешарики» — это настоящий феномен! И, как мне кажется, секрет их в том, что они вне трендов. У их создателей никогда не было целей гоняться за модой, откликаться на новые веяния… Они менялись, но всегда оставались классикой. Так что мы просто стараемся делать максимально качественный продукт, а не угождаем аудитории. Как говорится, мы не гоняемся за трендами, мы их задаем. 

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

— Я правильно понимаю, что юбилей ГК «Рики» собирается отмечать с размахом?

— Да, у нас планируется много активностей. Одной из них станет выставка, которая заинтересует не только детей, но и взрослых (ведь «Смешариков» любят разные поколения зрителей). Территория выставки будет разделена на тематические круглые пространства, посвященные разным персонажам: Нюше, Лосяшу, Копатычу, Барашу, Крошу и т. д. Каждая такая зона прорабатывалась досконально: там будет много деталей, имеющих отношение к героям. Плюс появится отдельное пространство, рассказывающее об истории создания проекта. В нем можно будет увидеть какие-то редкие эскизы, артефакты. Также мы презентуем авторский взгляд на «Смешариков» от популярных художников, таких как Миша Most, Саша Фролов, Zak Mini Monster, Дима Шабалин и т. д. Открытие состоится 8 июня в Москве, на территории арт-пространства «Хлебозавод». Сопродюсером мероприятия выступает бюро PLANET9, а в роли куратора — известный искусствовед, автор многих выставочных проектов в России и Европе.

А уже 19 октября на большие экраны выйдет юбилейный киноальманах о жителях Ромашковой долины. Это будет сборник короткометражных фильмов хронометражем по 14 минут. Каждый из них будет сделан в уникальном жанре, и в каждом будут отсылки к шедеврам мирового кинематографа.

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

— Активности такого рода, а также производство сопутствующих товаров — насколько важны для популяризации фильмов и сериалов?

— На сегодняшний день без них нельзя. Это один из инструментов продвижения контента, а популярный контент всегда привлекает лицензиатов. То есть одно вытекает из другого. Поэтому в нашей компании есть отдельное структурное подразделение, занимающееся лицензиями наших брендов от лица группы компаний «Рики». Это «Мармелад Медиа».

— Не так давно ГК «Рики» объявила о том, что выходит на территорию игрового полного метра. Я говорю о фильме «Малышарики. День рождения», который уже запущен в производство…

— Мне кажется, появление такого фильма — вполне логичный шаг в истории развития проекта. «Малышарикам» в этом году исполняется восемь лет, и нам показалось, что пришло время для выхода на новый уровень. Им должен стать проект «Малышарики. День рождения» — игровое кино с большим количеством анимации. Его релиз запланирован на осень 2024 года, а главные роли сыграют Константин Хабенский и Елизавета Боярская.

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики"

— Но почему все-таки игровое кино? Все профессионалы, работающие с детским контентом, говорят, что дошколята не очень-то охотно смотрят игровые фильмы: им больше нравится анимация…

— Мы бы хотели, чтобы «Малышарики. День рождения» стал первым фильмом, который малыши увидят вместе с родителями на большом экране. Пусть для них это будет чем-то вроде знакомства с миром игрового кино, а их проводниками в этот мир станут уже знакомые и любимые анимационные персонажи.

— Юлия, и напоследок давайте поговорим о ситуации, которая сложилась в отечественной анимации за последние полтора года. Как я понимаю, положение не из легких.

— Да, но драматизировать я бы точно не стала. Одна из проблем связана с тем, что западные мейджоры ушли с нашего рынка, и из-за этого сформировалась ощутимая нехватка контента, в том числе анимационного. Чтобы заполнить пробел, нужно время. Только представьте: шесть минут анимации создаются от трех до шести месяцев, а полнометражный фильм — три-четыре года. Плюс дает о себе знать нехватка специалистов, которые теперь должны компенсировать этот контент в огромных масштабах. Но я бы не стала называть эти проблемы катастрофичными: скорее, это время возможностей. Думаю, ГК «Рики» может много сделать, чтобы образовавшуюся нишу заполнить. Да и другие крупные компании тоже.

— Но есть мнение, что уход западных конкурентов может привести к падению качества…

— Контент западных мейджоров по-прежнему остается для нас той планкой, к которой мы стремимся. К примеру, наш «Финник» специально создавался так, чтобы соответствовать международному уровню. Мы хотим, чтобы наш зритель получил картинку такого же качества. Поэтому мы смотрим на технологии западных игроков, на их приемы, учимся у них ежедневно. Назад пути нет. Нам необходимо соответствовать заданной планке.

Изображение предоставлено пресс-службой "Рики" 

— Вы говорили о нехватке кадров. Каким должен быть молодой аниматор, приходящий на работу в ГК «Рики»?

— Мы крупная компания, которая не стоит на месте, а развивается с космической скоростью. Уже сейчас у нас за плечами 1700 минут анимации — это невероятно крутая цифра. При этом мы постоянно наращиваем мощности, так что новые люди нам нужны. И не просто талантливые аниматоры, а сверхспециалисты. Их подготовкой мы очень долго занимались сами: открывали наборы на собственные курсы и взращивали аниматоров под себя. Ребята у нас учились — а потом самые перспективные получали работу. Надеюсь, такая практика у нас будет и в будущем. Думаю, что хорошим вдохновением для будущих аниматоров может стать наша выставка «Смешарики. Искусство быть круглым».

 

Автор: Вера Аленушкинa

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Кино и театр
26 декабря 2024

Алексей Франдетти: «Люди ходят в театр за удовольствием»

Кино и театр
26 декабря 2024

Муха-Цокотуха стала джаз-дивой, а Комар — свободным художником: метаморфозы театра кукол

Кино и театр
13 декабря 2024

Владимир Панков признан лучшим режиссером за спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры

Кино и театр
29 ноября 2024

«КиноРепортер» вручил «Событие года»

Кино и театр
21 ноября 2024

Андрей Прикотенко: «Чтобы рассказать людям о том, что жизнь тяжела и беспросветна, театр не нужен»

Кино и театр
19 ноября 2024

Николай Акелькин: «Если главный герой интересен, фильм всегда «выстрелит»

Кино и театр
18 ноября 2024

«Событие года» — знак качества и антология отечественного кино

Кино и театр
14 ноября 2024

Екатерина Филиппова: «Талант всегда найдет возможность высказаться»

Кино и театр
05 ноября 2024

Наталья Бондарчук: «Лучшие фильмы о спорте всегда конфликтны»

Кино и театр
24 октября 2024

Александр Войтинский: «Людям близка идея, что печка сама привезет тебя к целям, пока ты сладко спишь»

Кино и театр
17 октября 2024

Четверо смелых: как квартет «Заячий стон» стал знаменитым

Кино и театр
15 октября 2024

С «Арт-платформы» говорят...

Кино и театр
14 октября 2024

Дмитрий Бикбаев: «Если театральный организм здоров и работает правильно, у него нет проблем с продажей билетов»

Кино и театр
07 октября 2024

Театр начинается со школы

Кино и театр
04 октября 2024

В День учителя будет дан старт Всероссийскому проекту по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации

Кино и театр
01 октября 2024

Алексей Учитель: ««Особенности национальной больницы» — это общечеловеческая история»

Кино и театр
20 сентября 2024

Глухие продолжают в кино линию Тарковского

Кино и театр
19 сентября 2024

Наталья Мокрицкая: «Русские кинематографисты — одни из самых трудолюбивых в мире»

Кино и театр
12 сентября 2024

Аурелия Имберт: «Люди ходят в театр, чтобы увидеть свое отражение»

Кино и театр
03 сентября 2024

Битва за зрителя: как российская киноиндустрия борется сегодня за внимание аудитории