IPQ.365
15 декабря 2022
Поделиться
IPQ.365

Право на «патентный троллинг», или Какой иноагент иноагентее

Право на «патентный троллинг», или Какой иноагент иноагентее

Государственный медиахолдинг Russia Today требует от Feelosophy Store компенсацию в полмиллиона рублей за продажу футболок с надписью «иностранный агент» и заодно, «чтобы два раза не вставать», запрещает Московскому магазину актуальной одежды в будущем наносить это словосочетание на... ливреи и плоты.

30 октября основатель Feelosophy Георгий Сарибекян получил от юристов Автономной некоммерческой организации (АНО) «ТВ-Новости», управляющей телеканалом Russia Today, письмо, в котором содержалась претензия о нарушении им исключительных прав телеканала на интеллектуальную собственность, а также требование уничтожить «контрафактный товар» и выплатить RT в качестве компенсации за «значительные финансовые убытки» 500 тысяч рублей. 

К письму прилагалось экспертное заключение, подготовленное патентным поверенным Анной Григорьевой. Она сравнила товарный знак, зарегистрированный RT, и надпись «иностранный агент» на желтых футболках Feelosophy и пришла к выводу, что там наблюдается сходство «до степени смешения, близкому к тождеству», а также совпадение «по фонетическим и семантическим признакам».

Неоново-желтые футболки преткновения были выпущены в поддержку «Медузы» и всех лиц, объявленных иностранными агентами, и появились в продаже в магазине Feelosophy 27 августа 2021 года. 

Почему желтые? Это была отсылка к ярко-желтым жилетам «Пресса», которые по приказу Роскомнадзора должны носить все московские журналисты, работающие на несанкционированных акциях. Надписи на футболках Feelosophy были стилизованы под слово «пресса» на сигнальных жилетах и размещались, как и в случае с жилетами, на светоотражающей ткани.

А как выглядят футболки RT, которые патентный поверенный считает «тождественными» желтым сигнальным футболкам Feelosophy? Они черные. И отсылка не к свежему приказу Роскомнадзора весны 2021 года, и даже не к Закону о СМИ-иноагентах, принятому Госдумой в ноябре 2017 года, а к требованию властей США зарегистрировать американское подразделение RT в качестве «иностранного агента». Это требование было выдвинуто в том же ноябре 2017 и послужило спусковым крючком для законотворчества Госдумы. 

Согласно рекомендациям Роспатента, утвержденных приказом №197 от 31.12.09, при оценке сходства изобразительных и объемных товарных знаков эксперт должен рассматривать три признака: графический (визуальный), смысловой (семантический) и звуковой (фонетический). В данном случае желтая футболка Feelosophy с надписью, сделанной черными буквами, похожа на черную футболку RT с надписью, сделанной белыми буквами, только по одному критерию – фонетическому. 

Тем не менее, RT действительно является правообладателем товарного знака «иностранный агент» с 22 июня 2020 года. И действительно вправе, опираясь на статью 1515 Гражданского кодекса, требовать изъятия и уничтожения контрафактного товара. Материальную компенсацию за нарушение интеллектуальных прав RT тоже по закону может требовать, но не в таких размерах и не «в течение семи дней с даты получения письма», как хочется юристам медиахолдинга. В противном случае юристы должны, опять же, согласно закону, дать аргументированное обоснование таким требованиям. 

Мог ли маленький московский магазинчик, арендующий подвальное помещение в центре города, причинить «значительные финансовые убытки» крупнейшему российскому холдингу, получившему только за прошлый год прибыль в размере 808 396 000 рублей? 

Если спор между АНО «ТВ-Новости» и магазином Feelosophy не закончится досудебным соглашением, а перейдет в рамки судебного разбирательства, и если суд встанет на сторону телеканала, то Russia Today сможет получить монополию на постироничные шутки о репрессивном российском законодательстве. Так считает владелец Feelosophy Георгий Сарибекян. А это, в свою очередь, породит лавину претензий телеканала ко многим другим брендам. 

Кстати, товарный знак «иноагент» тоже, скорей всего, будет принадлежать телеканалу RT. Заявка на регистрацию этого знака была подана 27 мая 2021 года. Аккурат через месяц после внесения «Медузы» в реестр Минюста в качестве иноагента. Партнер юридической фирмы Lidings патентный поверенный Борис Малахов считает, что такие действия можно рассматривать как злоупотребление интеллектуальным правом или «патентный троллинг». 

Типичная тактика патентных троллей – зарегистрировать патент или товарный знак, связанный с чем-то, что используется повсеместно, и затем требовать компенсаций за «нарушение» своих «прав». 

Кроме того в современных российских реалиях практика превращения политических лозунгов и изображений в товарные знаки используется в качестве эффективного способа цензуры. Так, например, произошло со словосочетанием «Умное голосование», которое было зарегистрировано в качестве товарного знака фирмой «Вулинтертрейд», продающей овечью шерсть. Или с лозунгом «Прекрасная Россия будущего», ставшим интеллектуальной собственностью блогера Ильи Ремесло.

Словосочетание «иностранный агент» в сознании большинства обывателей ассоциируется с приснопамятным «враг народа». Государственный репрессивный механизм, включенный по отношению к организациям, попавшим в реестр Минюста, эти ассоциации укрепляет и поддерживает. Сегодня в России таких организаций уже около сотни, начиная от благотворительного фонда «Династия», занимающегося просветительской деятельностью, и заканчивая правозащитным обществом «Мемориал». 

Битва RT с московским магазином актуальной одежды Feelosophy – не про деньги и не про защиту интеллектуальной собственности. Это просто давление на организацию, поддержавшую «врага народа» «Медузу». Тем более что треть денег, заработанных на желтых футболках, магазин перечислял опальному СМИ.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше