Каждый день создается огромное количество контента. Большая его часть канет в Лету, не затронув сердца аудитории, и лишь малая войдет в историю, принесет славу и состояние своему создателю. Учитывая, что результат непредсказуем, многие пренебрегают юридическим оформлением своих прав. С одной стороны, это целесообразно: зачем тратить время и деньги на оформление актива, который не принесет выгоды? С другой — а если «выстрелит»? Как потом доказать, что это твое? Решать эту дилемму вам, но если вы голосуете за юридическое оформление своих прав, то советуем прочитать эту статью.
Чтобы правильно оформить свои права на контент, нужно определить, к какому объекту интеллектуальной собственности относится контент и какие существуют риски.
Что это и с чем едят?
С юридической точки зрения подкасты, вебинары и медитации могут рассматриваться как объекты авторских или смежных прав. Если авторские права у всех на слуху, то суть смежных прав нуждается в пояснении. Если коротко, то формула создания объекта смежных прав выглядит так: 1) взять с согласия автора какое-то произведение; 2) создать новую форму этого произведения, вложив собственные силы и ресурсы; 3) стать правообладателем смежных прав на новую форму произведения. Так, например, продюсерский центр берет с согласия авторов музыку и текст песни, осуществляет их запись при помощи своих технических средств и получает смежные права на фонограмму.
Видеоподкасты и вебинары как видеофайлы являются аудиовизуальными произведениями в соответствии со ст. 1263 ГК РФ, т.е. состоящими из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначены для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Соавторами видеоподкастов и вебинаров признаются режиссер, сценарист и композитор, специально создавший музыку для конкретного аудиовизуального произведения.
Аудиоподкасты и медитации как текст под музыку могут рассматриваться как сложное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК РФ. При этом для того, чтобы возникло сложное произведение, его части должны являться самостоятельными произведениями. Иными словами, текст и музыка должны быть результатами творческой деятельности авторов.
Однако в отношении информационных подкастов данный принцип ставится под сомнение, так как изложение фактов не имеет творческой составляющей. В связи с этим в юридических кругах встречается мнение, что подкасты могут представлять собой сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания (объект смежных прав, ст. 1330 ГК РФ). Сразу возникает вопрос: можно ли отнести создателя подкаста к организации эфирного или кабельного вещания? Несмотря на то что первые подкасты выпускались как раз такими организациями, сегодняшний подкастинг не имеет ничего общего с вещанием. Подкасты создаются в виде медиафайлов и распространяются на специальных площадках, при этом какой-либо трансляции (вещания) в реальном времени не происходит. Кроме того, с учетом популярности подкастов и отсутствия судебных решений, в которых создатель подкаста признавался организацией вещания, можно сделать вывод, что подкасты не являются сообщением передач организаций эфирного или кабельного вещания.
Аудиоподкасты и медитации как запись разговора или монолога, сопровождаемого музыкой, могут представлять собой фонограмму (объект смежных прав). Правообладателем фонограммы является лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков (ст. 1322 ГК РФ). Если проще, то это — продюсер.
Как понять, когда аудиоподкасты и медитации являются сложным произведением, а когда фонограммой? Это очень неоднозначный момент. Если вы взяли мелодию, созданную вашим другом, и наложили на нее аудиофайл со своим текстом, то возникает сложное произведение. Если вы с другом в продюсерском центре записали ваше чтение текста под исполнение музыки друга, то возникает фонограмма.
А что по рискам?
Первый риск заключается в большом количестве лиц, которые могут быть признаны авторами или правообладателями. Здесь могут фигурировать режиссер, автор текста, автор музыки, изготовитель фонограммы, изготовитель аудиовизуального произведения. Если контент используется без согласия всех авторов и правообладателей, то такое использование признается незаконным. Авторы и правообладатели могут потребовать от нарушителя помимо прекращения незаконного использования контента выплату компенсации до 10 млн рублей за каждый факт нарушения, распределение доходов, полученных от использования контента. Особенностью вебинаров, подкастов и медитаций является тот факт, что один человек может совмещать в себе несколько ролей. Например, режиссер и автор текста. В этом случае риск незаконного использования контента минимален. Еще одной особенностью подкастов и вебинаров является участие гостей, экспертов, спикеров, которые выступают со своими материалами. Могут ли эти лица признаваться соавторами? Если они вносят в произведение творческий вклад, то безусловно. Могут ли эти лица предъявить претензии о незаконном использовании контента? В теории — да, но поиск судебной практики не дал результатов.
Второй риск заключается во включении в состав контента интеллектуальной собственности третьих лиц. Фоновая музыка, отбивка, картинки, заставки, презентации, логотипы — все это запрещено включать в свой контент без получения согласия правообладателей. В противном случае правообладатели могут в судебном порядке запретить использование контента и взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав.
Что делать, чтобы минимизировать риски?
Подписывать соглашения со всеми лицами, задействованными в создании контента (музыканты, гости, эксперты, дизайнеры и т.п.). Распределять в этих соглашениях права авторов на итоговый контент, не забывая, что помимо исключительных прав есть личные неимущественные права (авторства, на имя, на обнародование произведения, на внесение изменений и дополнений в произведение).
Внимательно читать пользовательские соглашения площадок, которые используются для создания и публикации контента, для установления того, какие права получает эта площадка на контент. Аналогичная рекомендация для ситуаций, когда запись контента осуществляется сторонней организацией.
Включать в контент только те элементы (музыка, картинки и.т.д.), правообладатели которых дали на это согласие. При возможности использовать элементы, которые распространяются под свободными лицензиями, например Creative Commons.
Сохранять все исходники и иные материалы, сопровождающие создание контента. Это поможет, в случае необходимости, доказать тот факт, что контент действительно принадлежит вам.
Автор: Юрист практики интеллектуальной собственности ASB Consulting Group Полина Бадер
Источники:
-
Бузова Н. Подкасты и интеллектуальная собственность.
-
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.01.2017 г. № С 01-1029/2016 по делу А40-14248/2016.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (4 часть).