Что в имени тебе моем: как защитить личный бренд и почему это так важно

Известные люди — блогеры, певцы, актеры — нередко выпускают под своим личным брендом различные товары, открывают рестораны и устраивают онлайн-марафоны, а их имена и псевдонимы используются в рекламе крупных компаний. Однако случается, что за аккаунтом в соцсети или сайтом, призывающим что-то купить, стоит отнюдь не любимый миллионами артист, а злоумышленник, наживающийся на чужой популярности и наносящий репутационный урон реальному человеку. Существуют и недобросовестные компании, которые эксплуатируют образы знаменитостей без их согласия. Специалисты «Онлайн Патент» рассказывают, как избежать подобных неприятных ситуаций и почему не стоит пренебрегать охраной своего личного бренда.

Что в имени тебе моем: как защитить личный бренд и почему это так важно

Иллюстрация: Онлайн Патент

Что защищаем?

Личным брендом называют образ, который ассоциируется с конкретным человеком и возникает у широкой аудитории при упоминании его имени, фамилии или псевдонима. Развитие персонального бренда просто необходимо блогерам, артистам, различным медийным личностям и другим представителям творческих профессий. Одна из самых важных причин вкладываться и продвигать свой бренд — это возможность его дальнейшей монетизации. Различные онлайн- и офлайн-курсы, тренинги, товары и даже заведения могут быть названы в честь носителя бренда. Но как защитить его от незаконных посягательств?

Один из самых эффективных способов подтвердить свои права — регистрация псевдонима или имени с фамилией в качестве словесного товарного знака.

Что получает правообладатель после регистрации? Если имя/псевдоним кто-то использует без согласия владельца товарного знака, то правообладатель может запросить компенсацию за нарушение исключительных прав (1515 ГК РФ), и составить она может до 5 млн рублей. Также владелец товарного знака получает уникальные права на личный бренд и может потребовать заблокировать сайты и фейковые страницы в социальных сетях со своим именем. У владельца товарного знака появляется возможность заключать договор франчайзинга и тем самым увеличивать прибыль, получая пассивный доход. Как видите, преимуществ достаточно много. Подать заявку на регистрацию товарного знака можно через цифровой сервис https://onlinepatent.ru. Заполните простую форму в личном кабинете, следуя подсказкам, а если у вас останутся вопросы, то квалифицированные специалисты «Онлайн Патента» проконсультируют вас.

Например, сегодня существуют такие зарегистрированные товарные знаки: писатель Ольга Савельева (товарный знак № 851976), «Школа женского здоровья Ольги Панковой» (№ 515391), «Умный гель Валентина Дикуля» (№ 770560), блогер Марьяна Ро (№ 807655), журналист Ксения Собчак (№ 828820), артист Niletto (№ 785538).

Что необходимо знать перед регистрацией товарного знака

Для регистрации имени или псевдонима в качестве товарного знака необходимо будет доказать различительную способность вашего обозначения. Вы можете предоставить записи ваших публичных выступлений, тренингов и т.д. – то есть все, что так или иначе делает вас известным аудитории именно под этим именем.

Обратите внимание, что вы не сможете зарегистрировать в РФ товарный знак, который совпадает с именем или псевдонимом известного человека без его согласия (то есть, например, вы не сможете стать владельцем товарного знака «Ксения Собчак» даже при условии, что это ваши реальные паспортные данные).

Если у вас свое агентство или музыкальный лейбл, вы можете зарегистрировать псевдонимы ваших подопечных (артистов, блогеров и т.д.) в качестве товарных знаков. В этом случае правообладателем товарного знака будет ваша компания. Однако для артистов такая ситуация может обернуться как реальной защитой, так и потерей имени и длительными судебными тяжбами.

Остаться при своем, или Как Витас перестал быть сигнализацией

В качестве позитивного примера приведем историю, которая произошла с известным российским исполнителем Витасом. Компания Autocom в городе Стерлитамак в 2011 году запустила в продажу сигнализации под названием «Витас» с его хитом «Опера № 2», а в рекламе продукта использовала фотографии артиста. При этом никакого разрешения  на использование бренда Autocom не получал. В суд обратился владелец товарного знака «Витас» (№ 272508) — продюсерский центр «Пудовкин». Суд вынес решение выплатить 2,5 млн рублей компенсации правообладателю, а также остановить продажу сигнализаций под брендом известного артиста. Удалось бы получить такую крупную сумму без наличия товарного знака? Конечно, нет.

Однако иногда артистам приходится бороться с продюсерским центром за возможность пользоваться собственным брендом. Так, музыкальный лейбл Black Star регистрирует псевдонимы своих артистов  в качестве товарных знаков. В случае,  если исполнитель уходит в свободное плавание, то  права на имя остаются у компании. Но не все артисты готовы с этим мириться. Певица Кристина Саркисян, известная как Kristina Si (товарный знак № 560056), отказалась продлевать контракт, после чего ее поставили перед фактом, что она не сможет использовать ни свой псевдоним, ни песни. Кристина подала в суд на продюсерский центр, но в итоге сторонам удалось прийти к мирному соглашению, и исполнительница стала владельцем товарного знака «Kristina Si».

Аналогичная история произошла с рэпером L'One. В 2019 году он разорвал договор с музыкальным лейблом Black Star, после чего потерял возможность использовать псевдоним, который также был зарегистрирован в качестве товарного знака (№ 528409) на продюсерский центр. Исполнитель целых два года через суд добивался возможности издавать музыку под собственным именем. Только в 2021 году стороны смогли договориться и товарный знак перешел к рэперу.

Наши рекомендации

Если вы планируете не просто выступать под своим именем, а еще и выпускать товары, то рекомендуем при подаче заявки выбрать как можно больше классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). Если вы не уверены, что подходит именно вам, специалисты помогут вам принять нужное решение.

Еще до регистрации вы можете проверить ваш псевдоним на совпадение с уже существующими товарными знаками в базе Роспатента. Если вы столкнулись с тем, что ваш бренд уже зарегистрирован, то не спешите опускать руки, специалисты компании «Онлайн Патент» подскажут, что можно сделать именно в вашем случае.

 

Автор: Оксана Недвигина

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 декабря 2024

Креативная Россия: главные выводы пилотного исследования ВШЭ по «новой» экономике

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников