Товарный звук

Товарный звук

Иллюстрация: IPQuorum

McDonald’s подала заявку (№ 2022702032) на регистрацию словесного обозначения «Па-ра-па-па-паам» – фразы из всемирно известного джингла «Вот, что я люблю» (I’m lovin’ it), который звучит в рекламе компании.

В 2003 году McDonald’s выбрала немецкую рекламную фирму и их концепт «Ich Liebe Es», где впервые прозвучало столь узнаваемое сейчас «Па-ра-па-па-паам» от Mona Davis Music. Потом стало известно, что автор джингла — рэпер Pusha T. Права на мелодию он передал музыкальной компании, о чем сегодня сожалеет, поскольку получил явно меньше лицензионных платежей за годы использования мотива, чем мог бы, сохранив все права за собой. Особенно с учетом того, что, по сведению некоторых источников, певец Джастин Тимберлейк получил 6 млн долларов от McDonald’s только за то, что использовал фразу «Па-ра-па-па-паам» в своей песне «I’m lovin’ it».

Нынешняя заявка в Роспатент подана в отношении услуг 43-го класса МКТУ («услуги ресторанов») и принята к рассмотрению. Вероятно, если ведомство не установит сходных обозначений в заявленной категории, товарный знак будет зарегистрирован.

Правда, некоторые эксперты-скептики считают, что такое обозначение не может быть товарным знаком: это сочетание нескольких слогов, которые не обладают различительной способностью, не «индивидуализируют» услуги конкретного производителя. Ведь существует категория обозначений, которые не могут стать товарными знаками: отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово, в том числе сочетания согласных и аббревиатуры, которые на момент подачи не приобрели известность, различительную способность.

Так, Роспатент отказал в регистрации следующих обозначений: «ТЛ» (заявка № 2018736411), «ВВ» (заявка № 2019764152), «XRS» (заявка № 2019719508, «VM.RU» (заявка № 2018728223).

Хотя при этом ведомство зарегистрировало в качестве товарных знаков звукоподражания: «ТРА-ЛЯ-ЛЯ» (свидетельство № 241974), «Трамп-пам-пам» (свидетельство № 647235), «Парам-пампам» (свидетельство № 844728), «О-ЛЯ-ЛЯ» (свидетельство № 442585).

Можно предположить, что у заявки «Па-ра-па-па-паам» не возникнет трудностей с различительной способностью. Тем не менее для многих экспертов выбор товарного знака показался странным, ведь сам джингл еще в 2005 году был зарегистрирован как звуковой товарный знак в США («BA DA BA BA BA», свидетельство № 2939936).

Впрочем, это общемировой тренд: крупные компании стараются расширять свое портфолио товарных знаков, регистрируя слоганы, саббренды, звуки, джинглы, сочетания цветов, запахи и голограммы, которые позволяют идентифицировать товар или услуги. В США был зарегистрирован обонятельный товарный знак — аромат пластилина Play-Doh (свидетельство № 5467089), а компания Lucasfilm Entertainment Company зарегистрировала звук светового меча из франшизы «Звездные войны» (свидетельство № 3618321).

В России также регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК), включая позиционные, изменяющиеся, звуковые, световые, вкусовые, осязательные, голографические и обонятельные обозначения. Однако, даже имея такую возможность, не каждому правообладателю по силам доказать, что его обозначение может стать товарным знаком. Он должен предоставить достаточные доказательства, чтобы убедить Роспатент, что на дату подачи заявки это обозначение стойко ассоциируется у потребителей именно с производителем товаров. К весомым аргументам относятся: объем продаж и занимаемая товаром или услугой доля рынка, расходы и продолжительность рекламных кампаний, качество и количество упоминаний в СМИ и интернете, результаты опросов потребителей.

Марс Инкорпорейтед зарегистрировал в качестве товарного знака мурчание кота (свидетельство № 262372), компания Роберт Томас, Металль-унд Электроверке ГмбХ унд Ко. КГ свой популярный джингл «Das ist Thomas» (свидетельство № 361468), а ООО «Яндекс» - изменяющийся товарный знак в виде пиктограммы сигнала светофора с оценкой загруженности дорог (свидетельство № 526621).

Такие товарные знаки, которые принято называть «нетрадиционными», интересны для бизнеса, особенно с появлением виртуального рекламного пространства, дополненной реальности, однако спрос точно не приведет к ослаблению требований ведомств. Стоит лишь надеяться, что интерес к подобного рода «чудным» обозначениям подстегнет к формированию общепринятой практики, что сделает процесс защиты прав на используемые звуки, голограммы, запахи и т.д. более понятным, прозрачным и привлекательным.

 

Автор: Анастасии Сковпень, автор Telegram-канала «Вычислить по IP»

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

РЦИС в Индонезии: как «цифра» запускает оборот интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

Всероссийская платформа Artists и Федерация креативных индустрий стали партнерами

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
02 октября 2024

Творчество под защитой: как дизайнерам сохранить и приумножить интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
01 октября 2024

РЦИС в Пскове: инфраструктура, кредиты, образовательные программы

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
26 сентября 2024

РЦИС заключил договор о сотрудничестве с Ульяновской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 сентября 2024

Северная Осетия получит цифровую инфраструктуру для управления объектами интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 сентября 2024

Блокчейн превращает интеллектуальную собственность в цифровой актив