McDonald’s подала заявку (№ 2022702032) на регистрацию словесного обозначения «Па-ра-па-па-паам» – фразы из всемирно известного джингла «Вот, что я люблю» (I’m lovin’ it), который звучит в рекламе компании.
В 2003 году McDonald’s выбрала немецкую рекламную фирму и их концепт «Ich Liebe Es», где впервые прозвучало столь узнаваемое сейчас «Па-ра-па-па-паам» от Mona Davis Music. Потом стало известно, что автор джингла — рэпер Pusha T. Права на мелодию он передал музыкальной компании, о чем сегодня сожалеет, поскольку получил явно меньше лицензионных платежей за годы использования мотива, чем мог бы, сохранив все права за собой. Особенно с учетом того, что, по сведению некоторых источников, певец Джастин Тимберлейк получил 6 млн долларов от McDonald’s только за то, что использовал фразу «Па-ра-па-па-паам» в своей песне «I’m lovin’ it».
Нынешняя заявка в Роспатент подана в отношении услуг 43-го класса МКТУ («услуги ресторанов») и принята к рассмотрению. Вероятно, если ведомство не установит сходных обозначений в заявленной категории, товарный знак будет зарегистрирован.
Правда, некоторые эксперты-скептики считают, что такое обозначение не может быть товарным знаком: это сочетание нескольких слогов, которые не обладают различительной способностью, не «индивидуализируют» услуги конкретного производителя. Ведь существует категория обозначений, которые не могут стать товарными знаками: отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово, в том числе сочетания согласных и аббревиатуры, которые на момент подачи не приобрели известность, различительную способность.
Так, Роспатент отказал в регистрации следующих обозначений: «ТЛ» (заявка № 2018736411), «ВВ» (заявка № 2019764152), «XRS» (заявка № 2019719508, «VM.RU» (заявка № 2018728223).
Хотя при этом ведомство зарегистрировало в качестве товарных знаков звукоподражания: «ТРА-ЛЯ-ЛЯ» (свидетельство № 241974), «Трамп-пам-пам» (свидетельство № 647235), «Парам-пампам» (свидетельство № 844728), «О-ЛЯ-ЛЯ» (свидетельство № 442585).
Можно предположить, что у заявки «Па-ра-па-па-паам» не возникнет трудностей с различительной способностью. Тем не менее для многих экспертов выбор товарного знака показался странным, ведь сам джингл еще в 2005 году был зарегистрирован как звуковой товарный знак в США («BA DA BA BA BA», свидетельство № 2939936).
Впрочем, это общемировой тренд: крупные компании стараются расширять свое портфолио товарных знаков, регистрируя слоганы, саббренды, звуки, джинглы, сочетания цветов, запахи и голограммы, которые позволяют идентифицировать товар или услуги. В США был зарегистрирован обонятельный товарный знак — аромат пластилина Play-Doh (свидетельство № 5467089), а компания Lucasfilm Entertainment Company зарегистрировала звук светового меча из франшизы «Звездные войны» (свидетельство № 3618321).
В России также регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 1482 ГК), включая позиционные, изменяющиеся, звуковые, световые, вкусовые, осязательные, голографические и обонятельные обозначения. Однако, даже имея такую возможность, не каждому правообладателю по силам доказать, что его обозначение может стать товарным знаком. Он должен предоставить достаточные доказательства, чтобы убедить Роспатент, что на дату подачи заявки это обозначение стойко ассоциируется у потребителей именно с производителем товаров. К весомым аргументам относятся: объем продаж и занимаемая товаром или услугой доля рынка, расходы и продолжительность рекламных кампаний, качество и количество упоминаний в СМИ и интернете, результаты опросов потребителей.
Марс Инкорпорейтед зарегистрировал в качестве товарного знака мурчание кота (свидетельство № 262372), компания Роберт Томас, Металль-унд Электроверке ГмбХ унд Ко. КГ свой популярный джингл «Das ist Thomas» (свидетельство № 361468), а ООО «Яндекс» - изменяющийся товарный знак в виде пиктограммы сигнала светофора с оценкой загруженности дорог (свидетельство № 526621).
Такие товарные знаки, которые принято называть «нетрадиционными», интересны для бизнеса, особенно с появлением виртуального рекламного пространства, дополненной реальности, однако спрос точно не приведет к ослаблению требований ведомств. Стоит лишь надеяться, что интерес к подобного рода «чудным» обозначениям подстегнет к формированию общепринятой практики, что сделает процесс защиты прав на используемые звуки, голограммы, запахи и т.д. более понятным, прозрачным и привлекательным.
Автор: Анастасии Сковпень, автор Telegram-канала «Вычислить по IP»