Музыка и идеология: чего сегодня ждут слушатели от российских артистов

Музыка и идеология: чего сегодня ждут слушатели от российских артистов

Фото пресс-службы Российской креативной недели

Изменения, происходящие в общественно-политической жизни страны в последние полтора года, повлияли в том числе и на музыкальную индустрию. Это связано не только со стримингом и концертной деятельностью, но и со смысловой составляющей творчества, позицией артистов по поводу политики государства, ее проявлением и реакцией, которую она вызывает у слушателей. Может ли сегодня российская музыка существовать вне политики? Меняется ли отношение россиян к артистам, уехавшим из страны? Существует ли в обществе спрос на патриотическую музыку и что под ней понимают жители России? Есть ли связь между их музыкальными и политическими предпочтениями? Эти и другие вопросы, связанные с тем, как должны выстраиваться отношения публики, артистов и государства, обсудили участники сессии «Музыка нас связала: ценностные ориентиры россиян через призму музыкальных вкусов», прошедшей в рамках форума «Российская креативная неделя – Сибирь» в Красноярске. Модератором встречи стал журналист, телеведущий и шеф-редактор телеканала РБК-ТВ Кирилл Токарев.

Недавно ВЦИОМ провел большое репрезентативное онлайн-исследование, показавшее, какие тенденции сегодня можно выделить в музыкальных предпочтениях россиян от 18 лет, а также кто из отечественных артистов вызывает у них самые яркие позитивные и негативные эмоции. По словам генерального директора и председателя правления Фонда ВЦИОМ Константина Абрамова, погрешность результатов опроса составляет не более 2% и он достаточно точно отражает актуальную картину.

27% опрашиваемых считают, что музыканты должны публично выражать свою политическую позицию, 26% придерживаются противоположного мнения, а 43% полагают, что все зависит от конкретной ситуации. 63% людей не одобряют отъезд российских артистов из России в знак протеста, 13% одобряют, 8% в чем-то одобряют, а в чем-то нет, и еще у 13% нет четко сформулированного мнения на этот счет. На вопрос, кто из российских артистов вызывает чувство гордости, 22% опрашиваемых ответили, что это Shaman (Ярослав Дронов), 13% – Олег Газманов, 7% – Юрий Шевчук[1], 6% – Николай Расторгуев и 5% – Юлия Чичерина. Исполнителями-патриотами 28% людей снова назвали Shaman’a, 22% – Газманова, 10% – Расторгуева, 8% – Чичерину, и по 6% досталось Григорию Лепсу и Александру Маршалу. При этом 49% слушателей называют патриотической музыкой песни о малой родине, месте рождения, 40% – о природе и культуре России, 34% – о достижениях народа, великих людях России и 32% – о предыдущих войнах и их героях.

Антирейтинг музыкантов, которые вызывают у опрошенных чувство стыда, возглавила Алла Пугачева – 25% голосов. На втором месте оказался Андрей Макаревич[1] с 18%, на третьем – Филипп Киркоров с 13%. Любопытно, что четвертое место с Моргенштерном[1] разделил Shaman, оказавшийся и в этом списке, – 9%. По 6% голосов у Максима Галкина[1] и Ольги Бузовой.

«В исследовании также был вопрос, стоит ли ограничить влияние западной культуры на российскую. 50% россиян ответили утвердительно в противовес 41% тех, кто против. Во втором лагере в основном молодежь от 18 до 34 лет, выросшая в обществе потребления. Это люди, которые привыкли к тому, что у них всегда есть выбор, множество вариантов и никто не имеет права их этого выбора лишать. Те, кто отвечал, что поддерживают ограничения, – представители более старшего и социально зрелого поколения, воспитанного в СССР, с другим образованием и культурным кодом», – прокомментировал результаты опроса Константин Абрамов.

A&R-директор лейбла «Первое Музыкальное» Андриан Мельников отметил, что рейтинги и чарты социальных сетей и стриминговых площадок показывают совершенно другие результаты по количеству прослушиваний:

«В топ-10 российских чартов нет ни Shaman’a, ни Киркорова, ни Пугачевой, ни Шевчука [1]. Все это артисты, собравшие определенную аудиторию за энное количество лет на эстраде, но как человек, работающий в современном лейбле, я знаю, что сейчас слушает молодежь – у нее свои предпочтения. Появляется огромное количество молодых артистов, очень быстро набирающих популярность. Например, трек исполнителя xxxmanera “Скажи мне, кто ты” набрал 159 млн стримов. Для сравнения, самый популярный трек певицы Zivert собирает максимум 50 млн в квартал. Исторически сложилось так, что большая часть населения России видит только черное и белое. Молодое поколение немного начинает различать градиент. И оно более лояльно не потому, что хочет просто бездумно потреблять, а понимает, что артист в первую очередь – творческий человек, слова и решения которого могут быть импульсивными. Поэтому среди молодежи практически нет тех, кто обвиняет в чем-то музыкантов или требует чего-то от них, что свойственно многим представителям более старшего поколения».

Все спикеры сошлись во мнении, что на уровень популярности и отношение к тем или иным артистам влияют и каналы распространения контента – те медиа, которые говорят о них, и аудитория этих медиа. Музыканты, которых назвали участники опроса ВЦИОМ – это герои ТВ, радио и печатных, то есть традиционных СМИ. Исполнители, популярные в интернете, раскручиваются за счет соцсетей.

«Если политику радио и ТВ-каналов можно регулировать, то контролировать интернет-пространство гораздо сложнее. Да, 97–99% молодежи хочет быть вне политики. Однако никто не мешает социальным сетям с помощью специальных алгоритмов рекомендовать слушателям ту музыку, которая вписывается в рамки идеологических ценностей. То есть важно не запрещать что-то – это вызовет только отторжение, а советовать и выстраивать умный нарратив. Такая политика есть и в Китае, и в Англии, и в США. Также важно отметить, что индустрия будет развиваться, если не только “выставлять” везде Shaman’a, но и показывать, что у нас много других талантливых молодых артистов, исполняющих музыку, которая не противоречит официальной идеологии», – считает преподаватель кафедры политической теории МГИМО Олег Яновский.

Музыкальный продюсер арт-кластера «Таврида» и основатель лейбла «Таврида.АРТ» Анна Храмова рассказала, как выстраиваются отношения с артистами у организации, которую она возглавляет, и по каким критериям лейбл отбирает музыкантов:

«“Таврида” – это государственный проект, и наша позиция отличается от политики коммерческих лейблов. Мы поддерживаем молодых талантливых артистов, которые создают музыку, не задевающую культурные и религиозные ценности, не вульгарную, без нецензурной лексики и протеста против политики государства. При этом темы песен могут быть самыми разными, но среди молодежи сегодня не модно громко высказывать свое мнение. Некоторые ребята даже стесняются выложить фото с российским флагом. Говоря о выборе, я считаю, что музыка должна быть самой разной, но для нас важно прививать артистам любовь к своей стране. Не к власти и конкретным ее представителям, а именно к стране».

Продолжая тему того, что сегодня модно, а что нет среди молодежи, Константин Абрамов отметил: «У нас очень долго было модно не любить и постоянно критиковать свою страну, но сейчас тенденция изменилась. Люди стали возвращаться к корням, осознавать, какая многочисленная и интересная у нас нация».

 

 


[1] Указанное лицо признано Министерством юстиции РФ иностранным агентом

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?