Обучающая программа «Акселератор франшиз. Масштабирование бизнеса» для предпринимателей из Подмосковья подвела итоги. Были представлены детские студии плавания, единоборств, баскетбола, архитектуры, школы английского языка и программирования, финансовой грамотности. Победителем стали «Центры восстановительной медицины» Анны Соколовой. Директор Регионального центра инжиниринга Московской области Мария Садыкова поблагодарила участников, менторов и руководителя программы Марию Кизима с успешным завершением, отметив, что результаты превзошли самые смелые ожидания — два проекта решили провести ребрендинг, а у некоторых прямо в период обучения пошли первые продажи. Она пожелала удачи всем проектам и выразила уверенность, что они обязательно «взлетят». Со своей стороны эксперты дали напутствие начинающим франчайзерам.
Большинство проектов, участвовавших в финальном дне акселератора, были связаны с образованием. Так, на суд жюри была представлена школа баскетбола AIR KIDS, где могут заниматься дети с трех лет.
«Мы принимаем всех, вне зависимости от физических данных, важно лишь желание. Даже если ребенок еще недостаточно вытянулся, мы с радостью возьмем его в секцию. Люди приходят к нам за качественным обучением и семейной атмосферой. Многие узнают о нас благодаря сарафанному радио. При этом у нас можно не только заниматься, но и работать студентам. Также есть проект “Баскетбольные мамы”, где любая мама может вспомнить школу и начать заниматься баскетболом. Наше главное предложение для франчайзи — превратиться из учителя физкультуры в директора школы», — рассказал основатель школы Константин Цветков.
Школа английского языка и программирования Denium предоставляет франчайзи не только уникальную обучающую методику, но и множество цифровых инструментов от CRM-системы до Telegram-ботов, позволяющих оперативно узнавать о выручке и других показателях площадки. Кроме того, по словам основателя Дениса Салахиева, головной офис помогает найти помещение и подобрать педагогов. Важная особенность школы — регулярные мастер-классы, своего рода отчетные концерты для родителей, на которых дети демонстрируют свои успехи.
— А если завтра начнется пандемия?
— Переходим в онлайн, у нас уже был такой опыт с другим нашим проектом — Школой скорочтения, невозмутимо ответил франчайзер.
Среди других участников — клуб научно-технического творчества «Инжиниум» (Екатерина Суворова), сеть детских школ плавания «Акватрон» (Анастасия Пулярова) и единоборств «Мегатрон» (Александр Пуляров), танцевальная студия VANTERA (Вера Лемберг), образовательный центр «Брейни» (Дарья Воеводина), лазертаг-клуб «5 УРОВЕНЬ» (Сергей Просветов), центр развития и коррекции речи «Логолендия» (Юлия Паришкура) и другие. Эксперты задавали выступающим каверзные вопросы, детально выясняли, в чем уникальность торгового предложения как для потребителя, так и для франчайзи, въедливо изучали метрики, финансовую модель и юнит-экономику каждого проекта. Интересовалось жюри и тем, как команда собирается отстраиваться от конкурентов, в том числе государственных и бесплатных, таких как ФОК или «Изобретариум».
Когда презентуешь обычную бизнес-модель, то в основном продаешь опыт, эмоции и экспертизу, когда же речь заходит о франшизе, на передний план выходят метрики и показатели, отметил генеральный директор сети интерактивных развлечений «Клаустрофобия» Владимир Жиганов: «Эмоции привлекают клиентов, но не дают никакой гарантии франчайзи, что он будет так же успешно расти вместе с вами. И тут важно помнить, что, как бы он ни разделял ваш интерес, вашу миссию, в конечном счете франчайзи идет за прибылью. Франшиза — отдельная ветка бизнеса, и относиться к ней надо как к самостоятельному направлению».
Вице-президент компании «Страховой дом ВСК» Дмитрий Носко подчеркнул, что франчайзер должен быть самым строгим критиком собственного проекта: «По роду деятельности мне часто приходится защищать идеи перед инвесторами. Не так давно во время представления проекта “рисковики” и финансисты акционера задали мне вопрос: ты рассказываешь о достоинствах своего начинания, и у тебя горят глаза, а вот какие слабые места ты видишь в проекте и как собираешься с ними работать? Вместо того чтобы указать на недостатки, мне предложили самостоятельно посмотреть критически на свое “детище”, переоценить его и при необходимости пересобрать».
По словам Дмитрия Носко, именно приземленный реалистический взгляд позволил ему успешно защитить проект.
Сооснователь и управляющий партнер IT-компании BST Digital Иван Иванов рассказал, что восемь лет назад после серьезного опыта в управленческом консалтинге и работы в топ-менеджменте федеральных компаний они с командой тоже развивали стартап и часто участвовали в конкурсах, презентуя проект возможным инвесторам: «Именно тогда я понял, как важно уметь вовремя снять с головы корону. Даже когда кажется, что ты уже всё знаешь, всегда есть два инструмента, которые покажут кратчайшую дорогу на новый уровень: слушать тех, кто уже прошел твой путь, и применять новые технологии».
Иван в шутку заметил, что участники финального дня образуют своеобразную экосистему: «Мне кажется, наши проекты выстраиваются в некий жизненный цикл. Сначала человек учится плавать, осваивает английский и программирование. Затем кто-то идет драться, кто-то пить пиво, а кто-то увлекается гастрономией. А в зрелом возрасте зачастую сталкивается с восстановительной медициной».
Мария Кизима согласилась с тем, что франчайзинг сопровождает человека всю жизнь: от лабораторий, где сдают анализы во время беременности, через детские студии, дополнительные занятия, подготовку к экзаменам до создания собственного бизнеса по франшизе.
«Самое ценное из акселератора вы получили в процессе работы над своей франшизой с командой экспертов и менторов! Уверена, вам удастся избежать типичных ошибок новичков, только выходящих на рынок. Например, кто-то делает только крутой сайт, но забывает о том, что на самом деле лежит “под капотом” франшизы — качественный продукт, бизнес-инструменты и экономика. Кто-то нанимает дорогой консалтинг, надеясь, что чем больше заплатит, тем лучше ему сделают франшизу, но и это не так: без вовлечения основателя или руководителей получится шаблон, а не качественная франшиза. Одни сравнивают толщину договора коммерческой концессии с “Додо Пиццей”, другие, наоборот, экономят и копируют договор, условно, у центров “Чемпионика” или “Клаустрофобия”. Но это неверная тактика создания юридической защиты. Теперь вы знаете, что все устроено несколько сложнее, и понимаете, как действовать в той или иной ситуации, какие инструменты надо применять и почему».
Кизима добавила, что важнейшая составляющая акселератора — формирование социальных связей. По ее мнению, поддержка друзей, коллег, наставников, всего профессионального сообщества неоценима, когда региональный проект выходит на федеральный уровень.
Победителем акселератора стала основательница сети «Центров восстановительной медицины» Анна Соколова. В ее учреждениях пациенты приходят в себя после операций, учатся ходить после замены суставов, дети с ДЦП возвращают себе контроль над телом: «Я очень счастлива, что познакомилась здесь с такими классными ребятами и проектами. Я благодарна организаторам — необыкновенные ребята, которые дали большое количество знаний. И для меня эта победа не просто большой “пинок”. Это поддержка со стороны и ООО “Франчайзинг-Интеллект”, и со стороны Центра “Мой бизнес” Московской области, и, естественно, со стороны “Национального проекта”. Поэтому будем расширяться, нести свою идею в массы и делать людей здоровыми и счастливыми!» — рассказала Анна.
Помимо главного приза — сертификата на разработку договора коммерческой концессии от компании «Франчайзинг-Интеллект» — были вручены и специальные награды: детскому архитектурному коворкингу Roomee (Маюми Чечина), вьетнамскому стритфуду Hanois (Нгуен Зуй Хань), сети магазинов «Кукарача» (Даниил Битюк). Жюри особо отметило школу финансовой грамотности BUSINESSFOX Марины Шилкиной, проект которой взял не только специальную награду, но и особую номинацию жюри за качественно проработанную франшизу.
Марина Шилкина рассказывала, что посещала Акселератор франшиз в течение всего месяца.
«Конечно, очень много эмоций. Но давайте погорим о главном — о цифрах. Что я сделала за месяц. Во-первых, “упаковала” суперфраншизу: детские сады, школы BUSINESSFOX и, конечно, маленький продукт для педагогов. В итоге у нас оформилось четыре продукта. Во-вторых, один из наших действующих франчайзи станет первым франчайзи школы BUSINESSFOX. Больше спасибо организаторам, членам жюри и особенно Марии Кизима. Все было очень профессионально. Мы получили для работы множество инсайтов и шаблонов. Каждый кейс был серьезно разобран и проработан. Особая благодарность нашему замечательному ментору Павлу Климанову. Отдельно хочется подчеркнуть, что Акселератор франшиз — не просто мероприятие, а сообщество. Мы стали большой семьей, которая помогает друг другу, поддерживает. Всем советую!» — сказала Марина.
Со своей стороны основатель сети женского бизнес-нетворкинга «МирБизнесМам» (PRO_ЛАНЧ) Любовь Хатамова выразила огромную благодарность Марии Кизима и всем менторам.
«Знакомая прислала мне ссылку на акселератор, и я решила принять в нем участие. И хотя вырвать из своего плотного графика неделю в офлайне очень сложно, ходить на занятия хотелось каждый день. Программа так интересно и глубоко построена, что мы не пропустили ни дня. Мы не выпадали из процесса и при этом точечно получали информацию. Так что всем советую принять участие в следующем акселераторе», — поделилась Любовь.
В завершение официальной части финалистов ждал праздничный торт. А вечером все участники отправились в ресторан на выпускной вечер.
Мероприятие организовано центром «Мой бизнес» Московской области в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», который инициировал Президент России и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.