3 декабря в фойе «Покровка.Театр» прошло торжественное открытие фрески-портрета основателя театра, Народного артиста РФ Сергея Арцибашева. На мероприятии присутствовали супруга режиссера, актриса Нина Арцибашева и его сын, музыкант и искусствовед Сергей Арцибашев, художественный руководитель «Покровка.Театр» Дмитрий Бикбаев, среди почетных гостей также был драматург Владимир Малягин. Открытие фрески – первое из цикла событий, посвященных 75-летию Сергея Арцибашева, которое будет в 2026 году.
Автор работы Владислав Подопригора — художник, муралист, основатель компании по росписи стен “Dislav”. Его эскиз был отобран среди других работ, присланных на open-call для художников, который «Покровка.Театр» проводил совместно с лидером стрит-арт движения в России Александром Милициным.
«Особенно интересно, радостно и примечательно, что это коллаборация стрит-арт художника с классическим театром, и стены исторического Театрального особняка Покровки украсит не масляная живопись, а фреска, исполненная художником с помощью баллонов с краской», — отмечает Александр Милицин. —. Нам хотелось вдохнуть свежести. Классический портрет – хорошо известная всем история, он не подразумевает акцент, а у нас есть акцентное пятно, и сам рисунок имеет 3D-эффект, что сделать в классическом исполнении невозможно».
«Портрет создан как яркая флуоресцентная роспись, объединяющая реалистичность и современную глитч-эстетику. Лицо изображено в полуобороте, с выражением собранности и внутренней силы — качеств, определявших творческий стиль Сергея Арцибашева и его многолетнюю связь с Театральным особняком на Покровке» — делится своим видением художник Владислав Подопригора.
В рамках мероприятия в стенах обновленного Театрального особняка Покровки состоялся первый фортепианный концерт Сергея Арцибашева. Прозвучали произведения любимых композиторов Сергея Николаевича – Сергея Рахманинова и Фридерика Шопена, а также музыка композитора-неоклассика Ханса Циммера.
«Эта фортепианная программа сочетает классику и неоклассику, как и во фреске сошлись классический портрет и стрит-арт, – объясняет свой выбор музыкальной программы вечера Сергей Арцибашев. – Но вообще, для меня идея с фреской оказалась неожиданной, тем более я не ожидал, что получится так хорошо, что удастся передать противоречивую творческую сущность отца, одновременно его суровый, сумрачный образ, расцвеченный энергетическими потоками, которые из него порой вырывались. Иногда он их берег, но в нужный момент он мог зажечь актеров, ведь иначе спектакль мог и не двигаться. Очень счастлив, что сегодня здесь присутствую».
Глядя на портрет, сделанный с фотографии молодого Сергея Арцибашева, его супруга Нина Арцибашева делилась теплыми воспоминаниями:
«Вот этот молодой отец, которого изобразили на фреске, забирал своего сына Сергея Сергеевича из роддома, который находится здесь, на улице Покровка. Удивительно, что для нас это, получается, судьба, потому что именно на этой улице родился не только наш сын, но и этот театр, тоже его детище».
Художественный руководитель театра Дмитрий Бикбаев также анонсировал премьеру спектакля «В тишине» по пьесе Владимира Малягина, близкого друга Сергея Арцибашева, с которым он был знаком более 50 лет. Само произведение «В тишине» ставится в театре не впервые. В 1990-м году, Сергей Николаевич впервые поставил эту пьесу на сцене Театра комедии Росконцерта. Затем, в 2001-м году, ею Арцибашев отпраздновал 10-летие основанного им театра.
Фото предоставлено пресс-службой театра
24 декабря 2025 года «В тишине» вернется на сцену театра, постановкой занимается режиссер Алина Гударева, это совместный проект «Покровка.Театр» и Студии SOUNDRAMA Владимира Панкова.
Спектакль о молодых мечтателях-романтиках, напуганных событиями 1990-х годов. Совместными усилиями они пытаются создать маленький уголок, дом, в котором им было бы хорошо. Где бы они могли, помогая друг другу, какое-то время проводить в тишине — душевной, духовной, физической. Однако окружающая действительность волей-неволей вторгается в их хрупкий мир, разделяя всех на хороших и плохих, выявляя истинную суть добра и зла и роль человека и человечности в эпоху перемен.