Рейтинговое агентство RAEX представило рейтинг лучших вузов России RAEX-100. Церемония состоялась на форуме «Будущее высшей школы» в Москве.
В мероприятии приняли участие больше 250 гостей из университетов, Министерства высшего образования и науки, научных организаций, посольств зарубежных государств, СМИ и медиа. В 2025 году в топ-100 вошли университеты из 30 регионов России, а в топ-20 рейтинга произошли заметные изменения.
Генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков отметил, что «цель дискуссии форума — обсудить будущее высшей школы, понять тенденции, чтобы в соответствии с этими знаниями работать над новыми академическими рейтингами университетов».
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев выступил на форуме и принял участие в дискуссии, посвященной законодательным новеллам и трендам в высшей школе. Он отметил, что необходимо рассматривать вопросы количественного обеспечения потребности в кадрах в комплексе с задачами качества их подготовки в соответствии с внешними вызовами, запросами рынка труда Он также добавил: «Сейчас высшая школа стремительно развивается и меняется под воздействием перехода на новые технологии и вызовы, с которыми сталкивается Россия».
Результаты рейтинга представил исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» агентства RAEX Алексей Ходырев. Он рассказал, что в методике появился новый критерий «число выпускников, занимающих руководящие должности в региональных органах исполнительной власти» и рассказал основные выводы исследования, сопровождающего рейтинг. «В этом году впервые суммарная численность студентов превысила 1,5 млн человек. Главным образом это обусловлено увеличением платного приема. Причём, платный приём лидеры рейтинга наращивали активнее, чем другие участники. Впервые в первой двадцатке доля контрактников превысила долю бюджетников», — отметил Алексей Ходырев.
На форуме также выступили ректоры университетов, занявших ведущие позиции в рейтинге.
Михаил Гордин, ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана рассказал, что программы в современном университете должны постоянно совершенствоваться: «Какие-то программы уходят, какие-то приходят. Это обычная текущая работа вузов. Даже базовые курсы меняются, например, сейчас больше востребована дискретная математика, которая нужна для понимания информационных систем. Специального критерия "срока жизни курса" нет. <…> Наша обязанность — получать обратную связь от студентов и работодателей и на неё реагировать».
Алексей Комиссаров, ректор РАНХиГС при Президенте РФ отметил, что сейчас делается большой упор на количестве инженеров и высказал опасения, что в долгосрочной перспективе большое число таких специалистов может вызвать перенасыщение рынка: «Меня смущает, что сейчас делается большой упор на наращивание инженерных специалистов, потому что стоит вопрос, нужно ли стране такое количество инженеров, ведь специфика профессии сильно изменилась со времен Советского Союза. <…> Я надеюсь, что новая стратегия высшего образования будет учитывать, что для подготовки специалиста любого профиля важны фундаментальные знания в области философии, культуры и других социогуманитарных направлений».
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ объяснил, что задача менеджера сегодня – трудиться в кооперации с инженерами, программистами и предложил объединять в программы двух дипломов несколько разных профилей. «Концепция технологического суверенитета требует увеличения подготовки качественных инженерных кадров, но при этом важно, чтобы это не было в ущерб тем, кто должен трудиться с инженерами в кооперации. <…> Задача экономиста, финансиста, маркетолога - увидеть коммерционализируемую компоненту новой технологии, изучая потребности рынка, адаптируясь к этим потребностям, чтобы донести нужный продукт до потребителя. Для решения этих задач предлагается внедрение принципиально новой модели образования. Речь идет о программах, сочетающих две квалификации, где студенты одновременно получают экономические и инженерные компетенции. Формирование нового поколения специалистов с междисциплинарным мышлением — это не просто образовательная реформа, а стратегическая необходимость для обеспечения технологического суверенитета страны».
Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, подчеркнул, что «высшее образование должно соответствовать и отвечать требованиям государства в его экономическом развитии, чтобы вуз был востребованным и отвечал вызовам современности, необходимо давать студентам самые актуальные знания».
Применительно к инженерному образованию этот тезис конкретизировал Владимир Шевченко, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»: «Современный инженер должен понимать, что любой процесс: от моделирования, проектирования, эксплуатации до модернизации и утилизации любого объекта - происходит параллельно в физическом и цифровом пространстве, между которыми есть сложные связи. Где - то цифровой эксперимент надежен, а где-то ему ни в коем случае доверять нельзя и необходимо делать натурно, несмотря на то, что это дороже. И очень важно владение этим инструментарием и пониманием того, как это устроено».
Сторону работодателей в рамках дискуссии представила Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Госкорпорации Ростех. «Мы следим за рейтингами вузов, вместе с тем, системная работа с высшей школой выстраивается на основе показателей, актуальных для Корпорации и ее организаций с учетом специфики деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, в первую очередь, речь идет о таких метриках, как качество подготовки инженеров , гибкость вуза в адаптации образовательных программ под реальные производственные потребности организаций-работодателей в рамках модели опережающей подготовки инженерных кадров, готовность работать в сетевом формате, участие в реализации наших НИОКР, показатели, достигаемые в рамках Передовых инженерных школ».
Также гостей форума поприветствовал Министр народной власти по вопросам высшего образования Республики Венесуэла Рикардо Санчез. «Университет должен стать пространством, способствующем развитию критического мышления и творчества, также у студентов должна развиваться способность задавать вопросы. Университет служит не для того, чтобы студенты узнали данные и факты, они также должны понимать причины происходящего, строить взаимосвязи и осознавать последствия этих дисциплин. Критическое мышление нужно для формирования информированной, взвешенной и ответственной гражданской позиции», — сказал он.