Skolkovo LegalTech.Black Edition (12+)
09 октября 2019
Поделиться

«LegalTech – не вопрос погони за трендами, а систематическое повышение качества работы компании»

«LegalTech – не вопрос погони за трендами, а систематическое повышение качества работы компании»

Технологии сегодня не оставляют шансов бизнесу остаться в тени, неизбежно меняя социальную, профессиональную и бизнес-среду. На стыке технического и гуманитарного образования появляются принципиально новые профессии, прослойка случайных и неэффективных кадров легко автоматизируется, а личная вовлеченность отводится тем, чей функционал так и не будет подвластен технологиям. Особенно ярко такая тенденция стала очерчиваться в юридической сфере. В преддверии международной конференции Skolkovo LegalTech. BlackEdition, которая состоится 29 ноября в «Сколково», адвокат, кандидат юридических наук, партнер и руководитель практики Особых поручений (Sensitive Matters) Коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай рассказала, как юрист может стать полноценным бизнес-партнером, при помощи каких LegalTech-решений специалисты в области права могут повысить эффективность компании и почему внедрение технологий не должно стать самоцелью.

Как бы вы оценили роль LegalTech-решений в капитализации и повышении эффективности работы компании?

– Такие решения позволяют компаниям, прежде всего, сократить лишние расходы на сотрудников с низкой квалификацией, функционал которых может быть (и уже часто оказывается) легко автоматизирован. Это дает возможность одновременно повысить уровень требований к тем работникам, без личного участия которых в ключевых процессах не обойтись. Таким образом, в компании устраняется прослойка случайных и лишних людей и формируется сильное профессиональное сообщество, что ощутимо влияет на рыночную привлекательность бренда. Все это в совокупности с LegalTech-решениями повышает эффективность работы, снижает риск мелких ошибок из-за человеческого фактора, а также экономит время для концентрации сил всей команды в работе над действительно важными задачами. 

– Есть мнение, что LegalTech позволит юристам превратиться из тех, кто знает наизусть статьи кодексов и ловко жонглирует ими, в настоящих партнеров по бизнесу, соавторов стратегических решений. А осознает ли бизнес сегодня потребность в таких специалистах? Готово ли бизнес-сообщество переосмыслить роль юриста?

– Юридическое сообщество очень разрознено, трудно ответить за всех. Как партнер в юридическом бизнесе и одновременно человек, много лет связанный с академической средой, я постоянно наблюдаю две, казалось бы, взаимоисключающие проблемы: «перепроизводство юристов» и нехватку кадров. С той лишь оговоркой, что дефицит ощущается именно в квалифицированных специалистах, которые не просто исполнительны и образованы, но креативны, находчивы, неленивы, в необходимой степени способны на риск и готовы брать на себя ответственность. Именно такие люди могут стать соавторами стратегических решений и вырасти в настоящих партнеров. Потребность в них была всегда и продолжает возрастать по мере отмирания примитивных задач, выполнение которых обходится фактически без участия людей, в том числе благодаря LegalTech.

– Востребованы ли решения LegalTech в b2c-секторе? Есть ли перспективы автоматизации у системы оказания юридических услуг населению?

– Клиенты и доверители по-прежнему в массе своей настороженно относятся к LegalTech. В их представлении автоматизация определенных процессов создает риск обезличивания, отсутствия индивидуального подхода, невнимательности к конкретной проблеме или задаче. Обращаясь к консультанту, клиент нередко сам не знает, что именно ему нужно, и ждет личного доверительного общения, позволяющего общими усилиями сформулировать и задачу, и решение. Этим LegalTech в консалтинге отличается от LegalTech в госуслугах, где автоматизация, напротив, очень благодарно и радостно воспринимается теми, кто хочет нажать на кнопку и получить результат. Тем не менее, я в этом вопросе настроена оптимистично. Во-первых, клиенты очень разные: от частных лиц с очень приватными вопросами до бизнеса, который и сам стремится автоматизировать многие процессы, поэтому охотно обращается за помощью в этом к консультантам, адекватно воспринимая быстрые и эффективные LegalTech-решения. Во-вторых, сами эти решения вовсе не предполагают поточности или отсутствия кастомизированного подхода. Поэтому в b2c-секторе просто важно эту идею донести и продемонстрировать, как автоматизация одних процессов позволяет сосредоточиться на других – как раз зачастую и играющих решающую роль в помощи клиенту.

– Вы – юрист «по особым поручениям». Расскажите, как развитие цифровых технологий, появление новых инструментов автоматизации юридических процедур отразилось на специфике вашей работы?

– Практика Особых поручений (Sensitive Matters), которую я создала в КА Pen & Paper, – единственная в своем роде в России. Она сосредоточена на работе с доверителями, которые приходят к адвокату с очень деликатными задачами в области семейного и наследственного права, авторских и смежных прав, а также прав на предметы искусства. Мы занимаемся защитой чести, достоинства и репутации, профессиональных и личных интересов спортсменов, звезд шоу-бизнеса, бизнесменов и политиков. Это означает, прежде всего, что нам постоянно приходится работать с очень личной информацией, и наши доверители должны быть уверены в безукоризненном соблюдении конфиденциальности на всех этапах общения и адвокатского производства. Это обеспечивает адвокатская тайна и в помощь ей применяются цифровые инструменты сбора, систематизации и хранения данных, а также их защиты от несанкционированного доступа. Кроме этого, работа адвокатов и консультантов почти постоянно связана с биллингом, поэтому на рынке активно развиваются различные LegalTech-продукты, направленные на повышение прозрачности и достоверности сведений, используемых в расчетах с доверителями. Естественно, в нашей практике очень важна и автоматизация в области судопроизводства – даже электронный доступ к сведениям на сайтах судов уже сильно облегчает и ускоряет работу адвокатов.

– У вас очень широкий диапазон направлений. Семейное право, сопровождение профессиональной деятельности спортсменов, защита интеллектуальной собственности и сопровождение сделок в арт-бизнесе, защита чести, достоинства и деловой репутации – в какой из этих областей LegalTech наиболее востребован?

– Цифровые решения в широком смысле востребованы во всех направлениях. Понятно, что IP и art law предполагают постоянную работу не только с базами данных, но и активное использование цифровых инструментов при проведении экспертиз. Это же, кстати, нередко относится и к семейно-наследственным спорам. Защита чести, достоинства и репутации, особенно если их нарушения связаны с публикациями в Telegram-каналах или на интернет-сайтах, требуют одновременно и технического, и юридического понимания того, как устроены электронные ресурсы, кому принадлежат права на них, а также кто является ответственным за опубликование и распространение порочащих сведений. Не исключаю, что со временем на рынке появятся полноценные LegalTech-инструменты, системно решающие данные задачи.

– Расскажите о продуктах LegalTech, которые применяет или самостоятельно разработала Pen & Paper? Как они трансформировали вашу практику?

– Мы в Pen & Paper внимательно следим за развитием продуктов на рынке LegalTech и вынуждены отметить, что этот рынок развивается по-прежнему довольно хаотично и на волнах хайпа. Со свой стороны, безусловно, мы думаем о разработке и последующем применении LegalTech-продуктов и для этого профессионально анализируем потребности наших доверителей в различных отраслях и областях практик. Для нас важно, чтобы высокотехнологические решения не просто были очередной лендинг-страницей с красивыми картинками или нарядной упаковкой для давно известных инструментов, а действительно становились механизмами эффективной и быстрой помощи в решении сложных юридических задач. Именно поэтому мы не спешим заявлять о своих продуктах до того, как они будут окончательно нами протестированы и апробированы.

Главный принцип работы с LegalTech для нас – не цифровизация ради цифровизации, а поиск оптимальных решений в интересах доверителей, и в этих целях – готовность к техническим изменениям любой сложности.

– Бюрократия – извечная проблема России. Впрочем, сегодня о бюрократии говорят и применительно к транснациональным корпорациям. На ваш взгляд, может ли развитие новых технологий стать первым шагом к решению этих проблем?

– Первым шагом к искоренению бюрократии на любом уровне является реальная, а не гипотетическая готовность к принятию системных последовательных решений, часть из которых – административные и экономические, часть – кадровые, часть – чисто технические. Безусловно, развитие технологий в этом играет огромную роль, поскольку существенно снижает человеческий фактор, влияющий как на скорость процессов, так и на их чистоту и прозрачность. Проблема, часто идущая рука об руку с бюрократией и во многом проистекающая из нее, – это коррупция. Поэтому минимизация числа посредников и участников в процессах, которые вполне могут быть автоматизированы, – серьезный шаг в борьбе с обоими негативными явлениями. Это же позволяет, как мы уже говорили, сосредоточить профессиональные силы людей на действительно значимых задачах.

– С какими из зарубежных рынков сравним российский рынок юртеха по объему и разнообразию продуктов? Есть ли на российском рынке уникальные продукты?

– Россия в смысле LegalTech находится на уровне многих европейских стран – относясь к новым решениям одновременно и с любопытством, и с известной опаской, и с готовностью полноценно адаптировать отдельные продукты в широком обороте. Это, в частности, иллюстрировала волна событий, сопровождавших развитие и юридическое осмысление технологии блокчейн и возможных форм ее применения. После информационного бума и попытки повсеместно «внедрить» блокчейн-продукты и их суррогаты наступила другая стадия – соотнесения этих инструментов с принципами работы и возможностями правовой системы, а дальше – значительно более спокойная, не такая шальная и яркая, но все еще планомерно ведущаяся работа по гармонизации норм законодательства в соответствии с уже произошедшими в общественных отношениях изменениями.

Уникальные продукты, созданные российскими специалистами или просто появившиеся в России, увы, далеко не всегда остаются на российском рынке именно по тем причинам, которые я обозначила выше. Многие азиатские страны, например, значительно гибче и быстрее реагируют на появление новых технологий. А для интересных бизнес-продуктов в зарубежных юрисдикциях создаются благоприятные налоговые режимы, что тоже привлекает технологические стартапы и инвесторов.

– В связи с развитием юридических технологий возникают новые профессии, такие как «менеджер по юридическим операциям» или «инженер по юридической автоматизации». Откуда в бизнес приходят такие специалисты?

– Такие специалисты рождаются на стыке гуманитарного и технического образования, однако чаще все же приходят в бизнес из IT. Именно поэтому многие юридические университеты сегодня начали задумываться о введении базовых дисциплин, повышающих техническую грамотность, а также об открытии специальных магистерских программ для подготовки специалистов подобного рода.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале