Новая выставка «Яков Чернихов. Образ будущего. Архитектурные фантазии русского авангарда» в Еврейском музее и центре толерантности представляет собой масштабную ретроспективу, посвященную Якову Чернихову, гениальному архитектору, художнику-графику, талантливому педагогу и исследователю. Выставка раскрывает все грани мастера через самую полную коллекцию предметов из всех когда-либо экспонировавшихся. Десять залов выставочного пространства, где представлены более 500 оригинальных работ, рассказывают о его личности и творческой биографии.
Основным вектором экспозиции станет попытка проследить уникальный визионерский дар Якова Чернихова, на много десятилетий вперед предвосхитившего развитие архитектуры, орнаментального искусства, дизайна и мультимедиа.
Экспозиция построена вне хронологической последовательности, при этом биография архитектора реконструируется через важные для него места пребывания и самые главные периоды работы. Работы Якова Чернихова погружают зрителя в историю архитектуры первой половины двадцатого столетия — от авангардных экспериментов к сталинской неоклассике, от стилистических поисков к гегемонии большого стиля, — а также рассказывают о влиянии опытов зарубежного высотного строительства на советскую архитектуру 1930–1950-х годов.
Фото предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центре толерантности
«Мы представляем не просто выставку, это проект-исследование о выдающемся архитекторе-конструктивисте Якове Чернихове — визионере и гении своего времени. Яков Чернихов оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и долгое время был более известен на Западе, чем в России. Этой выставкой мы открываем имя Якова Чернихова для широкой аудитории. Хотя при жизни Чернихов не смог воплотить многие свои идеи, сегодня его наследие живет в видеоиграх, кино, дизайне, современных цифровых технологиях. Его творчеством вдохновлялись такие мастера, как Фрэнк Ллойд Райт, Заха Хадид, Жак Херцог и Пьер де Мерон. Выставочный проект не только раскрывает творческий путь архитектора, но и знакомит посетителей с эпохой авангарда и историей архитектуры России. Уверена, посещение выставки станет увлекательным путешествием в мир архитектурного искусства для гостей любого возраста», отметила исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская.
Первый зал выставки при помощи мультимедийного решения позволит посетителям почувствовать уникальность архитектуры Чернихова, где пространство как будто освобождается от законов гравитации, а идеи — от концепций «правильного» и «должного».
Во втором зале представлена инсталляция «Учебный класс графических искусств», где можно познакомиться с необычной методикой преподавания Чернихова, который развивал в учениках свободу мышления и фантазию через работу с беспредметными композициями и затемнением освещения в рабочем пространстве.
Следующий раздел посвящен лаборатории Чернихова в Военно-Микробиологическом институте, где он создавал зарисовки микроорганизмов, ставшие основой серии «Аристография». Эти работы раскрывают принцип абстрактных построений через тональное сочетание красок.
Четвертая инсталляция — личный кабинет архитектора в доме № 8 на набережной канала Грибоедова в Ленинграде. Этот кабинет граничит в экспозиции с залом, посвященным серии «Архитектурные сказки» (пятый раздел выставки). «Архитектурные сказки» создавались на фоне смены политической парадигмы в стране, и вместе с этой сменой формулируются принципы социалистического реализма, отменяя эксперименты и свободные поиски 1920-х годов. Создавая фантазии, обращенные к древней архитектуре, Чернихов на время находит пространство, свободное от идеологических обязательств.
Шестой зал воссоздает проектную мастерскую Чернихова-архитектора. Самой известной постройкой стал Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик», где с 10 июля 2025 года располагается музей Якова Чернихова (как часть факультета архитектуры и дизайна Высшей школы экономики).
Седьмой раздел демонстрирует работу Якова Чернихова над созданием уникального метода построения шрифтов. Результаты этой работы вошли в книгу «Построение классического шрифта», где Чернихов применил теоретические принципы разработки архитектурных форм к созданию шрифтовых моделей. В этом же зале выставка рассказывает о серии «Военная маскировка», архитектор работал над ней в начале Второй мировой войны. Цикл был почти полностью утрачен в 2006 году, когда из Российского архива литературы и искусства было украдено несколько тысяч рисунков Якова Чернихова.
Фото предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центре толерантности
Последний зал посвящен одному из самых загадочных циклов Чернихова «Дворцы и пантеоны». Антиутопичный взгляд, соединенный с виртуозным рисованием, создает композиции, вмещающие в себя пространство двадцатого столетия. Многие мотивы, обозначенные Черниховым в этом цикле, нашли воплощение в современной архитектуре, а также фантазийном мире видеогейминга и кино.
«Хотя творчество Якова Чернихова уже покорило более 20 стран и ведущие музеи России, именно здесь сегодня мы впервые показываем его архитектурные фантазии в таком масштабе. «Искусство проявляет себя только в двух формах: как роскошь и как игра» — эти слова Соломона Рейнака как нельзя лучше описывают суть экспозиции. Посетители погрузятся в мир, где роскошь художественного видения сливается с игрой архитектурной мысли. Эта выставка — история о полете фантазии и мысли, взгляде в будущее и внимании к прошлому. Яков Чернихов был великим провокатором, дающим ощущение, что каждый может быть первооткрывателем и творцом. Я верю, что его графические фантазии способны вдохновить любого человека и сделать его воображение свободным», - отметил Андрей Чернихов, куратор выставки, основатель Международного фонда Якова Чернихова, профессор Международной академии архитектуры.