В Москве на ярмарке «Арт Россия 2025» состоялась дискуссия «Авторские права в искусстве: кодекс этики для участников арт-рынка». Эксперты обсудили историю развития и современное регулирование авторского права, наследование исключительных прав и проблемы российского законодательства. Отдельное внимание участники уделили праву следования и необходимости формирования этических норм на арт-рынке.
Дискуссия началась с основного вопроса: что же представляет собой авторское право. Константин Марков, почетный академик Российской академии художеств, вице-президент по правовым вопросам Творческого союза художников России, напомнил, что это часть гражданского права, регулирующая отношения в области интеллектуальной собственности, включая науку, литературу и художественное искусство. «Авторское право — это щит и меч в руках художника. Щит — когда нужно защититься, меч — когда необходимо отстаивать свои права», — пояснил эксперт.
Под авторским правом понимается совокупность норм, которые регулируют особенности признания авторства, закрепляют за ним как личные неимущественные права (право на авторство, право на имя), так и имущественные и иные права.
О защите авторства начали говорить не вчера. «Первые признаки этого права появились в Европе в XV веке, сразу после изобретения печатного станка Гутенберга, — рассказал Константин Марков. — Если ранее книги переписывались вручную в монастырях и появлялись в единичных экземплярах, то массовое их производство создало и первую проблему — копирование без разрешения автора».
Показателен пример Альбрехта Дюрера, который в 1505 году отправился в Венецию защищать свои права. Его гравюры без разрешения воспроизводил местный художник Маркантонио Раймонди, ставя на них собственную монограмму. Сеньория вынесла компромиссное решение: Раймонди запретили ставить монограммы, а остальное было разрешено. Дюрер был вынужден смириться и уехал в Нюрнберг. С тех пор нарушения и споры об авторских правах лишь множились, а само понятие постепенно закреплялось в законах.
В России ключевым моментом стала кодификация 2008 года, когда была принята часть четвертая Гражданского кодекса, целиком посвящённая интеллектуальным правам. Главой 70 четвертой части ГК РФ предусмотрены все основные аспекты авторского права: как оно возникает, охраняется, передаётся, кто считается автором, что такое исключительные права. Эксперты подчеркнули, что язык документа достаточно понятен, чтобы художники могли разобраться в нем самостоятельно. Но при этом, если дело доходит до суда, лучше обращаться к юристам.
В ходе дискуссии участники отметили, что авторское право регулируется не только национальными законами, но и международными договорами. Основной документ — Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Алексей Кисточкин, заместитель директора УПРАВИС, пояснил: «Во многих странах законодательство строится на основе Бернской конвенции, но подходы отличаются. В Европе и США права авторов защищены жестче: компенсации за нарушения значительные. В США и Великобритании авторское право во многом ориентировано на интересы бизнеса. У нас же законы социально направлены, но компенсации в судах настолько малы, что у авторов пропадает желание судиться».
Особая проблема в России, по словам Алексея Кисточкина, — формулировка о «свободном использовании произведений в информационных целях». Она позволяет обходить закон: коммерческие цели прикрывают «информированием», фактически зарабатывая на чужом труде.
Острая тема, поднятая в рамках мероприятия, — наследование авторских прав. Нередко художники думают лишь о передаче картин, забывая, что их произведения — это не только материальные объекты, но и исключительные права на них. Эксперты советуют при жизни каталогизировать свои работы и обязательно включать в завещания указание о переходе прав на своё творчество. В противном случае наследники могут столкнуться со множеством проблемам, например требованием нотариусов предоставить оценку стоимости авторских прав. Вместе с тем такие права оценить объективно невозможно: сегодня произведение может стоить миллионы, завтра — ничего.
Многие коллекционеры ошибочно полагают, что, купив картину, они автоматически приобретают все права на неё. Это заблуждение. Константин Марков разъяснил: «Покупатель получает материальный объект — саму картину. Он может повесить её у себя дома, включить в каталог своей коллекции, показать на выставке. Но он не может без разрешения автора или его наследников изготавливать репродукции, продавать сувениры с изображением или использовать картину в рекламе». Эти действия относятся к исключительным правам, которые по умолчанию остаются за автором. Передать их можно только отдельным договором. По общему правилу исключительное право действует при жизни автора и 70 лет после его смерти. В этот срок наследники имеют право получать вознаграждения за использование произведений. По его истечении произведения переходят в общественное достояние.
Отдельное внимание участники дискуссии уделили праву следования. Это право художника или его наследников получать процент от перепродажи произведения на аукционах или через галереи. Норма существует во многих странах, включая Россию, но здесь она долгое время не работала из-за пробелов в законодательстве. Лишь недавно по инициативе УПРАВИС были внесены изменения в законодательство, которые сделали норму об отчислениях с продаж в пользу авторских обществ хотя бы в какой-то мере работающей: «Благодаря поправкам аукционы один за другим начинают соблюдать эту норму. А это очень важный механизм социальной поддержки художников и их семей. Нередко именно эти выплаты становятся прибавкой к пенсии авторов или наследников», — отметил Алексей Кисточкин. Однако ответственность посредников (аукционов, галерей) за невыплату вознаграждений законодательно так и не была закреплена.
Юристы и художники сошлись во мнении: помимо законов необходимо формирование кодекса этики. Коллекционеры, покупая произведения, должны понимать, что их миссия — не спрятать картину, а давать ей жить, участвовать в выставках. Художники обязаны фиксировать свои договорённости документально, а галереи — обеспечивать прозрачность сделок. Важный совет участникам рынка дала Вероника Ермичева, основатель галереи ArsLonga.ru: лучше доверять юридические вопросы профессионалам. «Беда, коль пироги начнёт печь сапожник, а сапоги тачать пирожник. Художники должны заниматься творчеством, а защиту прав лучше доверить юристам», — подытожила она.
Дискуссия показала, что тема авторского права многогранна и требует постоянного внимания. Законодательство развивается, но без грамотности и ответственности самих участников рынка многие вопросы останутся открытыми. При этом этика и уважение к творцу столь же важны, как и буква закона.