IPQ.365
15 марта 2025
6 минут
Поделиться
IPQ.365

В Москве открылась выставка о выдающихся женщинах-режиссерах отечественного кино 

В Москве открылась выставка о выдающихся женщинах-режиссерах отечественного кино 

Фото предоставлено пресс-службой музея

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Женщина за кадром. Постскриптум к 100-летию кинорежиссера Татьяны Лиозновой». Экспозиция рассказывает об истории отечественного кинематографа с точки зрения женщин, работавших и продолжающих работать в киноиндустрии. Выставка стала исследованием, призванным ответить на вопрос, кто такие женщины-режиссеры прошлого века и что их отличает от нынешних представительниц режиссерской профессии. Героини экспозиции представляют собой яркий перечень имен – от «пионерок» движения до сегодняшних дебютанток. Узнать об их творческом пути можно благодаря фотографиям, кадрам, афишам, отрывкам из фильмов и разным документам. Генеральный партнер выставки — Государственный центральный музей кино.

Раввин Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России:

«Женщина за кадром» - очень точная формулировка темы выставки, ведь внимание публики всегда приковано к тем, кто в кадре, все знают ярких артисток. Но за кадром трудились не менее талантливые и сильные женщины, о которых не принято было широко говорить. Режиссура долгое время считалась исключительно мужской профессией. Мы постарались по-иному взглянуть на природу режиссуры, которая остро нуждается именно в «женских» качествах: умении созидать, следить за гармонией и слаженностью всех процессов, вдохновлять, проявлять чуткость, видеть глубокие смыслы и выделять в истории то, что по-настоящему важно. На создание этого проекта нас вдохновил юбилей великого мастера – Татьяны Лиозновой. Нам хотелось выразить глубокое почтение ее памяти и ее творчеству, которое является безусловным достоянием отечественного искусства. Мы также поддержали инициативу назвать одну из улиц Москвы в ее честь, а в рамках работы выставки запланировали большую ретроспективу ее фильмов».

Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:

«Выставка входит в параллельную программу выставочных проектов Еврейского музея и центра толерантности, затрагивающих самые широкие темы, актуальные для зрителя: литературу, поэзию, кино и анимацию. Данная выставка – настоящее исследование истории отечественного кинематографа с начала XX века и до наших дней. Она рассказывает о женщинах-режиссерах – о тех, кто создавал фильмы, ставшие частью нашей культуры, золотым фондом, которые по сей день любимы многими зрителями».

Лариса Баженова, директор Музея кино:

«Сейчас кажется, что говорить о женщинах-режиссерах легко, но для начала и середины XX века эта тема была непростой. Представительниц этой профессии было мало, считалось, что это тяжело и психологически, и физически. Но мы помним, любим и знаем всех тех, у кого все же получилось. Каждая из них по-своему уникальна и обладает собственным киноязыком. Это и документалистика Эсфири Шуб, и анимация сестер Брумберг, и, конечно, картины Татьяны Лиозновой. Мне до сих пор сложно понять, как Лиозновой удалось соединить в своем творчестве мужское и женское. В голове не укладывается, как один человек мог снять «Карнавал», «Евдокию», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Им покоряется небо». Одна из первых ее режиссерских работ называлась «Память сердца». Это название идеально подходит и к разделу выставки, посвященному Лиозновой. Женская память ее сердца смогла передать и мужское, и женское, и боль, и радость, и любовь».

Нина Гомиашвили, куратор выставки:

«Рассказывать про женщин очень ответственно: рассказывая про одну, как будто рассказываешь про всех, рассказывая про всех – рассказываешь про себя. Так получилось, что эта выставка для меня очень личная. И мне хотелось, чтобы это была не просто хронология, а погружение, позволяющее посетителям оказаться на съемочной площадке и пережить то, что переживали женщины-режиссеры. Чтобы, пройдя выставку, они захотели либо пересмотреть любимое кино, либо открыть для себя новый фильм».

Вячеслав Шмыров, куратор выставки:

«На выставке перед нами проходит весь XX век, и мы видим, как нелегко женщинами завоевывалось равенство в кино. Экспозиция показывает, какими были женщины-режиссеры прошлого, какие усилия им приходилось прикладывать, какие трудности надо было преодолевать, чтобы заслужить место в профессии. Зато сегодня уже никто не говорит о мужской или женской режиссуре. Женщины больше не живут в мужском мире, им не нужно доказывать, что они сильнее и лучше мужчин. Выставку также будут сопровождать кинопоказы, в том числе современных женщин-режиссеров из России».

Композиционно выставка разделена на три части. Первая посвящена десяти женщинам-режиссерам: от Ольги Преображенской, начинавшей свой путь в кино в дореволюционную пору, до младших современниц Татьяны Лиозновой — Киры Муратовой, Ларисы Шепитько и Динары Асановой. Фильмы, участвующие в экспозиции, формируют представление о «женском кино» ХХ века вовсе не как о периферии кинопроцесса, а как о весомой части классического кинонаследия. К ним можно отнести и первую экранизацию «Тихого Дона» (1930) Ольги Преображенской, и первый советский фильм для детей «Рваные башмаки» (1933) Маргариты Барской, и любимую многими поколениями киносказку «Золушка» (1949) Надежды Кошеверовой, и поэтическую балладу по сценарию Александра Довженко «Повесть пламенных лет» (1960) Юлии Солнцевой, и трагический фильм-реквием о великой войне «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько.

Вторая часть выставки рассказывает о творческом пути Лиозновой. Татьяна Лиознова (1924 – 2011) — кинорежиссер и сценарист, народная артистка СССР, автор фильмов «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся». Однако самой известной ее работой стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», герой которого – разведчик Штирлиц – уже более 50 лет остается едва ли не самым популярным персонажем советской и постсоветской массовой культуры.

Лиознову называли «железной леди советского кино»: она была одной из самых значительных женщин в преимущественно мужском мире режиссуры второй половины ХХ века. Ее творчество при этом стало переломным этапом между поколениями женщин-кинематографистов и обозначило переход от роли помощницы и младшей коллеги (как правило, мужа-режиссера) к самостоятельным проектам, от амплуа умелой производственницы и верной подруги – к полноправному автору кинематографического высказывания. Однако во всем мире режиссура по-прежнему считалась мужским делом, требовавшим исключительно волевого, «сверхмужского» характера. Только демократизация кинопроизводства, вызванная техническими и социальными достижениями конца прошлого века, сняла проблему неравенства в этой сфере.

 При этом в творчестве самой Лиозновой парадоксальным образом сочеталось мужское и женское. В ее фильмографии присутствуют как «мужские» («Им покоряется небо», «Рано утром»), так и «женские» картины («Евдокия», «Карнавал»). Культовые работы, ставшие квинтэссенцией ее творчества, – «Три тополя на Плющихе» и «Семнадцать мгновений весны» – полноценно раскрывают судьбы и характеры как героев, так и героинь.

Третья часть выставки – видеоинтервью, в котором о профессии рассказывают представительницы современного поколения женщин-режиссеров: от опытных Веры Сторожевой и Анны Меликян до дебютанток Клавы Коршуновой и Заки Абдрахмановой. Несмотря на то, что эта выборка могла быть и более обширной, она наглядно демонстрирует произошедшие изменения: если в прошлом веке признания добились лишь два десятка женщин-режиссеров, то сейчас только в игровом российском кинематографе творят более сотни женщин.

Посетители смогут увидеть эскизы к фильмам, фотографии со съемок, фотопробы, афиши, документы, включая режиссерские сценарии и иные артефакты, связанные с миром кино. Например, можно пролистать альбом с фото актеров, которые пробовались на разные роли в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Экспонаты из своих фондов предоставили Государственный центральный музей кино, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Московский музей современного искусства, РГАЛИ, РОСФОТО, Госфильмофонд России, Киностудия им. М. Горького, Мосфильм, Ленфильм и несколько частных собраний.

 

Выставку сопровождает публичная программа, состоящая из обзорных и семейных экскурсий, кинопоказов и лекций.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
13 марта 2025

Ода бесстрашию, точности и вечному движению

IPQ.365
13 марта 2025

Большой сольный концерт группы «Калинов мост»: вечер любимых хитов и новых произведений

IPQ.365
13 марта 2025

Художники со всей России примут участие в масштабном конкурсе

IPQ.365
12 марта 2025

В Москве стартовал молодежный чемпионат «ФИДЖИАТЛОН 3.0»

IPQ.365
12 марта 2025

Исследование Литрес и LiveLib: 62% пользователей хотели бы побывать во вселенной Гарри Поттера

IPQ.365
11 марта 2025

Ассоциация музыкальной индустрии: правообладатели теряют 8,5 млрд рублей в год из-за нейросетей

IPQ.365
10 марта 2025

Корнелия Манго: от музыки до арта

IPQ.365
07 марта 2025

Четвертая Московская неделя моды объединит талантливых дизайнеров со всей страны

IPQ.365
06 марта 2025

Ставок на «несиротские» произведения не существует в природе

IPQ.365
05 марта 2025

РЦИС поделился с Таджикистаном опытом цифровизации сферы интеллектуальной собственности

IPQ.365
04 марта 2025

ФПРК проведет онлайн-сессию по заявочной кампании конкурса «Россия – взгляд в будущее»

IPQ.365
03 марта 2025

Объявляем о старте приема заявок на Всероссийский конкурс этнической музыки «Вся страна»

IPQ.365
03 марта 2025

Здесь начинается креативная Россия

IPQ.365
28 февраля 2025

Вперёд к истокам: русское время приходит в ГУМ

IPQ.365
28 февраля 2025

Любовь, похожая на шелк: Radical Chic выпустил платок, который можно считать настоящей антологией глубоких чувств

IPQ.365
28 февраля 2025

Международный фестиваль медиаискусства НУР и Центр цифрового искусства «Внутришоу» представят мультимедийную выставку о пространстве Inside

IPQ.365
26 февраля 2025

Медиапремия Апостол начинает приём заявок

IPQ.365
25 февраля 2025

Псковичей научат зарабатывать на интеллектуальной собственности

IPQ.365
24 февраля 2025

Севастопольские рассказы и другие креативные продукты

IPQ.365
13 февраля 2025

Какие книги россияне покупают в подарок: аналитика от «Читай-города»